Фамилия, имя________________________
Установлен квалификационный разряд____
Подпись преподавателя________________
Обучение оплачено в сумме____________
______________________________монет
Проведение игры. Вводный этап. Перед началом игры педагогу необходимо приготовить бланки сертификатов о повышении
разряда; нужно подготовить класс (аудиторию). Для этого ставится отдельный стол, где будут размещаться преподаватели института повышения квалификации. Остальные столы в классе можно не двигать, они. в принципе, не помешают проведению игры, но целесообразнее их убрать вдоль стен с таким расчетом, чтобы основная часть класса было свободна для активного взаимодействия участников.
В процессе подготовки игры педагог объясняет детям, что в игре они будут выполнять две основные роли. Кроме того, назначаются ректор и проректор института повышения квалификации. Разделение класса на две группы - безработных и предпринимателей -можно осуществлять либо по решению организатора игры, либо по желанию самих учащихся. После распределения ролей необходимо разъяснить цели и задачи каждой группе участников и провести инструктаж участников игры. Для этого проще всего ознакомить их с инструкциями для каждой категории участников.
|
|
После разъяснения функциональных ролевых целей каждой из групп учащихся педагог отвечает на возникающие у участников игры вопросы. Можно спросить несколько человек о том, как они поняли свои права и обязанности, предписанные полученной ролью.
Перед началом игры, ее запуском целесообразно провести «репетицию» или «разминку» для того, чтобы ребята попробовали провести первые переговоры, успели составить и подписать контракт, то есть вжиться в роль. После проведения репетиции педагог еще раз отвечает на вопросы учащихся, напоминает им о необходимости четко и аккуратно вести учет денежных средств с помощью лицевого счета.
Собственно игра. По сигналу педагога, который отмечает время начала финансового
года, участники игры начинают активно действовать в соответствии со своими игровыми ролями. Безработный стремится подписать контракт с предпринимателями на выгодных для себя условиях. Как только подписывается контракт, он становится работником и получает заработную плату, которую записывает в свой лицевой счет. После он может поступить на курсы повышения квалификации и повышать свой квалификационный разряд. Предприниматель стремится принять на работу нескольких работников, оговаривая в контракте размер заработной платы. Педагог следит за ходом игры и оказывает в случае необходимости дозированную помощь.
|
|
Итоги игры. После каждого игрового года проводится промежуточный анализ результатов. Для этого педагог останавливает активный игровой процесс и предлагает участникам заняться экономическим анализом ситуации, то есть определить итоги прошедшего финансового года (первого цикла игры).
Итоги года подводятся по следующим показателям:
1. Предприниматель определяет, какое количество работников он принял на работу в свою фирму, их квалификационный уровень и суммарную годовую прибыль фирмы, полученную от этих работников. При определении суммарной годовой прибыли предприниматель руководствуется теми экономическими нормативами, которые даны в инструкции, то есть каждый работник первого разряда, принятый предпринимателем на работу, приносит его фирме 1000 монет прибыли в месяц; работник второго разряда приносит -2000 монет прибыли в месяц; работник третьего разряда - 3000 монет и работник четвертого - 4000 монет.
Для определения размера годовой прибыли предприниматель должен сумму месячной прибыли умножить на число месяцев, на которые заключен контракт с данным работником. В том случае, когда предприниматель принял на работу в течение года пять и более новых работников (или перезаключил контракты с работниками, повысившими свой квалификационный уровень), вся полученная им прибыль увеличивается на 10%. Те предприниматели, у которых сумма годовой прибыли окажется меньше 100 000 монет, объявляются банкротами и переводятся в категорию «безработных».
2. Работник определяет, какое количество денег он заработал, то есть общую сумму в графе «Остаток» лицевого счета. Тот работник, который заработал в течение одного года сумму в 150 000 монет и более, может переходить в разряд предпринимателей, уплатив в банк 100 000 монет.
3. Безработный, то есть тот участник, который в течение года не смог устроиться на работу, не подписал ни одного контракта, предъявляет письменный отказ в приеме на работу и получает в банке пособие по безработице в размере 3000 монет.
Когда все расчеты закончены, педагог отвечает на возникшие у участников вопросы и после этого объявляет о начале следующего финансового года, т. е. следующего цикла игры. По истечении 7-8 минут времени объявляется окончание года, проводится анализ его результатов и объявляется новый финансовый год.
После 3-4 лет игра заканчивается подведением окончательных итогов. Схема подведения такая же, как и при подведении промежуточных итогов, только участники должны суммировать полученные денежные суммы за все прошедшие годы. Победителем игры в каждой игровой группе объявляются участники, показавшие максимальные результаты.
Заключительная дискуссия. После игры целесообразно провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников. Для этого можно попросить выступить ребят, занявших первые места в игровых группах (предпринимателей и работников), со своими впечатлениями и анализом своих действий в ходе игры. Что они предпринимали, чтобы достичь такого результата? Каким образом действовали? Что учитывали, и т. д. Можно попросить выступить и тех, у кого самый низкий результат, с разбором причин неудачи. В принципе слово для обсуждения игры должно быть предоставлено любому участнику. В заключение педагог отвечает на вопросы участников и делает выводы о проведенной игре.
Рекомендации ведущему. Вам следует позаботиться о специальных карточках-визитках для этой игры: «Предприниматель» и «Работник». Такие карточки выдаются участникам на время игры в соответствии с их ролью. Кроме того, целесообразно подготовить и необходимую документацию. Если есть возможность, размножить лицевые счета, квалификационные сертификаты.
|
|
' Во время игры вы вместе с банком должны контролировать правильность ведения участниками своей финансовой документации. В частности, остаток на счету предпринимателя с учетом полученной за год прибыли должен быть больше (или равен) суммы, выданной данным предпринимателем в качестве заработной платы нанятым работникам.
Возможно повторение игры на тех же условиях, но при полной смене ролей. Те участники, которые играли предпринимателей, становятся работниками, а те, кто был работниками, играют роль предпринимателей.
5. «Мои ошибки»
Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.
Франсуа де Ларошфуко
«Прошу всех участников объединиться в малые группы по 4-5 человек и обсудить по уже знакомой всем процедуре свои ошибки, записанные за время, прошедшее после последнего занятия».
Рекомендации ведущему. Это обычное домашнее задание, но группу нужно настроить на серьезное обсуждение его результатов, так как именно самоанализ дает наибольший эффект.
6. «Неопределенность»
Для успеха нужна проблема плюс позиция, которая выражала бы готовность ответить на проблему действием, ведущим к ее решению.
Г. Холлишуэрт, психолог
«Предпринимателю зачастую приходится действовать в условиях полной или относительной неопределенности. Он не должен пасовать перед этим, а должен уметь менять тактику для достижения наилучшего результата именно в этих неопределенных условиях. Сейчас вы в такой ситуации.
В полном распоряжении каждого в течение 2 минут будут вся группа, все предметы, помещение и т. д. Вам остается только действовать, получить некий результат. Ваша задача - воспользоваться этой неопределенной ситуацией для получения результата.
Итак, кто бы хотел быть первым? Помните, что за инициативу - премия 5 баллов. Кроме того, вам легче - полная свобода действий. То, что сделает хотя бы один участник, остальные не должны повторять. Нужны принципиально иные действия, поступки и принципиально иной результат».
Рекомендации ведущему. Этот тренинг оцениваете вы сами от 0 до 10 баллов, штраф - 5 баллов. В качестве примера назовем: а) участник может организовать групповую игру в течение 1 минуты; б) провести зарядку со всеми членами группы; в) включить магнитофон и пригласить любую девушку на танец; г) спеть песню или разучить со всей группой один из куплетов этой песни и т. п. Вы ни в коем случае не должны даже намекать на эти варианты, каждый участник самостоятельно решает вопрос о том, что он будет делать в этих очень неопределенных условиях.
|
|
Ваша задача - следить за тем, чтобы каждый раз было принципиально новое решение. После тренинга обязательно обсудить в режиме рефлексии происшедшее в группе и действия каждого участника.