Установления Божьи — это вечные планы Бога, посредством которых, еще прежде сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит. Это
22 Здесь дан более подробный анализ вопроса о явной и скрытой воле Бога.
23 Это возражение Говарда Маршалла (см.: I. Howard Marshall, "Predestination in the
New Testament", p. 173).
24 Жан Кальвин говорит тем, кто возражает против наличия двух аспектов воли Бо
жьей: «Пусть они мне скажут, как осуществляет Бог Свой суд — добровольно или нет?
...Божественная воля, единая и простая сама по себе, нам кажется разной потому, что в
силу грубости и слабости нашего ума мы не можем понять, как Бог различным образом
желает и не желает, чтобы нечто произошло». Он также одобрительно цитирует утверж
дение Августина: «Важно... рассмотреть, чего подобает желать Богу, а чего — человеку...
Ибо то, чего Бог желает по справедливости, Он совершает через злую волю людей»
(Institutes, 1:233,234 [1.18.3]).
___________________________ Глава 15. Провидение Божье _______________________ УТ\_
учение сходно с учением о провидении, но здесь мы говорим о решениях Бога, принятых еще до сотворения мира, а не Его действия во времени. Его действия — это исполнение вечных установлений, которые Он определил очень давно. (О слове «установление» в несколько ином смысле см. в гл. 1.)
|
|
Давид говорит: «В твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16; ср.: Иов. 14:5: дни, месяцы и пределы человека определены Богом). Существовал также «определенный совет и предведение Божие» (Деян. 2:23), по которому Иисус был предан смерти, а действия тех, кто осудил и распял Его, были «предопределены» Богом (Деян. 4:28). Наше спасение было установлено уже давно, так как Бог, «Он избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф. 1:4). Наши добрые дела «Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10; ср.: Иуд. 4).
Эти примеры говорят о разнообразных аспектах человеческой деятельности. Представляется уместным заключить из этих примеров, что все, совершаемое Богом, Он запланировал прежде создания мира, все это — Его вечный план. Учение об установлениях Божьих помогает нам осознать, что Бог не поступает внезапно, по необходимости. Он знает окончание с самого начала, и Он совершит все свои благие намерения. Это должно усилить наше доверие Богу, особенно в пору испытаний.
Д. Важность наших поступков
Иногда мы забываем, что Бог осуществляет управление миром через поступки людей. Если мы не отдаем себе в этом отчета, мы начинаем думать, что наши поступки и наш выбор не оказывают никакого влияния на ход событий. Чтобы уберечь себя от такого неверного восприятия Божьего провидения, следует подчеркнуть несколько моментов.
|
|
/. Мы несем ответственность за наши поступки. Бог создал нас ответственными за наши поступки, которые приводят к реальным и значимым для вечности результатам. Во всех Своих деяниях Бог сохраняет эти свойства ответственности и значимости.
Чтобы понять это, следует обратиться к аналогиям из мира природы. Бог сотворил камень со свойством твердости, и поэтому камень тверд. Бог сотворил воду со свойством влажности, и поэтому вода мокрая. Бог сотворил растения и животных с признаком жизни, и поэтому они живут. Точно также Бог сотворил нас со свойством ответственности за наши поступки, и поэтому мы ответственны за них! Если мы поступаем по справедливости и повинуемся Богу, Он вознаградит нас и у нас все будет хорошо как в этой жизни, так и в будущей. Если же мы совершаем зло и противимся Богу, Он будет дисциплинировать нас и, возможно, наказывать нас, и наши дела будут плохи. Осознание
Часть II. Учение о Боге
этого факта поможет нам обрести пасторскую мудрость в беседах с людьми, в которых нам следует призывать их избегать лености и неповиновения.
Тот факт, что мы ответственны за наши поступки, означает, что нам не следует думать: «Бог заставил меня совершить зло, и я не виноват в этом». Не случайно, Адам извинялся за самый первый грех в таких выражениях, которые поразительно напоминают именно такой ход мысли: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). В отличие от Адама, Писание никогда не возлагает вину за грех на Бога. Если мы начинаем думать, что Бог виновен в грехе, мы греховно мыслим о провидении Божьем, так как вина всегда лежит на творении, а не на Творце. Мы можем сказать, что со стороны Бога несправедливо призывать нас к ответу, если все события предопределил Он Сам, однако Павел поправляет нас: «Ты скажешь мне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?" Аты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9:19,20). Мы должны осознать и принять в свое сердце мысль о том, что Бог по праву обличает и карает зло. И, если мы несем за это ответственность, мы также по праву осуществляем дисциплину в наших семьях, в церкви и даже, в определенном смысле, в окружающем нас обществе. Нам никогда не следует говорить о злодеянии: «Бог этого желал, и, значит, это благо», так как мы должны помнить, что некоторые вещи, запланированные Божьей волей установления, сами по себе не благи, и мы не должны одобрять их, как не одобряет их и Сам Бог.
2. Наши действия приводят к реальным результатам и действительно изменяют ход событий. В рамках обычного порядка вещей, установленного в мире, если я пренебрегаю своим здоровьем (напр., у меня больной желудок, а я злоупотребляю табаком и алкоголем), то я, скорее всего, умру раньше. Бог устроил мир так, что наши действия имеют реальные последствия. Бог устроил так, что события происходят потому, что мы обусловливаем их. Конечно, мы не можем знать того, что Бог запланировал даже на остаток текущего дня, не говоря уже о следующей неделе или о следующем годе. Однако мы знаем, что если мы доверяем Богу и повинуемся Ему, то мы обнаруживаем, что Он запланировал для нас благорадм нашего послушания. Мы не в состоянии просто не обращать внимание на тех людей, с которыми встречаемся, так как Бог приводит на наши пути множество людей и дает нам ответственность совершать в отношении их поступки, которые имеют значение для вечности, — на благо или на зло.
Кальвин, призывая нас с осторожностью строить планы на будущее, мудро замечает: «Господь пожелал скрыть от нас все будущие события, чтобы мы шли вперед, не ведая о том, что должно произойти, и не переставали пользоваться данными нам Богом средствами против опасностей, пока не достигнем цели или пока опасности не одолеют нас... Мы должны созерцать Божье провидение не сугубо само по себе, а вместе со свойствами, приданными ему
|
|
Глава 15. Провидение Божье
Богом. Он словно одел в них провидение, чтобы оно явилось нам именно в таком виде»25.
Напротив, если мы предвидим, что в будущем могут произойти несчастья или возникнуть опасности, и если мы не принимаем разумных мер, чтобы избежать их, то мы можем обнаружить даже, что наше бездействие стало тем средством, которое Бог использовал для того, чтобы эти события произошли!
3. Молитва — это один из способов действия, который имеет определенные результаты и действительно меняет ход событий. Бог установил также, что молитва — это очень значимый способ достижения в мире тех или иных результатов26. Если мы серьезно молимся о конкретной личности или ситуации, мы часто обнаруживаем, что Бог определил нашу молитву как средство, которое Он использует для осуществления изменений в мире. Писание напоминает нам об этом следующими словами: «Не имеете, потому что не просите» (Иак. 4:2). Иисус говорит: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24).
4. Мы должны действовать/Учение о провидении нив коем случае не призывает нас пребывать в лености и ожидать исхода событий. Конечно, Бог может сказать нам, что необходимо ждать и довериться Ему, а не полагаться на себя самих, — и это правильно. Но утверждать, что нам следует доверяться Богу вместо того, чтобы брать на себя ответственность и действовать, — это просто леность и искажение учения о провидении.
Другими словами, если моему сыну дано домашнее задание, которое должно быть выполнено к следующему дню, я проконтролирую выполнение этой работы, прежде чем отпустить его гулять. Я понимаю, что все — в руках Божьих и что Бог давно предопределил, какую оценку получит мой сын, но ни я, ни сын не знаем, какая это будет оценка. Единственное, что я знаю, так это то, что, если мой сын будет хорошо учиться и тщательно выполнять домашние задания, он будет получать хорошие оценки. Если же он будет учиться плохо, оценки тоже будут плохими. Поэтому Кальвин говорит:
|
|
Теперь ясно, в чем состоит наш долг. Если Господь поручил нам заботиться о нашей жизни, мы должны ее сохранять. Если Он предоставляет нам возможность делать это, мы должны ею пользоваться. Если Он предупреждает нас об опасностях, то мы не должны неосмотрительно и безрассудно бросаться им навстречу. Если Он наделяет нас средствами, которые помогут избежать опасностей, то мы не должны ими пренебрегать. Нам возразят, что никакая опасность не может принести вреда, если ей не предназначено навредить. Если же предназначено, то никакими
John Calvin, Institutes, 1:216(1.17.4).
Более подробный анализ молитвенной практики см. в гл. 17.
Часть II. Учение о Боге
средствами нельзя этого избежать. А что если опасности не являются непобедимыми, поскольку Господь указал нам средства к их преодолению?27
Прекрасный пример активных действий в сочетании с доверием Богу находим во 2 Цар. 10:12, где Иоав говорит: «Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего», но далее в том же предложении добавляет: «Господь сделает, что Ему угодно». Иоав сражается и доверяет Богу, Который свершит то, что считает правильным.
Схожие примеры находим и в Новом Завете. Когда Павел был в Коринфе, Господь, чтобы удержать Павла от отчаяния по поводу того противодействия, которое ему оказывали иудеи, явился ему в видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9,10). Если бы Павел был фаталистом и неверно понимал провидение Божье, то он, услышав слова Бога о том, что у Него «много людей в этом городе», сделал бы вывод, что Бог решил спасти многих коринфян и не имеет никакого значения, останется Павел в городе или нет, так как Бог уже избрал там множество людей к спасению! Павел мог бы решить, что ему следует просто собрать вещи и уехать! Однако Павел не совершил этой ошибки. Напротив, он пришел к выводу, что если Бог избрал многих в Коринфе, то, возможно, именно через проповеди Павла эти люди обретут спасение. Поэтому Павел принял мудрое решение: «Ион оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11).
Павел помещает этот ответственный поступок в контекст о провидении Божьем в одном-единственном предложении во 2 Тим. 2:10: «Посему я все терплю райи избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою». Из того факта, что Бог избрал определенное число людей к спасению, он не заключает, что людям уже нет нужды что-то предпринимать; напротив, он приходит к выводу, что многое следует делать, чтобы цели Божьи исполнились через те средства, которые Бог также установил. И в самом деле, Павел был готов претерпеть «все», все трудности и страдания, ради того, чтобы вечные планы Бога воплотились в жизнь. Искренняя вера в провидение Божье — это не повод к бездействию и отчаянию, а призыв к активности.
Схожий пример — это история о путешествии Павла в Рим. Бог открыл Павлу, что никто из находившихся на корабле не погибнет во время продолжительного шторма. И Павел призывал к мужеству всех, кто был на палубе:
Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как
27 John Calvin, Institutes, 1:216 (1.17.4).
Глава 15. Провидение Божье
мне сказано: нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров (Деян. 27:22-26).
Однако вскоре после того, как Павел произнес эти слова, он заметил, что моряки тайно спускали на воду спасательную шлюпку и «хотели бежать с корабля» (Деян. 27:30). Они хотели оставить пассажиров одних, безлюдей, умевших управлять кораблем. Когда Павел увидел это, он не занял ложную, фаталистическую позицию, думая, что Бог чудесным образом доставит корабль к берегу. Он немедленно пошел к сотнику, командовавшему моряками, и «сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Павел осознавал, что Божья забота о происходящем и даже ясное предсказание того, что произойдет, все же требовали обычных человеческих средств для его осуществления. Он был так решителен, что даже говорил о том, что эти средства были необходимы: «Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Нам следует подражать этому примеру, сочетая в себе полное доверие Божьему провидению с употреблением обычных средств, которые необходимы для осуществления событий, запланированных Богом.
5. Что если мы не в состоянии понять это учение полностью? Каждый верующий, который размышляет о провидении Божьем, рано или поздно придет к убеждению: «Я не могу полностью понять это учение». В какой-то степени это верно для каждого учения, поскольку наш разум конечен, а Бог — бесконечен. Однако в особенности это справедливо по отношению к учению о провидении: мы должны верить в него, поскольку оно изложено в Писании, даже если мы не понимаем, как оно согласуется с другими учениями Писания. Кальвин в связи с этим дает нам мудрый совет:
Те же, кто находит все это слишком грубым или суровым, пусть задумаются над тем, насколько невыносимы их мрачность и высокомерие. То, что Бог засвидетельствовал во многих местах Писания, они отбрасывают под тем предлогом, что это превосходит их разумение. Более того, они дерзают хулить тех, кто продвигает вперед то учение, которое Бог никогда не позволил бы обнародовать через своих пророков и апостолов, если бы не знал, что оно полезно. Ибо наше познание должно состоять ни в чем ином, как в благоговейном и послушном принятии всего, чему нас учит Писание, без всяких исключений28.