Г. Божьи установления. Установления Божьи — это вечные планы Бога, посредством которых, еще прежде сотворения мира, Он определил все

Установления Божьи — это вечные планы Бога, посредством которых, еще прежде сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит. Это

22 Здесь дан более подробный анализ вопроса о явной и скрытой воле Бога.

23 Это возражение Говарда Маршалла (см.: I. Howard Marshall, "Predestination in the
New Testament", p. 173).

24 Жан Кальвин говорит тем, кто возражает против наличия двух аспектов воли Бо­
жьей: «Пусть они мне скажут, как осуществляет Бог Свой суд — добровольно или нет?
...Божественная воля, единая и простая сама по себе, нам кажется разной потому, что в
силу грубости и слабости нашего ума мы не можем понять, как Бог различным образом
желает и не желает, чтобы нечто произошло». Он также одобрительно цитирует утверж­
дение Августина: «Важно... рассмотреть, чего подобает желать Богу, а чего — человеку...
Ибо то, чего Бог желает по справедливости, Он совершает через злую волю людей»
(Institutes, 1:233,234 [1.18.3]).


___________________________ Глава 15. Провидение Божье _______________________ УТ\_

учение сходно с учением о провидении, но здесь мы говорим о решениях Бога, принятых еще до сотворения мира, а не Его действия во времени. Его дейст­вия — это исполнение вечных установлений, которые Он определил очень дав­но. (О слове «установление» в несколько ином смысле см. в гл. 1.)

Давид говорит: «В твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16; ср.: Иов. 14:5: дни, месяцы и пределы человека определены Богом). Существовал также «определенный со­вет и предведение Божие» (Деян. 2:23), по которому Иисус был предан смер­ти, а действия тех, кто осудил и распял Его, были «предопределены» Богом (Деян. 4:28). Наше спасение было установлено уже давно, так как Бог, «Он избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф. 1:4). Наши добрые дела «Бог предназначил нам ис­полнять» (Еф. 2:10; ср.: Иуд. 4).

Эти примеры говорят о разнообразных аспектах человеческой деятельно­сти. Представляется уместным заключить из этих примеров, что все, совер­шаемое Богом, Он запланировал прежде создания мира, все это — Его вечный план. Учение об установлениях Божьих помогает нам осознать, что Бог не по­ступает внезапно, по необходимости. Он знает окончание с самого начала, и Он совершит все свои благие намерения. Это должно усилить наше доверие Богу, особенно в пору испытаний.

Д. Важность наших поступков

Иногда мы забываем, что Бог осуществляет управление миром через по­ступки людей. Если мы не отдаем себе в этом отчета, мы начинаем думать, что наши поступки и наш выбор не оказывают никакого влияния на ход собы­тий. Чтобы уберечь себя от такого неверного восприятия Божьего провиде­ния, следует подчеркнуть несколько моментов.

/. Мы несем ответственность за наши поступки. Бог создал нас ответ­ственными за наши поступки, которые приводят к реальным и значимым для вечности результатам. Во всех Своих деяниях Бог сохраняет эти свойства от­ветственности и значимости.

Чтобы понять это, следует обратиться к аналогиям из мира природы. Бог сотворил камень со свойством твердости, и поэтому камень тверд. Бог сотво­рил воду со свойством влажности, и поэтому вода мокрая. Бог сотворил рас­тения и животных с признаком жизни, и поэтому они живут. Точно также Бог сотворил нас со свойством ответственности за наши поступки, и поэтому мы ответственны за них! Если мы поступаем по справедливости и повинуемся Богу, Он вознаградит нас и у нас все будет хорошо как в этой жизни, так и в буду­щей. Если же мы совершаем зло и противимся Богу, Он будет дисциплиниро­вать нас и, возможно, наказывать нас, и наши дела будут плохи. Осознание



Часть II. Учение о Боге


этого факта поможет нам обрести пасторскую мудрость в беседах с людьми, в которых нам следует призывать их избегать лености и неповиновения.

Тот факт, что мы ответственны за наши поступки, означает, что нам не следует думать: «Бог заставил меня совершить зло, и я не виноват в этом». Не случайно, Адам извинялся за самый первый грех в таких выражениях, ко­торые поразительно напоминают именно такой ход мысли: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). В отличие от Адама, Писание никогда не возлагает вину за грех на Бога. Если мы начинаем ду­мать, что Бог виновен в грехе, мы греховно мыслим о провидении Божьем, так как вина всегда лежит на творении, а не на Творце. Мы можем сказать, что со стороны Бога несправедливо призывать нас к ответу, если все события пре­допределил Он Сам, однако Павел поправляет нас: «Ты скажешь мне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?" Аты кто, человек, что спо­ришь с Богом?» (Рим. 9:19,20). Мы должны осознать и принять в свое сердце мысль о том, что Бог по праву обличает и карает зло. И, если мы несем за это ответственность, мы также по праву осуществляем дисциплину в наших се­мьях, в церкви и даже, в определенном смысле, в окружающем нас обществе. Нам никогда не следует говорить о злодеянии: «Бог этого желал, и, значит, это благо», так как мы должны помнить, что некоторые вещи, запланированные Божьей волей установления, сами по себе не благи, и мы не должны одобрять их, как не одобряет их и Сам Бог.

2. Наши действия приводят к реальным результатам и действительно из­меняют ход событий. В рамках обычного порядка вещей, установленного в мире, если я пренебрегаю своим здоровьем (напр., у меня больной желудок, а я злоупотребляю табаком и алкоголем), то я, скорее всего, умру раньше. Бог устроил мир так, что наши действия имеют реальные последствия. Бог устро­ил так, что события происходят потому, что мы обусловливаем их. Конечно, мы не можем знать того, что Бог запланировал даже на остаток текущего дня, не говоря уже о следующей неделе или о следующем годе. Однако мы знаем, что если мы доверяем Богу и повинуемся Ему, то мы обнаруживаем, что Он запланировал для нас благорадм нашего послушания. Мы не в состоянии про­сто не обращать внимание на тех людей, с которыми встречаемся, так как Бог приводит на наши пути множество людей и дает нам ответственность совер­шать в отношении их поступки, которые имеют значение для вечности, — на благо или на зло.

Кальвин, призывая нас с осторожностью строить планы на будущее, муд­ро замечает: «Господь пожелал скрыть от нас все будущие события, чтобы мы шли вперед, не ведая о том, что должно произойти, и не переставали пользо­ваться данными нам Богом средствами против опасностей, пока не достиг­нем цели или пока опасности не одолеют нас... Мы должны созерцать Божье провидение не сугубо само по себе, а вместе со свойствами, приданными ему


Глава 15. Провидение Божье



Богом. Он словно одел в них провидение, чтобы оно явилось нам именно в таком виде»25.

Напротив, если мы предвидим, что в будущем могут произойти несчастья или возникнуть опасности, и если мы не принимаем разумных мер, чтобы избе­жать их, то мы можем обнаружить даже, что наше бездействие стало тем сред­ством, которое Бог использовал для того, чтобы эти события произошли!

3. Молитваэто один из способов действия, который имеет определен­ные результаты и действительно меняет ход событий. Бог установил также, что молитва — это очень значимый способ достижения в мире тех или иных результатов26. Если мы серьезно молимся о конкретной личности или ситуа­ции, мы часто обнаруживаем, что Бог определил нашу молитву как средство, которое Он использует для осуществления изменений в мире. Писание напо­минает нам об этом следующими словами: «Не имеете, потому что не просите» (Иак. 4:2). Иисус говорит: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси­те и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24).

4. Мы должны действовать/Учение о провидении нив коем случае не при­зывает нас пребывать в лености и ожидать исхода событий. Конечно, Бог мо­жет сказать нам, что необходимо ждать и довериться Ему, а не полагаться на себя самих, — и это правильно. Но утверждать, что нам следует доверяться Богу вместо того, чтобы брать на себя ответственность и действовать, — это просто леность и искажение учения о провидении.

Другими словами, если моему сыну дано домашнее задание, которое дол­жно быть выполнено к следующему дню, я проконтролирую выполнение этой работы, прежде чем отпустить его гулять. Я понимаю, что все — в руках Божь­их и что Бог давно предопределил, какую оценку получит мой сын, но ни я, ни сын не знаем, какая это будет оценка. Единственное, что я знаю, так это то, что, если мой сын будет хорошо учиться и тщательно выполнять домаш­ние задания, он будет получать хорошие оценки. Если же он будет учиться плохо, оценки тоже будут плохими. Поэтому Кальвин говорит:

Теперь ясно, в чем состоит наш долг. Если Господь поручил нам за­ботиться о нашей жизни, мы должны ее сохранять. Если Он предостав­ляет нам возможность делать это, мы должны ею пользоваться. Если Он предупреждает нас об опасностях, то мы не должны неосмотрительно и безрассудно бросаться им навстречу. Если Он наделяет нас средствами, которые помогут избежать опасностей, то мы не должны ими пренебре­гать. Нам возразят, что никакая опасность не может принести вреда, если ей не предназначено навредить. Если же предназначено, то никакими

John Calvin, Institutes, 1:216(1.17.4).

Более подробный анализ молитвенной практики см. в гл. 17.



Часть II. Учение о Боге


средствами нельзя этого избежать. А что если опасности не являются непобедимыми, поскольку Господь указал нам средства к их преодоле­нию?27

Прекрасный пример активных действий в сочетании с доверием Богу на­ходим во 2 Цар. 10:12, где Иоав говорит: «Будь мужествен, и будем стоять твер­до за народ наш и за города Бога нашего», но далее в том же предложении до­бавляет: «Господь сделает, что Ему угодно». Иоав сражается и доверяет Богу, Который свершит то, что считает правильным.

Схожие примеры находим и в Новом Завете. Когда Павел был в Корин­фе, Господь, чтобы удержать Павла от отчаяния по поводу того противодей­ствия, которое ему оказывали иудеи, явился ему в видении и сказал: «Не бой­ся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9,10). Если бы Павел был фа­талистом и неверно понимал провидение Божье, то он, услышав слова Бога о том, что у Него «много людей в этом городе», сделал бы вывод, что Бог решил спасти многих коринфян и не имеет никакого значения, останется Павел в городе или нет, так как Бог уже избрал там множество людей к спасению! Па­вел мог бы решить, что ему следует просто собрать вещи и уехать! Однако Па­вел не совершил этой ошибки. Напротив, он пришел к выводу, что если Бог избрал многих в Коринфе, то, возможно, именно через проповеди Павла эти люди обретут спасение. Поэтому Павел принял мудрое решение: «Ион оста­вался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11).

Павел помещает этот ответственный поступок в контекст о провидении Божьем в одном-единственном предложении во 2 Тим. 2:10: «Посему я все тер­плю райи избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с веч­ною славою». Из того факта, что Бог избрал определенное число людей к спа­сению, он не заключает, что людям уже нет нужды что-то предпринимать; на­против, он приходит к выводу, что многое следует делать, чтобы цели Божьи исполнились через те средства, которые Бог также установил. И в самом деле, Павел был готов претерпеть «все», все трудности и страдания, ради того, что­бы вечные планы Бога воплотились в жизнь. Искренняя вера в провидение Божье — это не повод к бездействию и отчаянию, а призыв к активности.

Схожий пример — это история о путешествии Павла в Рим. Бог открыл Павлу, что никто из находившихся на корабле не погибнет во время продол­жительного шторма. И Павел призывал к мужеству всех, кто был на палубе:

Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как

27 John Calvin, Institutes, 1:216 (1.17.4).


Глава 15. Провидение Божье



мне сказано: нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров (Деян. 27:22-26).

Однако вскоре после того, как Павел произнес эти слова, он заметил, что моряки тайно спускали на воду спасательную шлюпку и «хотели бежать с корабля» (Деян. 27:30). Они хотели оставить пассажиров одних, безлюдей, умевших управлять кораблем. Когда Павел увидел это, он не занял ложную, фаталистическую позицию, думая, что Бог чудесным образом доставит ко­рабль к берегу. Он немедленно пошел к сотнику, командовавшему моряками, и «сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не може­те спастись» (Деян. 27:31). Павел осознавал, что Божья забота о происходя­щем и даже ясное предсказание того, что произойдет, все же требовали обыч­ных человеческих средств для его осуществления. Он был так решителен, что даже говорил о том, что эти средства были необходимы: «Если они не останут­ся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Нам следует подра­жать этому примеру, сочетая в себе полное доверие Божьему провидению с употреблением обычных средств, которые необходимы для осуществления событий, запланированных Богом.

5. Что если мы не в состоянии понять это учение полностью? Каждый верующий, который размышляет о провидении Божьем, рано или поздно при­дет к убеждению: «Я не могу полностью понять это учение». В какой-то степе­ни это верно для каждого учения, поскольку наш разум конечен, а Бог — бес­конечен. Однако в особенности это справедливо по отношению к учению о провидении: мы должны верить в него, поскольку оно изложено в Писании, даже если мы не понимаем, как оно согласуется с другими учениями Писа­ния. Кальвин в связи с этим дает нам мудрый совет:

Те же, кто находит все это слишком грубым или суровым, пусть за­думаются над тем, насколько невыносимы их мрачность и высокомерие. То, что Бог засвидетельствовал во многих местах Писания, они отбрасы­вают под тем предлогом, что это превосходит их разумение. Более того, они дерзают хулить тех, кто продвигает вперед то учение, которое Бог никогда не позволил бы обнародовать через своих пророков и апосто­лов, если бы не знал, что оно полезно. Ибо наше познание должно со­стоять ни в чем ином, как в благоговейном и послушном принятии все­го, чему нас учит Писание, без всяких исключений28.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: