Многие евангельские христиане считают эти аргументы арминиан убедительными. Они говорят, что сами интуитивно ощущают это, когда думают о себе, своих действиях и о том, как устроен мир. У них складывается впечатление, что эти аргументы соответствуют той важности, которую Писание придает нашей ответственности и последствиям нашего выбора. Тем не менее на арминианскую точку зрения можно ответить целым рядом возражений.
/. Действительно ли стихи, приводимые в качестве примеров контроля Бога над происходящим, являются исключениями? В ответ на возражение о том, что примеры контроля Бога над происходящим относятся только к отдельным и немногочисленным событиям, можно сказать, во-первых, что эти примеры настолько многочисленны (см. выше), что они скорее доказывают, что Бог действует постоянно. Бог обусловливает рост не только некоторого количества травы; Он обусловливает рост всей травы. Бог посылает не часть дождей; Он посылает все дожди. Он не позволяет пасть на землю не только некоторым малым птицам без Его воли; Он не позволяет никаким малым птицам падать на землю без Его воли. Он не просто знает каждое слово Давида еще прежде, чем тот его произнес; он знает все слова всех нас еще до того, как мы произносим их. Он избрал не только Павла и христиан Эфеса быть святыми и непорочными пред Ним; он избрал всех христиан быть пред Ним святыми и непорочными. Именно поэтому утверждение Коттрелла о том, что в Австралии и в Южной Америке иначе, чем в Ветхом Завете51, крайне неубедительно. Писание дано нам для того, чтобы показать пути Божьи, и, если в Ветхом и Новом Заветах мы видим десятки примеров этого ясно изложенного учения, уместно заключить, что именно так Бог действует в челове-
|
|
50 Randall G. Basinger, "Exhaustive Divine Sovereignty: A Practical Critique", in The
Grace of God, the Will of Man: A Case for Arminianism, ed. Clark H. Pinnock, p. 204.
51 Jack Cottrell, "The Nature of the Divine Sovereignty", p. 113.
____________________ Глава 15. Провидение Божье _______________ 383
ческих существах всегда. Напротив, в Писании, судя по всему, совсем нет указаний на то, что некие вещи находятся вне контроля Бога, или на то, что такие действия Бога необычны и не дают возможности определить, как Бог действует всегда.
Кроме того, многие стихи, повествующие о провидении Божьем, носят весьма общий характер. Христос «постоянно несет все вещи словом Своей силы» (Евр. 1:3, перевод мой. — У. Г.) и «Им все стоит» (Кол. 1:17). «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Он совершает «все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11)52. Он дает нам пищу (Мф. 6:11), дает нам все необходимое (Флп. 4:19), направляет наши шаги (Прит. 20:24) и производит в нас хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Эти тексты Писания говорят не просто об исключительных примерах необычного вмешательства Бога в дела людей; они повествуют о том, как Бог постоянно действует в мире.
|
|
2. Действительно ли кальвинистская точка зрения возлагает на Бога вину за грех? В противовес кальвинистской точке зрения (которая допускает, что установления Божьи могут включать в себя грех и зло) арминиане говорят, что Бог не несет ответственности за грех и зло, потому что Он не устанавливая их и никоим образом их не обусловливал. Это один из путей снятия с Бога ответственности и вины за грех, но библейский ли это путь?
52 Джек Котгрелл в статье «The Nature of the Divine Sovereignty» утверждает, что контекст Еф. 1:11 показывает, что эти слова относятся не ко всему миру, а имеют в виду нечто определенное: «Здесь говорится о „тайне... воли" Божией (1:9), которая состоит в объединении иудеев и язычников в одно тело — Церковь (3:6)». Итак, по его мнению, этот стих говорит «только обо „всем", необходимом для объединения иудеев и язычников под одной Главой единого тела» (р. 116).
Однако этот аргумент неубедителен. Коттреллу приходится обращаться к Еф. 3:6, чтобы показать те контекстуальные ограничения, которые он пытается наложить на слово «все» в Еф. 1:11. Он игнорирует космический масштаб контекста, который задан буквально в предыдущем стихе, в том стихе, который в греческом тексте принадлежит к тому же предложению: «...В устроение полноты времен, дабы все [тдс лбапа] небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10). «Все небесное и земное» означает всю Вселенную. В Еф. 1:21,22 поясняется далее, что Бог вознес Христа «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства... и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви». Здесь также речь идет о явлениях вселенского значения. «Тайна» воли Божьей, о которой говорится в Еф. 1:9, не ограничивается лишь соединением иудеев и язычников (как в 3:6). В 1:10 она определена как план объединения всего во Христе. Слово «тайна» (греч. fivorfpiov) в писаниях Павла означает нечто прежде скрытое, но теперь явленное через откровение, и в разных контекстах оно может обозначать разные вещи: в Еф. 5:32 оно относится к браку как символу единения Христа и церкви; в 1 Кор. 15:51 оно относится к воскресению тела и т. д.
Часть П. Учение о Боге
Проблема заключается в следующем: могут ли арминиане объяснить те многочисленные тексты, в которых ясно говорится, что Бог предопределяет поступки людей, которые ведут к злу или греху (см. выше). Смерть Христа — важнейший пример, но в Писании есть и другие (братья Иосифа, фараон, египтяне, хананеи, сыновья Илии, перепись населения Давидом, вавилоняне и др.). Можно утверждать, что это были неординарные события, исключения из правила. Однако это проблемы не решает, поскольку, с арминианской точки зрения. Бог не может быть свят, если Он предопределяет даже одно греховное действие.
Кальвинистская позиция представляется предпочтительней. По их мнению, Сам Бог никогда не совершает греха, но всегда осуществляет Свою волю через вторичные причины, т. е. через тех, кто обладает личностными, моральными качествами и способностью добровольно, по своему выбору, совершать то, что предопределил Бог. Эти личностные, моральные действующие лица (как люди, так и падшие ангелы) виновны в том зле, которое они совершают. Арминиане говорят, что люди несут ответственность за то, что они принуждают делать других. Мы можем ответить на это, что Писание не применяет подобной логики к Богу. Писание неоднократно дает нам примеры, когда Бог таинственным, скрытым образом предопределяет действия людей, способных совершить зло, и при этом Библия всегда возлагает вину за это зло на конкретного человека, но ни в коем случае не на Бога. Похоже, сторонники арминианской точки зрения не могут доказать, что Бог не может действовать в мире именно так, сохраняя как Свою святость, так и ответственность конкретного человека за грех.
|
|
3. Может ли выбор, предопределенный Богом, быть реальным выбором?
В ответ на утверждение о том, что выбор, предопределенный Богом, не может быть реальным выбором, следует сказать, что это предположение также основано на человеческом опыте и на человеческой интуиции, а не на конкретных текстах писания53. Однако Писание не определяет, в какой степени мы можем переносить наш человеческий опыт на проблему контроля Бога над Его творениями, в частности над человеческими существами. Арминиане просто не ответили на вопрос: где в Писании говорится о том, что выбор, прелопреде-
53 Яркий пример — аналогия с человеком, поднимающим камень с помощью рычага, приведенная Коттреллом. Он говорит, что рычаг — «это не вторичная причина, а лишь инструмент реальной причины действия» ("The Nature of the Divine Sovereignty", p. 104). Но Коттрелл впадает здесь в распространенную ошибку, полагая, что аналогии с человеческим опытом, а не свидетельство Писания, могут определить, что является реальной причиной, а что нет. Здесь аналогия с человеком, поднимающим камень рычагом, совершенно неуместна, поскольку Бог гораздо более велик, чем любой из людей, а мы — реальные личности — вовсе не являемся неодушевленными рычагами.
Глава 15. Провидение Божье
ленный Богом, не является реальным выбором?54 Когда мы читаем отрывки, указывающие на то, что Бог действует через нашу волю, через нашу способность совершать выбор и через наше личное волеизъявление, то на каком основании мы можем утверждать, что выбор, осуществленный Богом с помощью этих средств, не является реальным выбором? Правильнее было бы считать, что если Бог говорит, что наш выбор реален, то он действительно реален. Писание неоднократно утверждает, что наш выбор — это подлинный выбор, что он приводит креальному результату и что эти результаты сохраняют свое значение в вечности. «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
|
|
Это приводит нас к выводу о том, что Бог создал нас таким образом, что: 1) Он предопределяет все то, что мы делаем, и 2) мы обладаем личной волей и совершаем реальный, добровольный выбор. Если мы не понимаем, как это может происходить, то следует ли нам отрицать это? Мы не можем до конца понять, как растение может быть живым, или как шмель может летать, или как Бог может быть вездесущим и вечным. Следует ли нам отрицать эти факты? Не следует ли нам просто принять их, потому что растения действительно живут, шмели летают, а Писание учит нас, что Бог вездесущ и вечен?
Кальвин неоднократно проводит разграничение между «необходимостью» и «принуждением» применительно к человеческой воле: неверующие по необходимости совершают греховные поступки, однако принуждением нельзя заставить их грешить против их воли55. В ответ на возражение о том, что действие не может быть добровольным, если оно необходимо, Кальвин указывает как на благодеяния Бога (Который по необходимости творит благо), так и на злодеяния дьавола (который по необходимости творит зло):
Если ничто не препятствует Божьей воле быть свободной и благой, то, значит, необходимо, чтобы Он творил добро. И если дьявол добровольно не перестает грешить, так как способен лишь на зло, то кто станет
54 То, что эта фундаментальная арминианская идея недостаточно обоснована Пи
санием, становится очевидным из того, как Джек Коттрелл рассматривает вопрос о
свободе воли. Справедливо пояснив, что кальвинистская точка зрения подразумевает
нашу свободу только в том смысле, что мы способны совершать добровольный выбор,
Коттрелл говорит: «Однако, по моему мнению, способность просто действовать в соот
ветствии со своими желаниями не является достаточным критерием свободы» {"The
Nature of the Divine Sovereignty", p. 103, курсив мой. — У. Г.). Но далее он не приводит
никаких библейских обоснований своего мнения (pp. 103, 104). Я бы ответил, что Кот
трелл просто привнес в обсуждение темы некое небиблейское представление о природе
человеческой свободы, а затем заявил, что кальвинизм не соответствует его (небиб
лейскому) критерию.
55 См.: Institutes, 1:294-2% (2.3.5).
13 Зак. 3605
386 Часть II. Учение о Боге
утверждать, что человек избирает грех не добровольно, а потому, что подвержен необходимости грешить?56
Кто мы такие, чтобы утверждать, что выбор, так или иначе обусловленный Богом, не может быть реальным? Чем можем мы это доказать? Бог в Писании говорит нам, что Он предопределяет все происходящее. Он также говорит нам, что наш выбор и наши поступки имеют значение в Его глазах и что мы ответственны перед Ним за наши поступки. Нам следует просто верить в это и находить в этом утешение. В конечном счете Он один определяет, что важно, что реально и что в мире является подлинной личной ответственностью.
Но оказывают ли наши поступки какое-то воздействие на Бога? Кальвинисты говорят, что выбор, обусловленный Богом, — это реальный выбор, но арминиане утверждают, что на деле он не является реальным ни в каком окончательном смысле, так как, с кальвинистской точки зрения, ничто, свершаемое Богом, не может быть реакцией на наши действия. Джек Коттрелл говорит:
Кальвинизм является детерминистским богословием, поскольку он провозглашает, что никакое действие Бога не может быть обусловлено человеком и не может быть реакцией на что-либо, происходящее в мире. Идея о том, что единодержавный Бог должен всегда действовать и никогда не должен реагировать — это представление, с которым, видимо, согласны все кальвинисты... Богословы-реформаты согласны, что вечные установления безусловны и абсолютны... Даане говорит, что «богословие предопределения» утверждает, что «Бог не может подвергаться воздействию чего-либо внешнего и не может реагировать на это внешнее57.
Однако Коттрелл здесь неверно трактует реформатское богословие по двум причинам. Во-первых, он цитирует Джеймза Даане, который, хотя и принадлежит к христианской реформатской церкви, пишет свои работы в качестве оппонента, а не защитника классического реформатского богословия, и его утверждения не представляют той позиции, которую стали бы отстаивать богословы-реформаты. Во-вторых, Коттрелл путает Божьи установления до творения с действиями Бога во времени. Верно, что кальвинисты говорят о том, что Божьи вечные установления не испытывали воздействия наших поступков и мы не можем изменить их, так как они были свершены до творения. Однако делать вывод из этого, что кальвинисты убеждены, что Бог не реагирует на наши действия во времени, или вообще не реагирует ни на какие наши действия, — просто неверно. Ни один из известных мне кальвинистских бо-
56 Institutes, p. 295 (2.3.5).
57 Jack Cottrell, "The Nature of the Divine Sovereignty", pp. 102, 103. Цит. по: James
Daane, The Freedom of God (Grand Rapids: Eerdmans, 1973), p. 160.
_______________________ Глава 15. Провидение Божье _____________________ 387
гословов никогда не говорил, что Бог не реагирует на наши поступки. Его печалит наш грех. Он радуется, когда мы славим Его. Он отвечает на наши молитвы. Утверждать, что Бог не реагирует на наши поступки — значит отрицать всю историю Библии от Бытия до Откровения.
Кальвинист добавил бы к этому, что Бог от века установил, что Он будет отвечать нам именно так, как Он это делает. Он установил, что мы будем действовать так, как мы действуем, и что Он будет реагировать на наши действия. Однако Его реакция подлинна, Его ответ на молитвы — это подлинный ответ, а Его радость нашему прославлению — это подлинная радость. Конечно, Кот-трелл может возразить, что ответ, давно запланированный Богом, — это не реальный ответ. Но это уже нечто совершенно другое, чем утверждение, что кальвинисты считают, что Бог не реагирует на то, что мы делаем. Кроме того, мы вновь возвращаемся к недоказанному предположению. Может ли Коттрелл доказать Писанием, что давно запланированный ответ Бога — это не реальный ответ?58
Важно понимать, что во Вселенной нет никакой иной реальности, кроме той, что сотворил Бог. Является ли буря, предопределенная Богом, реальной бурей? Является ли царь, утвержденный Богом на престоле, реальным царем? Является ли слово, произнесение которого предопределил Бог (Пс. 138:4; Прит. 16: 1), реальным словом? Конечно же, они реальны! Нет в мире никакой иной реальности, кроме той, которую определяет Бог! Такявляется ли человеческий выбор, который Бог неким образом предопределяет, реальным выбором? Да, является, точно так же, как буря или царь реальны по своим свойствам и характеристикам. Выбор, который я совершаю, — это не «вынужденный» выбор, он не совершается против моей воли — мы все время совершаем выбор, и у нас не возникает ощущения, что нас кто-то заставляет принять какое-то конкретное решение.
Могут возразить, что подобная точка зрения делает из нас просто «марионеток» или «роботов». Но мы не марионетки и не роботы; иы реальные личности. Марионетки и роботы не имеют власти личного выбора и даже мышления. Мы же, напротив, думаем, принимаем решения и совершаем
58 Я не уверен, что Коттрелл сказал бы, что давно запланированный ответ Бога — это не реальный ответ, так как он сам говорит о том, что Бог заранее знает наши действия, а затем планирует Свою реакцию. Он говорит: «Еще до творения Бог предузнал каждый акт свободной воли... Ничто не застает Бога врасплох... Бог знал еще до творения, когда и как Он будет вмешиваться в дела мира, чтобы осуществить Свои планы... Предузна-ние Бога также позволяет Ему планировать Свои реакции на человеческий выбор и то, как Он будет его использовать еще до того, как этот выбор сделан» ("The Nature of the Divine Sovereignty", p. 112). Однако если Коттрелл говорит о том, что Бог давно запланировал Свою реакцию на человеческий выбор, то трудно понять, почему он возражает против кальвинистской точки зрения, заключающейся в том, что Бог давно предопределил, как Он будет реагировать на наши действия и молитвы.
Часть П. Учение о Боге
выбор. Арминиане черпают информацию из человеческого опыта и на этом основании накладывают ограничения на то, что Бог может, и чего Он не может. Все аналогии, основанные на человеческом опыте, не учитывают того факта, что Бог бесконечно более велик, чем человек с ограниченными возможностями. Кроме того, мы гораздо более реальны и сложны, чем любой робот или марионетка, — мы реальные личности, сотворенные бесконечно могущественным и бесконечно мудрым Богом.
Наши трудности в понимании того, как Бог может предопределять наш добровольный выбор, происходят от ограниченности нашего тварного существования. В гипотетическом мире, в котором все творения были бы растениями, мы могли бы представить себе спор двух растений, где одно из них утверждало бы, что Бог не может сотворить живые существа, которые двигались бы по поверхности земли, — как они носили бы с собой свои корни? А если бы их корни не находились в земле, то как бы они питались? «Арминианское» растение могло бы даже сказать: «Если Бог сотворил мир, населенный живыми существами, то Он должен был сотворить эти существа с корнями и с признаком проведения всей их жизни на одном месте. Утверждение о том, что Бог не мог сотворить живые существа, передвигающиеся по земле, не отрицает всемогущества Божьего, так как это всего лишь утверждение о том, что Бог не может сделать того, чего логически быть не может. Поэтому не может быть, чтобы Бог мог сотворить мир, в котором живые существа способны передвигаться по земле». Проблема этого растения заключается в том, что оно ограничивает власть Бога на основании своего «растительного» опыта.
На более высоком уровне, мы могли бы представить себе мир, в котором есть как растения, так и животные, но нет людей. В таком творении мы можем представить себе спор между «кальвинистской» собакой и «арминианской» собакой, где собака-«кальвинист» доказывала бы, что Бог может создать существ, способных общаться не только лая друг другу, но также записывая свой лай значками на бумаге, и молча посылать эту бумагу другим существам, находящимся от них на расстоянии многих дней пути, существам, которых первое существо, записавшее свой лай на бумаге, никогда не видело. Собака-«арминианин» ответила бы, что Бог не может ничего подобного, так как для общения безусловно необходимо слышать и видетьтого, с кем общаешься (а в большинстве случаев и нюхать его!). Представление об общении, в котором творения не видят, не слышат и не нюхают друг друга — это совершенно абсурдная идея! Логически это немыслимо и выходит за рамки того, что в принципе может иметь место. Поэтому недопустимо полагать, что Бог может создать существ с такими особенностями общения.
В обоих случаях «арминианское» растение и «арминианская» собака не правы, так как они ошибочно наложили ограничение на созидательные возможности Бога, исходя из собственного тварного существования. Это очень похоже на богослова-арминианина, который утверждает (на основании свое-
_______________________ Глава 15. Провидение Божье _____________________ 389
го человеческого опыта), что Бог не может создать существо, которое совершает добровольный, имеющий значение выбор, притом что этот выбор предопределен Богом. Точно так же богослов-арминианин, утверждающий, что Бог не может предопределять зло и при этом не нести ответственности за это зло, налагает на Бога ограничения, которые основаны на наблюдениях, почерпнутых из человеческого опыта.
4. Чему способствуют кальвинистские убеждения? 'Точка зрения, представленная выше, подчеркивает необходимость ответственного послушания, поэтому неверно утверждать, что здесь речь идет о том фатализме, который подразумевает, что все происходящее, каким бы оно ни было, иным быть не может. Те, кто обвиняет богословов-реформатов в таких убеждениях, просто не понимают сути реформатского учения о провидении.
Так живут ли кальвинисты, «подобно арминианам»? И кальвинисты, и арминиане верят, что наши действия приводят к реальным результатам и имеют значение в вечности. И те, и другие согласны, что мы несем ответственность за наши поступки и совершаем добровольный, невынужденный, выбор. И те, и другие согласны, что Бог отвечает на наши молитвы, что проповедь Евангелия приводит людей к спасению, что послушание Богу дает благословение в жизни, а непослушание приводит к отсутствию этого благословения.
Однако различия очень существенны. Кальвинисты, если они действительно верны этому учению, живут в гораздо более осмысленном доверии Богу во всех обстоятельствах и с гораздо меньшей тревогой о будущем, так как они убеждены не просто в том, что Бог осуществляет некие общие цели, которые в конце концов приводят к благу, но что все содействует ко благу тем, кто любит Бога и призван по Его изволению (Рим. 8:28). Также они благодарны Богу за все блага, которые приходят к ним из любого источника, поскольку человек, верящий в провидение, уверен, что первопричина всего происходящего — это не некая случайность, и не «свободная воля» других людей, а благость Самого Бога. Они также проявляют огромное терпение в трудностях, так как знают, что трудности происходят не потому, что Бог не сумел их предотвратить, а что это также часть Его мудрого плана. Таким образом различия огромны. Кальвин говорит:
Зная об этом, мы должны благодарить Бога за доброту в процветании, быть терпеливы в несчастье и с особой уверенностью смотреть в будущее... Величайшее несчастье, какое может постигнуть человека, состоит в незнании о божественном провидении, а особое блаженство — в знании о нем59.
59 Calvin, Institutes, 1:219-25(1.17.7, 11).
Часть II. Учение о Боге
5. Иные возражения против арминианской точки зрения. Кроме ответов на четыре конкретных арминианских утверждения, приведенных выше, необходимо упомянуть еще о некоторых соображениях.
1) Как, с арминианской точки зрения, Бог может знать будущее? С арминианской точки зрения, выбор человека не предопределен Богом. Этот выбор совершенно свободен. Однако в Писании нам дано множество примеров, где Бог предсказывает будущее, и целый ряд в точности исполнившихся пророчеств. Как Бог может предсказывать будущее, если то, что произойдет, в точности не известно?
Арминиане отвечают на этот вопрос трояко. Одни из них говорят, что Бог не знает деталей будущих событий; в частности, они отрицают, что Бог способен знать, какой выбор совершат конкретные люди в будущем60. Мне кажется, такая точка зрения является наиболее последовательной арминианской позицией, но она означает, что, хотя Боги может давать довольно точные предсказания, основанные на исчерпывающем знании настоящего, эти предсказания не могут быть безусловно верными. Она означает также, что Бог не знает, какой выбор совершит каждый конкретный человек в будущем, а это значит, что Он не знает даже завтрашнего биржевого курса, не знает, кто будет избран следующим президентом Соединенных Штатов и кто из людей будет обращен. Тогда какое событие человеческой истории Бот может знать заранее наверняка? Ни одного. Это приводит к радикальному пересмотру представления о всеведении Бога; кроме того, подобное представление опровергается десятка-
60 Такую точку зрения излагает, напр., Ричард Райе (Richard Rice, "Divine Foreknowledge and Free-Will Theism", in The Grace of God, the Will of Man, pp. 121—139. Особенно важны pp. 129,134—137). Райе говорит: «Бог очень многое знает о том, что произойдет в будущем... Все, чего Бог не знает, — это лишь содержание свободных актов выбора, поскольку выбор нельзя знать до тех пор, пока он не состоялся» (р. 134). Чтобы удержать эту позицию, но сохранить представление о всеведении, Райе переопределяет понятие всеведения: «Всеведущее существо знает все логически познаваемое» (р. 128) и далее определяет «логически познаваемое» как все, кроме человеческого выбора. На этом основании Райе утверждает, что Бог не знает результатов будущего свободного выбора людей, так как логически они непознаваемы.
Вот что Кларк Пиннок рассказывает о том, как он пришел к подобному убеждению: «Я знал о кальвинистском аргументе, гласящем, что исчерпывающее предузнание равносильно предопределению, так как оно подразумевает установление всего в „прошлой вечности", и я не мог преодолеть логической силы этого аргумента». ("From Augustine to Arminius: A Pilgrimage in Theology", in The Grace of God, the Will of Man, p. 25). Он отверг исчерпывающее предузнание и решил, что «Бог знает все, что может быть познано, однако свободный выбор не может знать даже Бог, так как он еще не свершился в реальности. Еще не принятые решения не существуют нигде, и даже Бог не может знать их... Бог также движется к будущему, которое не вполне познано, так как оно еще не определено» (ibid., pp. 25,26, курсив мой. — У. Г.).
___________________________ Глава 15. Провидение Божье _______________________ 39_1
ми примеров безошибочных предсказаний будущего в Писании, исполнение которых показывает, что Бог есть истинный Бог, в противоположность богам ложным61.
Другие арминиане просто говорят, что Бог знает все, что произойдет, но это не означает, что он запланировал или обусловил то, что произойдет, — это просто означает, что Он обладает способностью видеть будущее (иногда эту точку зрения определяют словами: «Предузнание не означает предопределения»). Пожалуй, это самый распространенный арминианский взгляд, вот как его излагает Джек Котгрелл: «Я утверждаю, что Бог подлинно предузнал все будущие акты выбора свободной воли, не будучи при этом той силой, которая обусловливает их или делает их неизбежными»62.
Проблема такой позиции заключается в следующем. Даже если Бог не запланировал и не обусловил то, что произойдет в будущем, тот факт, что Он заранее знал об этом, означает, что эти события точно произойдут. А это означает, что наши решения обусловлены чем-то (роком либо причинно-следственным механизмом вселенной), и они вовсе не являются свободными втом смысле, в котором этого хотелось бы арминианам. Если наши будущие решения известны, то они установлены. Аесли они установлены, то они не «свободны» в арминианском смысле (не определены и не обусловлены).
Третья арминианская точка зрения получила название «среднего знания». Те, кто придерживается этого взгляда, говорят, что будущий выбор людей не определен Богом, но все же Бог знает этот выбор, так как Он знает все будущие вероятности, и Он знает, как именно каждое свободное творение отреагирует на каждый конкретный набор обстоятельств, который только может иметь место63. Уильям Крейг говорит:
Божье знание воли свободного творения обладает такими совершенными свойствами, что Бог точно знает, что свободное творение станет делать, если Бог поместит его в определенные обстоятельства... Зная, что именно каждое возможное творение сделает в каждой возможной ситуации, Бог, создавая эту ситуацию, знает, что будет делать свободное творение... Таким образом Он в точности заранее знает все, что произойдет в мире64.
Однако позиция Крейга отходит от понимания свободы, которого обычно придерживаются арминиане, а именно такого понимания, при котором никакая причина или набор причин не принуждают человека поступать именно
610 знании Богом будущего см. в гл. 10.
62 Jack Cottrell, "The Nature of the Divine Sovereignty", p. 111.
63 См.: William L. Craig, "Middle Knowledge, a Calvinist-Arminian Rapprochement?" in
The Grace of God, the Will of Man, pp. 141—164. См. также его книгу: The Only Wise God: The
Compatibility of Divine Foreknowledge and Human Freedom (Grand Rapids: Baker, 1987).
"Craig, "Middle Knowledge", pp. 150, 151.
Часть II. Учение о Боге
так, как он поступает. С точки зрения Крейга, окружающие обстоятельства и собственное состояние человека гарантируют, что будет совершен некий конкретный выбор, — иначе Бог не знал бы, каков будет этот выбор, на основании Своего исчерпывающего знания человека и обстоятельств. Но если Бог знает, каков будет выбор, и если этот выбор гарантирован, то иным он быть не может. Кроме того, если как личность, так и окружающие ее обстоятельства были созданы Богом, то, в конечном счете, исход также был определен Богом. Это очень похоже на свободу в кальвинистском понимании, но это вовсе не свобода в арминианском смысле этого слова.
2) Как, с арминианской точки зрения, зло может существовать, если Бог этого не желает? Арминиане ясно говорят, что приход зла в мир не соответствовал воле Божьей. Пиннок говорит: «Грехопадение человека — это красноречивое опровержение теории о том, что Божья воля свершается во всех случаях»65. Но каким образом зло может существовать, если Бог не хочет, чтобы оно существовало? Если зло происходит, несмотря на то что Бог не желает, чтобы оно происходило, это, судя по всему, означает отрицание всемогущества Бога — Он хотел предотвратить зло, но не смог. Как в этом случае мы можем верить в то, что Бог всемогущ?
Обычно арминиане отвечают, что Бог был способен предотвратить зло, но решил допустить возможность зла, чтобы гарантировать свободу ангелам и людям, необходимую для значимого выбора. Иными словами, Богу необходимо было допустить возможность греховного выбора, чтобы обеспечить подлинность человеческого выбора. Коттрелл говорит: «Эта дарованная Богом свобода заключается также и в свободе человека бунтовать и грешить против Самого Творца. Сотворив мир, в котором возможен грех, Бог тем самым обязал Себя реагировать определенным образом, чтобы грех мог стать реальностью»66.
Однако этот ответ тоже нельзя признать удовлетворительным, так как он подразумевает, что Богу необходимо будет допускать возможность греховного выбора на небесах вовеки. С арминианской точки зрения, если наш выбор и наши действия на небесах будут подлинными и реальными, то они обязательно должны включать в себя возможность греховного выбора. Но это означает, что даже на небесах, в вечности, у нас будет реальная возможность избирать зло — т. е. возможность отойти от Бога, утратить наше спасение и быть изгнанными с небес! Это ужасающее предположение, но оно представляется необходимым для арминианской точки зрения.
Здесь присутствует и еще более тревожный момент: если реальный выбор должен подразумевать возможность выбора в пользу зла, то 1) выбор Бога
Pinnock, "Responsible Freedom", p. 102.
Cottrell, "The Nature of Divine Sovereignty", p. 109.
Глава 15. Провидение Божье
не является реальным, так как Он не может избрать зло, или 2) выбор Бога реален, и существует реальная возможность, что Бог однажды сделает выбор в пользу зла — может быть, небольшого зла, а может быть, зла низкого и отвратительного. Если мы избираем вторую вероятность, то речь идет о чудовищных последствиях. Однако такие выводы противоречат обширному свидетельству Писания67. С другой стороны, первая альтернатива явно ложна: Бог есть определение того, что реально, и говорить о том, что Его выбор не реален — явное заблуждение. Таким образом, оба варианта позволяют отвергнуть ар-минианское утверждение о том, что реальный выбор должен подразумевать возможность выбора в пользу зла. Итак, мы вновь приходим к ранее сформулированному вопросу, на который арминиане не могут дать удовлетворительного ответа: как зло может существовать, если Бог не желал, чтобы оно существовало?
3) Как, с арминианской точки зрения, мы можем быть уверены, что Бог победит зло? Если мы возвратимся к арминианскому утверждению о том, что зло существует не по воле Божьей, возникает и еще одна проблема. Если все зло, ныне существующее в мире, пришло в мир вопреки желанию Бога, то как мы можем быть уверены в том, что Бог в конце концов восторжествует над злом? Конечно, Бог говорит в Писании, что Он победит зло. Но если Он был не в силах уберечь мир от зла в самом начале и если Он не способен предсказать будущие события, связанные с выбором людей, ангелов и бесов, то как мы можем быть уверены в истинности заявления Бога о том, что Он победит зло? Может быть, это лишь полное надежды предсказание того, что (с арминианской точки зрения) Бог просто не может знать. В отличие от кальвинистов, «свободных оттревог за будущее», которые знают, что благодаря действиям всемогущего Бога «все содействует ко благу» (Рим. 8:28), арминиане логически приходят к глубокому беспокойству относительно окончательного исхода истории.
4) Различие в вопросах, на которые нет ответов. Поскольку в мыслительном плане мы — существа конечные, у нас неизбежно остаются вопросы без ответов, связанные с каждым библейским учением. Однако в связи с рассматриваемой проблемой вопросы, не получающие ответов, у кальвинистов и ар-миниан совершенно разные. С одной стороны, кальвинисты могут сказать, что они не знают ответов на следующие вопросы:
1. Как именно Бог может предопределить зло, добровольно совершаемое людьми, притом что Он не несет вины за это зло?
2. Как именно Бог может предопределить наш добровольный выбор?
67 О свидетельстве Писания о Божьей благости, святости и праведности см. в гл. 12, а о Его неизменности — в гл. 10.
Часть II. Учение о Боге
В связи с этими двумя проблемами кальвинисты говорят, что их разрешение связано с понятием о бесконечном величии Бога и с осознанием того факта, что Он способен свершить гораздо больше, чем мы в состоянии себе представить. Таким образом, эти вопросы, оставшиеся без ответов, лишь усиливают наше восхищение величием Божьим.
С другой стороны, арминиане оставляют без ответа вопросы о Божьем знании будущего; о том, почему Он попускает зло, если оно противоречит Его воле; и о том, есть ли уверенность в Его окончательной победе над злом. Отсутствие ответов на эти вопросы означает уменьшение величия Бога — Его всеведения, всемогущества и абсолютной достоверности Его обетовании о будущем. Кроме того, эти неразрешенные вопросы способствуют тенденции возвеличивания человека (его свободы совершать то, что не угодно Богу) и власти зла (оно пришло в мир и остается в нем, несмотря на то что Бог не желал этого). Более того, отрицая, что Бог может создать творения, совершающие реальный выбор, который, тем не менее, предопределен Им Самим, арминиане преуменьшают мудрость и искусство Бога-Творца.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Увеличилась ли ваша вера в Бога в результате размышлений о провидении? Как это учение изменило ваше отношение к будущему? Есть ли сейчас в вашей жизни трудности? Приведите пример конкретного затруднения, с которым вы столкнулись в последнее время, и объясните, как учение о провидении помогает вам справляться с этим.
2. Можете ли вы назвать пять положительных событий, которые произошли с вами сегодня? Вы ощутили благодарность к Богу за эти события?
3. Думаете ли вы иногда, что события, происходящие в вашей жизни, обусловлены случаем или удачей? Если у вас создается такое впечатление, то усиливается или ослабевает ваша тревога за будущее? Теперь подумайте, какие события вашей прошлой жизни вы могли бы приписать случаю. Постарайтесь осмыслить их как события, находившиеся под контролем вашего мудрого и любящего Небесного Отца. Как изменилось ваше отношение к этим событиям и к вашему будущему?
4. Не подвержены ли вы влиянию суеверий и не совершаете ли иногда действия или ритуалы, которые, по вашему мнению, могут принести вам удачу или оградить вас от несчастий (не идете вперед, если перед вами пробежала черная кошка, не наступаете на трещины в асфальте или носите какой-то предмет просто «на счастье»)? Как вы считаете, эти действия усиливают или ослабляют ваше доверие и послушание Богу?
5. Поясните, почему правильное понимание учения о провидении должно привести христианина к более активной молитвенной жизни.
Глава 15. Провидение Божье
6. Какое влияние в целом оказало содержание этой главы на ваше представление о Боге и на вашу оценку событий собственной жизни?