В предшествующих главах мы обсуждали тот факт, что все мы грешны и заслуживаем вечного наказания Божьего; мы говорили также, что Христос умер и таким образом заслужил для нас спасение. Теперь, в гл. 31—42, мы рассмотрим то, как Бог применяет это спасение в нашей жизни. В этой главе мы начнем с избрания, т. е. с решения избрать нас к спасению, которое было осуществлено еще до сотворения мира. Этот акт избрания, строго говоря, не является частью применения к нам спасения, поскольку он состоялся до того, как Христос заслужил наше спасение, умерев на кресте. Но мы начинаем с избрания, потому что хронологически это начало благих отношений Бога с человеком. Справедливо считается, что это первый шаг в спасении лично'каждого из нас1.
Последующие этапы в применении Богом спасения к нашим жизням таковы: евангельский призыв, который мы слышим; рождение свыше Святым Духом; наш ответ в вере и покаянии; прощение нас Богом и дарование нам права быть членами Его семьи, равно как и дарование нам возможности расти в христианской жизни и в течение всей жизни оставаться верными Ему. В конце нашей жизни мы умираем и отправляемся в Его присутствие, а затем, когда приходит Христос, мы получаем воскрешенные тела, и процесс спасения таким образом завершается.
|
|
Разные богословы называли эти события разными терминами и перечисляли их в определенном порядке, так как были убеждены, что эти события именно так и происходят в нашей жизни. Такой список событий, через которые
1 Эту тему можно было бы рассмотреть и в другой главе. Она могла бы находиться, напр., сразу же после гл. 15, в которой говорится о провидении Божьем, поскольку избрание — часть провиденциального плана Бога. Можно было бы поместить этот материал и в гл. 24 — как часть рассуждения о завете между Богом и человеком. Или же в гл. 39 — как часть рассуждение о неотступности, особенно в связи с вопросом об уверенности в спасении, поскольку, избрав нас к спасению, Бог дал нам огромную уверенность в том, что Он исполнит свое намерение. Но я предпочел рассмотреть эту тему именно здесь, непосредственно перед главами, в которых речь пойдет о предрасположении Бога лично к каждому из нас. (Отметим сходное расположение тем у Павла в Рим. 8:29,30.)
Глава 31. Избрание и осуждение
Бог проводит спасение в наши жизни, называется порядком спасения, его часто определяют латинским выражением ordo salutis, которое, собственно, и означает «порядок спасения». Прежде чем начать обсуждение всех этих элементов спасения, мы приведем здесь полный список тем, которые будут рассмотрены в последующих главах.
Порядок спасения:
|
|
1. Избрание (выбор тех людей, которые будут спасены).
2. Евангельский призыв (провозглашение Благой вести).
3. Рождение свыше (новое рождение).
4. Обращение (вера и покаяние).
5. Оправдание (обретение состояния праведности).
6. Усыновление (принятие в семью Бога).
7. Освящение (правильный образ жизни).
8. Неотступность (стойкость в христианской вере).
9. Смерть (уход к Господу).
10. Прославление (получение воскрешенного тела).
Следует отметить, что пункты 2—6 и частично 7 связаны с тем, как человек становится христианином. Пункты 7 и 8 связаны с земной жизнью, 9 — с концом жизни, а 10 — с пришествием Христа2.
Мы начинаем наше обсуждение порядка спасения с первого пункта — избрание. В связи с этим в конце главы мы также рассмотрим вопрос «осуждение» — решение Бога, какие именно люди не будут спасены и будут наказаны за их грехи. Как будет показано ниже, избрание и осуждение — весьма различные процессы, и следует их различать, чтобы не возникало ложного представления о Боге и Его делах.
В обсуждении этой проблематики также часто используется термин «предопределение». В этом учебнике, как и вообще в реформатском богословии, предопределение считается более широким термином; он включает в себя два аспекта: избрание (верующих) и осуждение (неверующих). А термин «двойное предопределение» мы не считаем полезным, поскольку он создает впечатление, что как избрание, так и осуждение происходит одинаково, и между ними нет никаких существенных различий, что никак нельзя признать истинным. Поэтому термин «двойноепредопределение» не употребляется богословами-реформатами, хотя иногда используется теми, кто критикует реформатское учение. Термин «двойноепре-допределение» не будет использоваться в этой книге для обозначения избрания и осуждения, поскольку он стирает грань между ними и затемняет смысл учения.
2 Анализ порядка этих событий см.: John Murray, Redemption Accomplished and Applied (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), pp. 79—87. Новые подходы в анализе порядка спасения, изложенного у Павла см.: Vern Poythress, "Using Multiple Thematic Centers in Theological Synthesis: Holiness as a Test Case in Developing a Pauline Theology" (неопубликованная рукопись, с которой можно ознакомиться в Вестминстерской богословской семинарии: Campus Bookstore, Westminster Theological Seminary, P.O. Box 27009, Philadelphia, PA, 19118).
754 ___________________ Часть V. Учение об искуплении
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Понятие «избрание» мы можем определить следующим образом: избрание — это действие Бога, которое было совершено еще до творения; Бог избирает некоторых людей к спасению, не по причине каких-либо их заслуг, а лишь по своему верховному изволению.
Относительно этого учения в церкви было множество споров и разногласий. Многие сложные вопросы, касающиеся справедливости Бога и свободы выбора человека, долгое время обсуждались в связи с Божьим провидением (гл. 15). Здесь мы рассмотрим только те аспекты, которые непосредственно связаны с избранием.
В этой главе мы прежде всего просто приведем отрывки из Нового Завета, в которых говорится об избрании. Затем мы постараемся понять цель Бога, проанализировав учение об избрании, которое содержится в произведениях новозаветных авторов. И в заключение мы постараемся четко сформулировать это учение и ответить на некоторые возражения, а также рассмотрим вопрос об осуждении.