Октябрь, несомненно, принес с собою столько больших и малых культурных достижений, что учесть их полностью — значит написать тома.
Но особенно ярко и выпукло выступают три достижения. Первое — изменение взгляда на то, что такое труд. Труд в капиталистическом обществе построен на рабстве — это «проклятие». В буржуазном обществе труд — способ личного обогащения или средство, работая на другого, обогащая другого, самому получить лишь минимум, обеспечивающий существование. Труд в буржуазном обществе обычно — бремя.
Октябрь перевернул взгляд на труд. Труд стал долгом, первым и основным долгом каждого гражданина трудовой республики поднять благосостояние всего народа, а с этим и благосостояние каждого отдельного рабочего, крестьянина, служащего. Этот взгляд на труд служит основой для новой культуры трудового человечества.
Второе достижение — это изменение в оценке значения и роли женщины в обществе и государстве. Октябрь своими законами, своим новым подходом к организации хозяйства раз навсегда покончил со взглядом, что женщина только придаток мужчины, что ее назначение — обслуживать мужа и семью.
|
|
Октябрь признал равноценность женщины как трудовой силы, признал ее труд нужным для государства и общества. Женщина вовлечена в водоворот строительства нового общества. Октябрь положил конец ее бесправию и открыл перед ней путь к общественному хозяйству, к административному труду, к науке, к ответственным постам в области политики.
В стране, где, как у пас, женщина признана равноправной и равноценной единицей труда, быт, а вместе с бытом и культура, складываются по-новому. Раз женщина пере-368
стает быть «тенью» мужчины, ей дается возможность вносить в культуру и частицу своего веками накопленного опыта, своей женской зоркости, своего материнского тепла. И это великое, творческое достижение в области культуры стало возможным лишь после Октября.
Наконец, третье достижение — новый подход к материнству. Материнство считалось и продолжает еще в значительной мере рассматриваться как дело «частное», личное. На этом взгляде построен и весь семейно-бытовой уклад буржуазных стран с их типичной частно-семейной культурой.
Октябрь в корне перевернул этот взгляд на материнство: трудовое государство считает, что материнство есть социальная обязанность женщины. Рождение ребенка не есть «частное дело», в нем прежде всего заинтересовано само трудовое общество. Дети должны рождаться здоровыми, детскую смертность надо уменьшить; каждой матери, имеющей на руках малого ребенка, надо дать возможность совмещать ее общественно-полезный труд с материнством.
|
|
Из этих мыслей выросли все те великие культурные начинания после Октября в области охраны материнства и младенчества, в области социального воспитания... Октябрь открыл путь к созданию условий для здорового и нормального материнства, совмещаемого с полезным для общества трудом. Октябрь втянул самих матерей в строительство этой важной отрасли культурной жизни трудового человечества.
Если бы Октябрь ограничился только этими тремя достижениями, он уже заслужил бы название великого строителя. Но Октябрь дал много, много больше.
Достижения в области культуры после Октября с трудом охватываются современниками.
Слава же Октябрю, великому строителю! Слава революционному трудовому народу, осуществившему Октябрь!
«За культурную революцию», ноябрь 1927 г.