Понятие и виды политического процесса

Понятие «политический процесс» (с лат. – изменение) отражает динамику разви­тия политической жизни общества, изменение во времени её состояний. Его суть – это изменения в общественном устройстве, в социальных позициях субъектов политики, возникшие в результате их активности.

Источником политических процессов являются противоречия между политическими интересами участников политических отношений. Причиной, вызывающей политические изменения, становится взаимодействие сторон политических отношений (борьба или сотрудничество).

По значимости для общества политические процессы подразделяют на базовые (отношения широких слоев народа с государством, законодательный процесс и т.д.) и периферийные (формирование партий, групп давления, например, правозащитников и т.д.).

Предписанные политические отношения в виде установленных правовых норм (законов, постановлений, правил, инструкций и т.п.) составляют лишь часть реальной политической жизни. Дело в том, что реальная жизнь всегда богаче предписанных схем. Не все отношения можно предусмотреть, не все отношения, что предусмотрены, оптимально отрегулированы, не все отношения, которые, казалось бы, отрегулированы, в действительности реализуются по различным причинам, в том числе, из-за нехватки ресурсов у контролирующих эти отношения правителей. Поэтому реальные политические отношения нередко приходят в противоречие с предписанными. В результате возникают следующие явления, которые особенно ярко характеризуют содержание политического процесса: конфликты, политические кризисы, досрочные выборы властных органов, реформы, революции, контрреволюции и другие события.

Эти элементы можно обобщить в два типа реа­лизации политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский. Для первого способа характерны усилия, направленные на сохранение сложившихся политических ин­ститутов (государства, партий, общественных организа­ций, системы социальной поддержки граждан и т.д.) и форм правления (политического режима). Он отличается введением большого количества регламентов, упорядо­чивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности, делегированием значительного коли­чества властных полномочий наверх и т.п. Радикально-реформаторский политический процесс представляет собой изменения, которые ведут к удовлетворению новых общественных потребностей. Он нацелен на качественное обновление прежних задач, изменение средств и способов политической активности.

К основным видам политических явлений, вызывающих существенные изменения в обществе, относятся реформы, революции и контрреволюции. Реформа – переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении основ существующего социального строя. (Например: изменения в избирательной системе страны; изменение порядка регистрации общественных организаций; перераспределение властных полномочий между ветвями власти и др.) Революция – это коренной переворот в общественном строе, качественное изменение общественного устройства. Она предполагает реформы, а реформы могут привести к революции, если охватят все стороны жизни общества и приведут к изменению основ социального строя. Контрреволюция – процесс и результат возврата к общественному устройству, существовавшему до революции.

В реальной жизни консервативно-рутинный и радикально-реформаторский процессы переплетаются и дополняют друг друга, в различные периоды на первый план может выходить либо тот, либо другой тип политических изменений.

Политические отношения в обществе находятся в постоянном движении, то есть одно их состояние неизбежно сменяется другим. Общество проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся фрагментами политического процесса, его звеньями. Поэтому политический процесс – это переход от одного политического события к другому. При необратимости этого процесса осуществляется политическое развитие общества. Характер развития определяется состоянием структур управления, степенью включённости граждан в отношения с государством и другими факторами. В современной политической мысли существуют следующие критерии, определяющие уровень политического развития общества:

· способность элит использовать правовые технологии политических отношений,

· исключение радикализма и насилия при проведении реформ и другой политической активности,

· свободная конкуренция элит в борьбе за поддержку населением,

· возможность для граждан контролировать своих избранников.

Развитие политических отношений необходимо для приспособления к постоянно меняющимся социальным потребностям. Изменения неизбежны. Отсутствие реагирования на них есть политический застой. Его определяют как растущее несоответствие типа политических отношений изменяющимся интересам и потребностям общества.

Проблемы политического развития стран описываются теорией модернизации. Эти теории возникли в 50-60 годы прошлого века. Тогда прообразом «современного» общества признавалась политическая система США. Поэтому модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных образцов во всех сферах жизни общества. Такая модернизация считалась условием развития.

В последней трети прошлого века общественная практика заставила сменить акценты. В настоящее время считается общепризнанным, что модернизация системы политических отношений может осуществиться только после определенных изменений в обществе: при изменении ценностных ориентаций населения, преодоления кризисов политической культуры общества. О необходимости такого соответствия писали еще Аристотель и Гегель. В противном случае установление новых институтов ведет только к бюрократизации власти, коррумпированности чиновничества, резкому расслоению населения и, в конечном итоге, нарастанию конфликтности в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: