Содержание гимнастических выступлений

К гимнастическим выступлениям независимо от их масштаба предъявляются определенные требования:

1. Выступление должно быть зрелищным. Это достигается оригинальностью, логическим сочетанием упражнений, четкостью перестроений, музыкальным сопровождением, художественным оформлением и, естественно, безупречным исполнением упражне­ний. Высокое исполнительское мастерство участников, согласован­ность движений, контрастные переходы, легкость, изящество, эмо­циональность украшают выступление, делают его впечатляющим и запоминающимся.


2. Выступление должно быть спортивным, пропагандирую­щим физическую культуру и спорт. Демонстрируя умение владеть своим телом, красиво и легко выполнять движения, участники вы­ступления наглядно убеждают зрителей в пользе занятий физиче­скими упражнениями.

3. Программу выступления необходимо составлять с учетом по­ла, возраста и подготовленности участников. Программа содержит обычно упражнения типа зарядки, вольные упражнения (без пред­метов и с предметами), упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, акробатические упражнения (парные, на батуте, пирамиды, на мотоциклах и др.), различные сольные вы­ступления, массовые смысловые построения (слова-лозунги, порт­реты, спортивные фигуры-значки или эмблемы ДСО) и т. п.

Массовое выступление может включать следующие части: 1. Выход. Участники выходят на исходное положение во время окончания выступления предшествующей организации, сохраняя установленный строй, и ждут своего выхода на поле.

В процессе совершенствования массовых гимнастических вы­ступлений определились следующие основные способы выхода

удастников на поле:

а) фронтальный выход шеренгами (последователь­
но, с дистанциями 2—4 м);

б) выход колонной (или колоннами). Возможны упро­
щенные варианты такого выхода: из колонн у своих разметок с дви­
жением только вперед.

При выступлении детских коллективов используется выбегание

колонн на поле;

в) проходы в колоннах («прочес»), проводимые с флан­
гов: группы, заканчивающие упражнение, расходятся (или разбега­
ются) на фланги, а новая группа (чаще всего другого пола) выхо­
дит (выбегает) ей навстречу. При разной расцветке костюмов ухо­
дящих и входящих участников такой выход представляет собою яр­
кое зрелище. Он применяется обычно при смене отдельных номеров
программы одной и той же выступающей организации. Например,
уход мужчин сменяется выходом женщин;

г) комбинированный выход — сочетание движения ше­
ренг с выходом колонн из глубины площадки или с флангов, а так­
же расхождения на определенные точки площадки с фигурным вы­
ходом новых групп участников. Например, уход женщин и выход
мужчин, получивший название «клина», применили в своем выступ­
лении студенты ГЦОЛИФКа, а колонна ДСО «Трудовые резервы»
закрепила за собой традиционно выход дроблением колонн.

2. Смысловое построение. Смысловые и массовые построения включаются как в начале, так и в конце выступления. Они придают ему монументальность, осмысленность, выразительность, усилива­ют зрелищность и подчеркивают направленность всего выступле­ния. Форма, характер построения выбираются в зависимости от те­мы (девиза) выступления (например, цифра «VI» на открытии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве или


изображение эмблемы выступающей организации — буквы «Д» в начале выступления динамовцев, «ТР»— трудовых резервов). Смысловые построения в начале или в конце выступления могут иметь и самостоятельное значение. К таким можно отнести тради­ционные поточные упражнения на специальной конструкции типа пирамид (белорусская «ваза», Кремлевская башня и др.), плоскост­ные построений изображений (Герб СССР, знак ГТО, звезда, слова «мир», «Ленин»), лозунги (Слава КПСС и др.).

3. Массовые упражнения. Они могут быть представлены упраж­
нениями типа* зарядки (детскими группами, смешанной группой и
др.) без предметов и с различными предметами (палками, флажка­
ми, полотенцами и др.) или же разнообразными вольными упраж­
нениями (мужскими, женскими, смешанными и др.). Вольные
упражнения выбираются с учетом темы выступления, состава участ­
ников, а также условий подготовки и проведения выступления. Ши­
роко применяются поточные упражнения типа волн, винтообразных
и других движений, а также упражнений со сменой построения и
расположения участников на поле (с передвижениями исполнителей,
а также массовые упражнения типа «геометрии»: участники обра­
зуют контрастные построения отдельных геометрических фигур,
таких как ромб, квадрат, треугольник и т. п.).

Зрелищность массовых упражнений во многом зависит от рас­положения участников на поле. С этой целью, а также для обеспе­чения четкости и синхронности перемещений и действий исполни­телей с сохранением равнения в глубину, по фронту и по диагона­лям делается специальная разметка с интервалами 1,8—2 м. Для разметки применяются особые шпильки (стержни) с плашками, ко­торые втыкаются в грунт поля.

Размещение участников может быть обычным (каждый уча­стник стоит у своей плашки), плотным (между участниками в глубину и по фронту становятся еще по одному человеку или толь­ко в глубину, только по фронту); разреженным (участники становятся через одну плашку, а иногда больше). Возможно самое различное сочетание размещения исполнителей: плотно по фронту и обычно или разреженно в глубину; плотно в колоннах, но с ин­тервалами через одну-две плашки; плотно по диагоналям и т. п.

Хорошо продуманные четкие перестроения с изменением рисун­ка отдельных частей упражнения и построений представляют инте­ресное зрелище и украшают выступление в целом.

4. Упражнения на гимнастических снарядах и на специальных
конструкциях. В этой части выступления используются гимнасти­
ческие стенки из шестов или сами шесты, гимнастические скамейки,
щиты, кубики, гимнастические снаряды облегченного типа, а так­
же специальные конструкции, включающие сооружения для смыс­
ловых пирамид, а также устройства — конструкции, содержащие па
2—3 снаряда, мгновенно трансформирующиеся из одного в другой.
Для показа высокой спортивной техники применяются снаряды вы­
сотой 3—5 м (перекладины, брусья, кони, кольца и др.), на которых
выполняют сольные произвольные упражнения чемпионы, а также


синхронные упражнения, например круги двумя на конях, большие обороты и «мельницы» на перекладинах.

5. Массовые поточные упражнения. Они применяются в самых разнообразных построениях и имеют различный характер. Это вол­нообразные упражнения в шеренгах с шестами, металлическими поясами, обручами, цветами и другими предметами; поточные уп­ражнения в кругах («солнце»), квадратах («корзиночки»), колон­нах и т. п.

6. Акробатические упражнения. Их включают в программу вы­ступлений как сольные прыжковые номера (чаще всего на перед­нем крае, вблизи от зрителя), парные упражнения (силовые, сме­шанные пары) и групповые (пирамиды, имеющие как вспомога­тельное, так и самостоятельное значение). Все чаще стали приме­нять прыжки на батуте (как сольные и как синхронные упражнения на 2—3 и более батутах одновременно).

7. Показ отдельных видов спорта (или отдельных видов упраж­
нений). К ним следует отнести соревнования на число кругов на
коне, соревнования по отдельным видам (типичные для того или
иного вида спорта), на установление рекорда и т. п. Демонстриру­
ют также штыковой бой, военизированные эстафеты, подчеркиваю­
щие прикладную направленность выступления, отражающие специ­
фику, выступающей организации (например, колонны Советской
Армии, динамовцев). Этому нередко сопутствуют так называемые
«фоновые упражнения» — построения и действия участников, не за­
нятых в основных упражнениях, но находящихся на поле. Их на­
значение — сконцентрировать внимание зрителей на выступлении
солистов. Обычно это простые, плавные движения, оттеняющие вы­
ступления солиста, группы участников-спортсменов.

8. Заключительная часть (финал), как правило, наиболее зре­лищна. Обычно она имеет смысловую направленность. В ней заня­ты все участники выступающей организации. Чаще всего это ка­кие-либо монументальные построения выступающей организации с применением конструкции, пирамид, с соответствующим оформле­нием флагами и другими средствами. Нередко в таком построении произносится здравица Коммунистической партии, Советскому пра­вительству, Родине и др..

9. Уход участников определяется с учетом расположения участ­ников в финальной части выступления. Если требуется специальное перестроение для ухода, то оно должно быть сделано быстро, четко, так как совершается на глазах зрителей. Если в финальной части построена пирамида, то чаще всего она с соответствующим обрам­лением сохраняется и во время ухода выступающей колонны. Иног­да делегации делятся на две части и отходят на фланги, освобож­дая место для выхода новых участников, или движутся к передней линии поля, а затем расходятся веером вправо и влево и т. д.

Программа гимнастических выступлений небольшого масштаба составляется с учетом содержания занятий гимнастикой в данной организации, а также особенностей выступающей колонны. Реко­мендуется осваивать упражнения для предстоящего выступления


заблаговременно на занятиях гимнастикой, экономя время на под­готовку.

Если на выступлении, проводимом в конце полугодия или года, подводятся итоги учебно-тренировочной работы за этот период (от­четное выступление), то в нем следует показать уровень подготов­ленности занимающихся. Это выступление, следовательно, будет спортивным. Его участники покажут, какими ловкими, сильными, собранными, координированными, организованнными они стали в результате систематических занятий гимнастикой.

Программа выступления (на сцене, в зале, на площадке) может включать такие номера:

1. Вольное упражнение (группа девочек, девушек).

2. Упражнение типа зарядки (группа мальчиков, юношей, мужчин).

3. Сольное или групповое вольное упражнение с предметом (с мячом,скакалкой, палкой).

4. Упражнения на брусьях разной высоты (девочки, девушки).

5. Пирамиды или упражнения смешанных групп (мальчики и девочки).

6. Упражнения на брусьях (мальчики, юноши).

7. Групповые (парные) упражнения акробатов или акробатиче­ские прыжки.

8. Прыжки на батуте или упражнения на ренском колесе и др. -

9. Финальная пирамида (или несколько пирамид, сменяющихся на определенный счет).

Если в программу выступления входит много номеров, ее лучше разделить на 2 или 3 отделения. Номера выступления следует рас­полагать так, чтобы интерес зрителей нарастал. Необходимо предусмотреть, чтобы групповые вольные упражнения чередова­лись с упражнениями на снарядах, акробатическими, сольными и т. п.

В программу выступлений могут войти упражнения гигиениче­ской, основной или производственной гимнастики (с диктором). Хо­рошо выполненные, ярко оформленные, они могут представлять собой красивое зрелище. Именно такие упражнения помогают во­влекать зрителей в число активных физкультурников.

Если выступление является составной частью общественно-поли­тического мероприятия или празднества, то упражнения должны иметь определенную направленность (1 Мая — имитация трудовых движений, 7 Ноября или в День Победы — четкие, боевые движе­ния). Отдельные номера и все выступление в целом необходимо оформлять так, чтобы чувствовалась определенная связь с меро­приятием. Средств для этого, помимо самих упражнений, много: дикторский текст, музыка, художественное формление и т. п.

При выступлениях на сцене или на эстраде важное значение имеет расположение снарядов по отношению к зрителю. На муж­ских брусьях, перекладине, кольцах и прыжковых снарядах испол­нитель лучше смотрится в профиль; брусья разной высоты целесо­образно устанавливать по диагонали.


Выступление на отдельных снарядах выглядит эффектнее, если каждый участник выходит из-за занавеса и после упражнения сно­ва уходит со сцены.

Для того или иного номера программы необходимо правильно определить время. Короткое упражнение может промелькнуть, не оставив у зрителя желаемого впечатления, а излишне длинное на­доест. Вот ориентировочное время для отдельных групп гимнасти­ческих упражнений: упражнения типа зарядки следует выполнять 40—50 сек.; вольные—! —1,5 мин. мужчинами и 1,8—2,5 женщи­нами; смешанные упражнения— 1—2 мин.; упражнения на снаря­дах — 2—4 мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: