Во рту стоит грибок на ножке,
А мы играем на гармошке.
Методические рекомендации
Дети выполняют упражнение «грибок», присасывая широкий язычок к нёбу (рот открыт, губы в улыбке),
а затем выполняют упражнение «гармошка» — движение нижней челюсти вверх и вниз, изображая игру
на гармошке. Если у детей не получается «грибок», следует предложить им сначала пощелкать языком,
а потом задержать его наверху (см. упражнение «Лошадка» в звуке «Д»).
Упражнение «Часики»
Надо время показать.
Будем в часики играть.
Методические указания
Педагог показывает детям, как ходит стрелка часов по кругу, и предлагает сделать такие же круговые
движения языком по верхней и нижней губам. Следует следить, чтобы движения языком дети делали
плавно, непрерывно, а язык плотно касался верхней и нижней губ.
Игра «Лошадки»
Педагог:
Эй, весёлые ребятки,
Не пора ль сыграть в лошадки?
Конь копытом землю бьёт,
Он кататься нас везёт!
Всадники, вставайте!
Лошадок запрягайте!
(Дети-всадники запрягают «лошадок»)
Педагог:
Но, лошадка! Но, лошадка!
Но, лошадка! Поскачи!
Едут, едут на лошадке,
-68-
Едут наши малыши.
(Е.Мокшанцева)
(Педагог читает стихи, дети цокают язычками. Затем дети повторяют стихи, при
произношении которых вырабатывается подъём языка вверх)
Педагог:
Стоп, лошадки!
Дети:
Но! Но! Но!
Покатались хорошо!
(Дети останавливают «лошадок»,
произнося кучерское «Прррр» губами)
Лошади устали.
Они фыркать стали.
(Дети изображают «фырканье» лошадок. Расслабленный, широкий кончик языка лежит на
нижней губе. Производится вдох носом, а затем выдох по расслабленному языку. Издаётся
губами вместе с выдвинутым между ними широким языком сочетание «ТР».
Упражнение способствует выработке навыка направленной ротовой струи, развитию
вибрации кончика языка).
Методические указания
Сначала педагог, а затем дети исполняют этапы игры, добиваясь четкого выполнения движений
и правильного положения органов артикуляционного аппарата.