Младшая группа

На данном этапе программа предназначена для работы с учащимися 1-3 классов (7-летнее обучение) и 1-2 классов (5-летнее обучение). Возраст 7-8 лет.

Количество учащихся младшей группы – 22 человека.

Занятия проводятся в группах по 10-15 человек. Общее количество часов: 72.

Важным составляющим элементом обучения на начальном этапе являются народные игры, в процессе исполнения которых дети и поют, и двигаются в такт музыке, и взаимодействуют друг с другом. Знакомство происходит и не только с музыкальной составляющей русского народного творчества. Пословицы и поговорки, загадки и сказки, считалки и скороговорки – активные помощники педагога в проведении разнообразных форм занятий. Выбор ведущего в игре, работа над дикцией, смена вида деятельности – всё это возможно и увлекательно благодаря им. Ещё один важнейший элемент программы обучения – знакомство с РУССКИМ НАРОДНЫМ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМ КАЛЕНДАРЁМ, главными народными обрядами и праздниками. Участие в них (колядование, масленица) вносят яркий колорит и элементы театрализации в процесс обучения.

Занятия проводятся в кабинете музыки, позволяющем и петь статично, проводить различные игры, и двигаться в хороводе.

Структура занятий

Содержание и виды работы. общее кол-во часов теория практика
Вокально-хоровая работа: распевание, работа над певческим дыханием, дикционные упражнения и др.      
разучивание произведений      
песня в жизни русского народа: календарных обрядах и праздниках, русских народных играх      
слушание народных сказок и песен   0,5 2,5
элементы народного танца      
обучение игре на шумовых народных инструментах: трещотках, бубне и др.   0,5 3,5
игровое занятие – концерт   -  
итого:      

Примерный план репетиции. Младшая группа:

1. Распевание – 7-10 минут. Начинать распевание лучше в среднем регистре, удобном для всех, а потом постепенно расширять диапазон вверх и вниз, отрабатывая необходимые вокальные и дыхательные навыки.

2. Новый материал - 15-20 минут.

3. Повторение старого материала – 5-7 минут.

4. Закрепление освоенного в начале репетиции – 3-5 минут.

5. Занятия с движением, игры – 5-10 минут.

6. Сведения о календарных праздниках и жанрах песен – 5-7 минут.

7. Слушание музыки – 2-4 минуты.

*Последовательность и пропорциональное соотношение частей урока могут меняться в зависимости от поставленных учителем задач.

Содержание занятий:

1.Формирование народной манеры звукообразования.

2.Работа над звуком – обучение умению петь без особого напряжения мышц связок и гортани. Стараться найти близкий, полётный, светлый, естественный звук. Осветлённости звука способствует также близкое к улыбке состояние губ.

3.Работа над артикуляцией: произнесение скороговорок.

4.Отрабатывание навыков правильного певческого дыхания.

5.Распевание в унисон на звуках примарной зоны (ми - фа) необходимо для выработки единой манеры пения.

6.Разучивание одноголосных песен с ограниченным диапазоном и ясным ладовым развитием в умеренном темпе для уверенного звукообразования с целью достижения напевного звука и чистоты интонации.

7.Русский народный земледельческий календарь. Основные русские праздники. Немузыкальный фольклор: сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.

8.Знакомство с жанрами детского фольклора.

9.Пение без дирижёра с целью формирования прочных вокально-хоровых навыков, уверенного, эмоционального исполнения песни; в то же время оно активизирует творческую самостоятельность.

10.Работа с запевалой - певцом с хорошим слухом и голосом. Запевала начинает песню и, тем самым, устанавливает темп и характер исполнения, увлекает всех единым настроением.

11.Детские народные музыкальные игры. Сочетание пения с игрой.

12.Основы пантомимы: изучение выразительных движений и жестов, развитие артистической смелости и непосредственности, взаимодействие с партнёрами.

13.Первоначальные навыки игры на шумовых народных инструментах: трещотках, бубне, ложках, рубели.

14.Сочетание пения с простейшими хореографическими движениями. У юных певцов укрепляется дыхание, вырабатывается умение красиво двигаться, улучшается осанка.

15.Слушание музыки.

Вокально-хоровая работа включает в себя:

-упражнения на звукообразование, дыхание, дикцию, расширение певческого

диапазона, формирование новых навыков и умений. Показ и чёткое объяснение задач и целей педагогом;

-работа над фрагментами разучиваемых песен.

Слушание музыки:

-знакомство с жанрами детского фольклора - колыбельными, потешками,

прибаутками, дразнилками, частушками, игровыми песнями;

-песен в исполнении детских фольклорных коллективов: "Игранчики",

"Веретёнце" и др.;

-произведений композиторов, заимствовавших подлинные народные песни;

- сказок о народных праздниках и обрядах.

Репертуар для слушания.

Детский русский фольклор. Ансамбль «Игранчики».

Дошкольные частушки. Детско-юношеский фольклорный ансамбль «Игранчики».

Хоровод круглый год. Сказки о народных праздниках, обрядах и временах года.

Элементы хореографии:

-выработка красивой осанки;

-приобретение навыка "петь и двигаться";

-разучивание хороводных движений: по кругу, "капустка", "змейка",

"стенка на стенку";

-шаги с притопами, простейшие движения рук и корпуса;

-поклон.

Элементы теории и истории русской народной культуры:

-знание основных праздников древних славян, особенностей их проведения:

когда, кто главные персонажи, блюда, что они символизировали;

-жанры детских народных песен.

Особенности методики обучения.

На начальной стадии обучения необходима частая смена деятельности. Это связано с возрастными особенностями детей: они не могут в течение длительного времени сохранять своё внимание на одном занятии. Статичные виды работы (упражнения на дыхание, вокальные упражнения, разучивание песенного материала) целесообразно чередовать с элементами хореографии, пантомимы, с играми.

В начале обучения важна систематическая работа по освоению базовых умений и навыков, таких как: дыхание, звуковедение, грудное резонирование. Педагог внимательно следит за учащимися, своевременно устраняя их певческие недостатки. Недопустим крикливый звук, зажатость при исполнении. Важно добиться того, чтобы учащиеся сами могли контролировать своё исполнение, устраняя ошибки без напоминания педагога.

Важная составляющая процесса обучения – работа над звучанием всей хоровой группы в унисон. Это и работа над чистотой интонирования каждого в отдельности и всех вместе, а также над выработкой единой манеры пения.

По мере овладения необходимыми навыками, педагог усложняет задачи, увеличивая певческий диапазон и усложняя репертуар хоровой группы.

Возможна (практикуется) раздача учащимся текстов песенного материала для разучивания (доучивания дома). В старших группах такая форма обучения необходима только в случае неуспеваемости ребёнка: из-за особенностей памяти; в случае долгого отсутствия на занятиях по причине болезни или отъезда.

В результате освоения программы ученик должен

ЗНАТЬ: понятия

- жанры музыкального детского фольклора (потешки, заклички,

прибаутки, частушки, плясовые, игровые, шуточные, колыбельные песни);

- темп (быстро, медленно, умеренно, спокойно);

- ритм;

- динамика (тихо, громко);

-лад (мажор, минор);

-изобразительность, выразительность, эмоциональность;

- регистр (высокий, средний, низкий);

-запев, припев,куплет;

-унисон.

УМЕТЬ: -петь естественным, свободным звуком в открытой народной

манере в диапазоне до 1 – соль 1;

-чисто интонировать;

- выразительно изображать действие или героя;

-эмоционально окрашивать исполняемую песню;

- исполнять требования педагога, быстро реагировать на его

замечания.

ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

- правильной постановки корпуса, посадки головы;

-певческого дыхания;

-дикции (чёткое произнесение гласных и согласных звуков,

отнесение при пении согласных к последующему слогу);

- ровно вести музыкальную партию;

- развития доброжелательности, взаимопомощи и чувства

коллективизма в процессе репетиций и выступлений;

-первоначальными – игры на шумовых народных инструментах

(бубне, ложках, трещотках).

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

-о значении песни в главных праздниках русского народного земледельческого календаря: Рождестве, святках, масленице, Пасхе, Троице.

Формы контроля знаний:

1.Педагогическое наблюдение в ходе каждого занятия;

2.Проверка знания репертуара группы;

3.Выступления перед родителями.

Критерием оценки является овладение правильными навыками певческого дыхания, звукоизвлечения, а также степень освоенности разученного песенного материала.

Репертуар для исполнения

Север: "На улице гагара да кулик" - шуточная, Вятка.

"Бабушка - куделенка" – шуточная плясовая, Вятка.

"Как у нас было на Дону" – плясовая, Вятка.

"Я капустицу полола" - плясовая, Мурманская область.

"Коляда" - календарная, Ульяновская область.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: