Сервиса за рубежом

Физкультурно-спортивный сервис в античную эпоху. Сословный характер физкультурно-спортивного сервиса в Средневековье. Новые виды физических упражнений (16-17 вв.). Спорт и развитие физкультурно-спортивного сервиса в 18-19 вв. Социально-культурная роль физкультуры и спорта в 20 веке.

Физкультурно-спортивный сервис – это предоставление услуг, удовлетворяющих потребность в движении, развитии физических способностей, в укреплении здоровья, в соревновании и достижениях.

В основе физической культуры (как части общей культуры общества) лежит биологическая потребность человека в двигательной активности и потребности общественной жизни, всегда предъявляющей определенные требования к уровню физического развития человека.

Уже в первобытных обществах исследователи отмечали обряд инициации, связанный с переводом юношей в возрастную группу взрослых мужчин. Готовясь к посвящению, юноши усиленно тренировались в беге, прыжках, лазании, метании, выдерживали пищевые запреты, принимали участие в охоте. Пещерные и наскальные рисунки той эпохи изображают охотников, преследующих дичь. В качестве метательных снарядов используются булавы, каменные топоры, копья, дротики и бумеранги. Ясно, что успех в такой охоте достигался благодаря хорошей физической подготовке охотников.

К инициации молодежь готовили специально выделенные родом старейшины, которых можно считать первыми тренерами-наставниками. Так уже в глубокой древности осознаются возможности физических упражнений как средства формирования сознания, укрепления здоровья, подготовки к практической жизни.

В древневосточных обществах государство ставит своей задачей формирование типа человека, годного для защиты власти и завоеваний.

Утверждается обязательное физическое воспитание юношества, основанное на атлетике, стрельбе из лука, гонках колесниц, скачках, плавании, контактных физических поединках и танцах с оружием, имевших целью укрепление боевого духа. Услуги тренеров – наставников оплачивало государство, а само обучение мало считалось с потребностями отдельного человека и носило, по сути, принудительный характер. Чтобы повысить эффективность такого обучения, организовывались состязания, которым придавали обрядово-магический и торжественный характер.

Однако уже тогда «верхи» общества пользовались услугами учителей верховой езды, рукопашного боя, специалистов по лечебной гимнастике. При раскопках Кносского дворца на Крите (2 тысячи лет. до нашей эры) археологами обнаружены помещения для занятий физическими упражнениями – предшествие современных спортивных и тренажерных залов.

В эпоху античности появляются принципиально новые особенности в предоставлении физкультурно-спортивных услуг.

В Древней Греции утверждается идеал воспитания человека, гармонично сочетающего внешние (физические) и внутренние (духовные) достоинства. Такое сочетание называли калокагатией (от греч. kalos - прекрасный, физически выносливый, хорошо сложенный и agathos – умный, добрый, с твердым характером).

В период расцвета Афин окончательно складывается античная гимнастика, состоящая из трех основных частей:

упражнения в подвижных играх, в которых под наблюдением воспитателей участвовали дети до 7 лет;

обучение в палестре – частной гимнастической школе, а затем в гимнасии – государственном воспитательном заведении;

занятия орхестрикой – упражнениями, сформировавшимися из ритуальных танцев и необходимыми для развития ловкости, красоты движений.

Каждый свободный гражданин Афин стремился отдать мальчиков в возрасте 12-16 лет в палестру, где с подростками работал педотриб – учитель гимнастики.

В 16 лет юноши переходили в гимнасии – государственное воспитательное учреждение, где специально подобранная система физических упражнений и методических приемов служила гармоническому развитию и укреплению здоровья. Многие занятия в гимнасиях проходили в форме соревнований учащихся в физической подготовке, что соответствовало принципу состязательности, которым была пронизана вся жизнь античного общества.

Во главе гимнасий стояли так называемые «софронисты» (люди, заботящиеся о добродетели). Спорт в Афинах имел целью научить человека владеть собой, соблюдать правила честной игры, возвышать свой дух. Отметим, что самостоятельное значение спорта как средства всестороннего развития личности было осознанно в Европе не ранее 19 века.

Для достигших наибольших успехов в физической подготовке молодых людей открывалась перспектива участия в Олимпийских играх - общегреческих празднествах и спортивных состязаниях, проводимых в священном округе вблизи храма Зевса в Олимпии.

История и организация Олимпийских игр древности достаточно хорошо известны. Свидетельства античных авторов, статуи и изображения на вазах помогают воссоздать картину Игр.

Отметим некоторые, наиболее существенные для темы физкультурно-спортивного сервиса аспекты:

наличие группы организаторов (элланодиков) из числа аристократических семей Элиды, одного из полисов древней Эллады, которые за 10 месяцев устанавливали дату проведения игр, оповещали полисы с помощью специальных вестников (теоров), устанавливали священное перемирие на время игр.;

длительный период предварительных тренировок участников в специальных тренировочных центрах под руководством опытных тренеров;

наличие правил, которые определяют ход игр в целом, характер спортивной борьбы и помогают судейской коллегии выявить победителей;

традицию, согласно которой олимпионик (победитель) должен был публично благодарить своего тренера;

комплексный характер праздника, который привлекал до 40-50 тыс. человек и был местом встречи и переговоров правителей; «симпозиумом» для историков, философов; конкурсом для певцов, поэтов, танцоров; ярмаркой для торговцев;

участие победителей в празднествах на своей родине (торжественный въезд, пиры, хвалебные оды, памятники), имевших целью пропаганду физической культуры и спортивных состязаний.

Таким образом, в античной Греции физкультурно-спортивные услуги населению предоставлялись на основе соединения государственных, общественных и частных начал, что стало характерным для современных условий.

В античном Риме периода республики (до 1 в. нашей эры) физическая культура имела чисто прикладной характер: войны, которые вел Рим, требовали людей с хорошей военно-физической подготовкой. В римской армии молодые воины проходили суровую школу физического воспитания: обращение с оружием, бег, прыжки с шестом, скалолазание, борьба, плавание.

Молодежь из знатных семей имела возможность любительских занятий физкультурой на Марсовом поле – своего рода спортплощадке для подвижных игр и гимнастики.

В императорском Риме состязания в физической подготовке становятся зрелищем, а гладиаторы – своего рода профессионалами спорта, участвующими в поединках на аренах, в представлениях морских битв (навмахии), в сражениях с дикими зверями.

В римской античности нужно также отметить услуги, предоставляемые с начала 2 в. до нашей эры своеобразными учреждениями отдыха – термами.

Термы – это комплекс, включающий бани (несколько помещений с разной температурой), двор для солнечных ванн, помещения для массажа, залы для бесед, бассейны и палестры – залы для гимнастических упражнений. В 4 в. нашей эры в Риме было около 1000 терм. Некоторые термы имели зрительские места для наблюдения за гимнастическими играми. В термах свободные граждане за умеренную плату проводили свободное время, пользуясь и физкультурно-спортивными услугами.

Отметим также, что к эпохе античности относится сооружение первых стадионов – открытых сооружений для атлетических состязаний и тренировок.

Стадион в Олимпии – первый из стадионов древности, имевший трибуны для зрителей. Овальная форма трибун, удобная для зрителей, сидящих в одном ряду, сохранялась в римскую эпоху и дошла до наших дней. Амфитеатры Древнего Рима – прообраз спортивно-зрелищных комплексов современности.

Европейское Средневековье (5-15 вв.) также вносит свои акценты в предоставление физкультурно-спортивных услуг.

Крестьянство – наиболее многочисленный слой средневекового общества удовлетворяло потребность в двигательной активности прежде всего в силу характера своего повседневного труда. Однако на праздниках обязательно присутствовали физические игры и состязания в ловкости, силе, лазании по шесту и канату. Крестьяне не пользовались услугами, организовали и развлекали себя сами.

Основными потребителями физкультурно-спортивных услуг были рыцари, которым была необходима военно-физическая подготовка. Для обучения приемам фехтования приглашались фехтмейстеры, искусству верховой езды обучали берейторы. Специальные наставники учили премудростям охоты: соколиной, верхом со сворой собак. Своеобразным видом сервиса была организация на средства феодалов рыцарских турниров – своего рода спортивных состязаний.

В эпоху зрелого средневековья (12-15 вв.) усиливается роль городов. Горожане, в основном – ремесленники, организуют фехтовальные и стрелковые союзы, в которых приглашенные сообща наставники готовили горожан к самообороне от феодалов.

В период Средневековья зарождаются многие новые виды спортивных игр: на средневековых ярмарках в Германии играли в кегли, с 14 в. появляется бейсбол в Англии, гольф в Дании. Эти игры все больше воспринимаются как развлечение, занятие, доставляющее удовольствие, что таит новые возможности для организации физкультурно-спортивного сервиса.

В 15-16 вв. в Европе усиливается интерес к античному наследию, в том числе и к греческой гимнастике. Стала очевидной малая эффективность одностороннего духовного воспитания, за что всегда ратовала церковь. Итальянский просветитель Витторино Фельтре (1378-1466) организует в г. Мантуе (Италия) школу «Каза джакоза» («Дом радости»), где по образцу греческой гимнастики рационально сочетались умственное и физическое воспитание.

В 16 в. выходит ряд книг - своего рода учебников по физкультуре и физическому воспитанию. В 1538 г. Н. Винман (Германия) выпускает книгу «Пловец, или об искусстве плавать». В 1544 г. напечатана книга Я. Камерариуса «Диалог о гимнасиях». В 1569 г. К. Меркулиалис (Италия) дал подробное описание античной гимнастики в своем труде «О гимнастическом искусстве».

В 16-17 вв. общественный интерес к сфере физкультурно-спортивного сервиса возрастает. Повсеместно возникают новые возможности и варианты физических упражнений и игр. На смену фехтованию на мечах приходит шпага и рапира, совершенствуется гимнастика, в Англии зарождается бокс. Из Дании в Англию и Нидерланды проникает гольф, в Швейцарии и Германии появляются прыжки в воду, в Нидерландах – управление парусами как спорт. Окончательно создается система конной выездки, школа верховой езды.

Таким образом, ко второй половине 17 в. в Европе создаются предпосылки для развития физкультурно-спортивного сервиса нового времени.

В новое время (17–18 вв.) происходит дифференциация потребностей в физкультурно-спортивных услугах, и соответственно возникают новые услуги.

Пропаганда физических занятий создает массовое физкультурное движение.

Потребители и любители физкультурно-спортивных услуг объединяются в общества и клубы по спортивным интересам. Все шире практикуется организация соревнований разного уровня и масштаба.

Вот некоторые даты и факты, иллюстрирующие вышесказанное.

1700 г. – открыт каток для катания на роликах (Англия).

1715 г. – организованы первые соревнования по академической гребле (Англия).

1719 г. – проходит первый чемпионат Англии по боксу.

1733 г. – в Норвегии растет популярность лыжного спорта, создаются войсковые лыжные отряды.

1742 г. – организуется конькобежный клуб в Эдинбурге (Шотландия).

1763 г. – прошли официальные соревнования по бегу на коньках и фигурному катанию (Англия).

1767 г. – организованы военно-спортивные лыжные состязания в Христиании (Норвегия – ныне Осло).

1775 г. – создан яхт-клуб (Англия), организована регата, вручены призы победителям.

1786 г. – Ж.Бальма (Франция) покорил Монблан, положив начало современному альпинизму.

1793 г. – выходит из печати первый учебник по физическому воспитанию «Гимнастика для молодежи» И.Гутса-Мутса (Германия).

В 19 в. получили дальнейшее развитие основные тенденции, возникшие в предыдущий период. Потребность в физкультурно-спортивных услугах возрастает, и предприимчивые люди, улавливая это, создают новые возможности удовлетворения потребностей, новые услуги. Так Ф. Ян, немецкий гимнаст (1778-1852) в 1811 г. открывает первую гимнастическую площадку близ Берлина для физических упражнений и гимнастики на снарядах (перекладина, брусья, бревно). Это в полном смысле слова учреждение физкультурно-спортивного сервиса.

Со второй половины 19 в. в Европе и Северной Америке начинается формирование современного соревновательного спорта как системы организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий. Цель соревнований – выявление и унифицированное сравнение достижений людей в определенных видах физических упражнений, уровня их физического развития.

Во второй половине 19 в. существовавшие ранее виды спорта получают международное распространение:

· создаются национальные и международные организации;

· изобретаются новые виды спорта, особенно на рубеже 19-20 вв.;

· возникают условия для возрождения Олимпийского движения (1896).

В 20 в. физкультурно-спортивный сервис становится частью образа жизни каждого человека в самых разных формах:

· массовый самодеятельный спорт;

· физкультура и спорт как учебный предмет в школах, других учебных заведениях;

· спорт высших достижений как зрелище, предмет всеобщего интереса;

· спорт как форма и основа международных связей.

Предоставление физкультурно-спортивных услуг влияло и на другие сферы жизни общества. В начале 20 в. у модельеров возникает понятие «спортивный стиль». Появляется «костюм для гимнастики», «для велосипеда», «для тенниса». Требование функциональности, свойственной спортивному костюму, распространяется на всю одежду.

Начиная с 60-х гг. 20 в. во всех развитых странах ощущается коммерциализация спорта. Радио, кино, телевидение сделали исключительно популярными зрелищные виды спорта. Прибыли от рекламы, включаемой в трансляцию передач со спортивных мероприятий, высокие доходы фирм, производящих спортивное снаряжение, сделали спорт предметом интереса финансистов и предпринимателей.

В результате возникла развитая структура физкультурно-спортивного сервиса: бассейны, стадионы, гимнастические залы, корты, манежи и другие спортивные сооружения.

Сформировался профессиональный спорт. Звезды спортивной жизни стали предметом торговли. Крупнейшими коммерческими предприятиям стали Летние и Зимние Олимпийские игры.

Составной частью физкультурно-спортивного сервиса стало изготовление одежды для спортивных занятий, а также устная, печатная и наглядная пропаганда и информация о спорте, спортсменах.

Вывод. Вся эта многокомпонентная структура призвана удовлетворять социально-культурные потребности современного человека и является неотъемлемой частью социально-культурного сервиса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

Какие аргументы можно привести в пользу мнения о том, что в эпоху античности появляются принципиально новые особенности в предоставлении физкультурно-спортивных услуг?

Какие аспекты физкультурно-спортивного сервиса характерны для Олимпийских игр античного времени?

Какие социально-культурные потребности определяют специфику физкультурно-спортивных услуг в Европейском Средневековье?

Какие тенденции в развитии физкультурно-спортивного сервиса обнаруживают в 18 веке в Европе?

Каковы особенности физкультурно-спортивного сервиса в Западной Европе и Америке в 19 веке?

Выделите основные составляющие сферы физкультурно-спортивного сервиса за рубежом в 20 веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: