Введение. Методическое пособие

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Методическое пособие

Санкт-Петербург

«Детство-Пресс»

Буденная Т. В.

Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—64 с. + вкл. 8 с.

Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.



ВВЕДЕНИЕ

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Че­ловек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он* может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопро­сы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, ру­ководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затруд­няет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос­ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы­ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизно-шения, год ох года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытую­щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происхо­дит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошколь­ного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, еже­часно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты


звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Воспитание чистой речи у детей — задача большой общест­венной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя. Им и адресовано на­стоящее пособие. Оно поможет в овладении специальными зна­ниями, а также практическими навыками работы по предупреж­дению и устранению дефектов звукопроизношения у детей и взрослых, хотя последнее уже значительно труднее.

Материал, изложенный в пособии, является результатом глу­бокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного 20-летнего опыта работы автора в данной области. В пособии раскрыта значимость специальной гимнастики в ло­гопедии, изложена методика ее проведения, представлены ком­плексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выра­ботку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного про­изнесения звуков речи, даны краткое описание и методические указания по выполнению этих упражнений, показана специфика гимнастики языка при ринолалии (гнусавости). В числе упраж­нений есть известные логопедам, малоизвестные и разработанные автором.

Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для пред­отвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляци­онных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) бу­дут способствовать специально подобранные комплексы уп­ражнений.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом не­достаточно для выработки прочных навыков правильного звуко­произношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь пособие будет очень полезно. Логопед, используя данное пособие, подби­рает необходимые упражнения и составляет комплекс для каж­дого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требую­щего доработки дома.


Пособие будет также полезно для реабилитационной рабо­ты — восстановления речи у больных с моторной афазией (детей и взрослых) в посттравматический или постинсультный период. Взрослые могут использовать его самостоятельно для восстанов­ления утраченных движений звукопроизносительного аппарата. Для улучшения дикции эти упражнения могут выполнять все желающие.

Прилагаемые фотоиллюстрации помогут контролировать пра­вильность положения речевых органов в упражнениях.

В пособии рассмотрены далеко не все вопросы исполь-^ зования гимнастики в коррекционно-логопедической работе. В дальнейшем предполагается дополнить его разделом, посвя­щенным дыхательной гимнастике. Что касается пальчиковой гимнастики, то, по мнению автора, в последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных этой безусловно важной теме.

Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя пособие вызовет интерес специалистов-логопедов всех уровней, воспита­телей и родителей, а главное — принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: