Выбор метода проведения отбора элементов совокупности связан с принятием некоторых сопутствующих решений. Исследователь должен сделать выбор между байесовым и традиционным подходом к отбору, повторной и бесповторной выборкой, а также вероятностным и детерминированным выборочным методом.
Байесов подход (Bayesian approach) - м етод отбора элементов, в соответствии с которым элементы выбираются последовательно. Согласно байесовому подходу, собирается детальная информация о параметрах совокупности, полученная в результате предыдущих исследований, а также о затратах и возможных последствиях, связанных с принятием неправильных решений.
Этот метод очень хорош в теории. Однако он не нашел широкого применения в маркетинговых исследованиях, так как большая часть необходимой информации относительно затрат и возможных последствий недоступна. В соответствии с традиционным подходом к отбору элементов, выборка полностью формируется до того, как начинается сбор информации. Поскольку традиционный метод наиболее распространенный, он принят за основу при написании следующих разделов.
|
|
Повторная выборка (sampling with replacement) -м етод выборки, согласно которому элемент совокупности можно неоднократно включать в выборку.
При повторной выборке (sampling with replacement) исследователь выбирает элемент из основы выборки и получает необходимую информацию. Затем элемент возвращают в основу выборки; элемент можно неоднократно включать в выборку.
Бесповторная выборка (sampling without replacement) -м етод выборки, согласно которому элемент совокупности нельзя включать в выборку больше одного раза.
Расчет статистических данных при использовании этих двух методов немного отличается, но статистические выводы похожи, если основа выборки намного больше конечного объема выборки. Следовательно, различия важно учитывать только тогда, когда основа выборочного наблюдения ненамного больше объема выборки.
Наиболее важное решение, связанное с отбором элементов для формирования выборки, — это выбор между вероятностным и детерминированным методом выборки.
Если единица выборки и элемент целевой совокупности различны, необходимо точно определить, по какому принципу следует отбирать элементы из единицы выборки. При индивидуальном опросе на дому или по телефону определение адреса или номера телефона может оказаться недостаточным. Например, должен ли участвовать в обследовании только человек, отвечающий на звонок в дверь или по телефону, или еще кто-то из домашних? Зачастую другие члены семьи также соответствуют критериям выборки. Например, в исследовании о семейном досуге участвовать могут как мужчины, так и женщины — главы семьи. При использовании вероятностного выборочного метода методом случайного отбора следует выбрать одного респондента из каждой семьи. Самый простой способ случайного отбора — метод следующего дня рождения. Интервьюер спрашивает, кто из членов семьи, подходящих для участия в обследовании, следующим празднует день рождения, и включает этого человека в выборку.