Определение объема выборки. Объем выборки(sample size) — это количество элементов совокупности, которые нужно изу­чить

Объем выборки (sample size) — это количество элементов совокупности, которые нужно изу­чить.

Определение объема выборки представляет собой сложный процесс, затрагивающий ана­лиз ряда качественных и количественных факторов.

Назовем важные качественные факторы, опреде­ляющие объем выборки: важность принимаемого решения, характер исследования, количество переменных, характер анализа, объем выборки в аналогичных исследованиях, коэффициент охвата, коэффициент завершенности, а также ограниченность ресурсов.

Как правило, для принятия важных решений необходима детальная, максимально точная информация. Ее получение предусматривает создание больших выборок, но при увеличении объема выборки возрастает и стоимость каждой дополнительной единицы информации. О сте­пени точности говорит среднеквадратичное отклонение от среднего значения, которое обратно пропорционально квадратному корню объема выборки. Чем больше выборка, тем меньшим будет повышение точности при увеличении объема выборки на одну единицу.

На величину объема выборки влияет также характер исследования. В поисковых исследова­ниях, изучающих качественные характеристики, объем выборки, как правило, невелик. Для ис­следований, предусматривающих статистическое заключение, таких как дескриптивные, необхо­дим больший объем выборки. Кроме того, большие выборки нужны, когда информация собира­ется с учетом большого количества переменных. Большой объем выборки позволяет снизить общий эффект от ошибок выборки по всем переменным. Представление о малом и большом объеме можно получить, ознакомившись с объемами выборки, представленными в табл. 11.2.

Большой объем выборки необходим при проведении углубленного анализа данных с ис­пользованием разнообразных методов многомерного статистического анализа. Это же касается данных, которые анализируются с особой точностью.


Тема. Методы выборки

.

простая случай-ная выборка
нерепрезентативная выборка

Рис.1. Методы выборки

Детерминированный метод выборки

Детерминированный метод выборки основан скорее на индивидуальной оценке исследователя, чем на случайном отборе элементов выборки.

Детерминированный метод выборки – метод выборки, в котором не применяется процедура случайного отбора элементов.

Нерепрезентативная выборка – при использовании детерминированной выборки исследователи стремятся создать ее из удобных для отбора элементов. Отбор элементов для включения в выборку проводится интервьюером.

+ - экономная, элементы выборки доступны, готовы к сотрудничеству и их характеристики легко измерить.

- - большой риск возникновения разного рода ошибок выборки, включая самовыбор, она не подходит для МИ, предусматривающих написание заключения обо всей совокупности. Ее не рекомендуется использовать при проведении дескриптивного и причинно-следственного исследования, но можно применять при поисковых исследованиях, для создания фокус-групп, для предварительных опросов или в экспериментальных исследованиях.

Поверхностная выборка

Поверхностная выборка – в соответствии с которой элементы совокупности умышленно отбираются на основе суждений исследователя.

Примеры поверхностной выборки – пробные рынки, выбранные для оценки потенциала нового товара, избирательные участки, выбранные для изучения поведения избирателей, универсальные магазины, выбранные ля тестирования новой выкладки товара.

+ - недорога, удобна, быстра

-- не позволяет обобщить результаты, полученные в ходе определенной совокупности, потому что эта совокупность точно не определена, она субъективна, ее эффективность полностью зависит от оценки исследователя, его компетентности и избирательности.

Квотная выборка

Квотная выборка – детерминированный метод выборки, который представляет собой двуэтапную ограниченную поверхностную выборку. Первый этап включает создание контрольных групп, или квот, из элементов совокупности (с этой целью исследователь фиксирует контрольные характеристики, относящиеся к предмету исследования и определят их распределение в изучаемой совокупности).

Контрольные характеристики – пол, возраст, раса, определяются на основе мнения исследователя. Часто квоты устанавливаются таким образом, что процентное соотношение элементов выборки, обладающих контрольными характеристиками, равно процентному соотношению элементов совокупности, обладающих этими характеристиками. Другими словами, применение квот обеспечивает соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности.

На втором этапе выбор элементов основан на удобстве отбора или мнении исследователя. Единственное требование – соответствие обобранных элементов контрольным характеристикам.

Выборка по принципу «снежного кома»

Выборка по принципу «снежного кома» - согласно которому случайным образом подбирается начальная группа респондентов. В дальнейшем отбор осуществляется из числа кандидатов, указанных первыми респондентами, или на основе предоставленной ими информации. Данный процесс происходит волнообразно, когда респонденты, прошедшие опрос, называют следующих кандидатов.

При этом демографические и психографические характеристики названных кандидатов больше похожи на характеристики назвавших их респондентов, чем при случайном выборе опрашиваемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: