1) Школьнику предлагается рассказ с весёлыми и грустными оттенками в содержании. Задайте вопросы:
- Заметил ли ты в рассказе что-нибудь грустное? Расскажи об этом.
- Есть ли в рассказе приятные события? Какие?
Проанализируйте результаты беседы с учеником и определите его способность к различению чувств действующих в рассказе лиц?
2) Предложите ученику последовательно две картинки: одну с грустным содержанием, а другую с весёлым, например: «Тройка» В.Перова и «Прибыл на каникулы» Ф.Решетникова.
Задайте ученику следующие вопросы:
- какая картина тебе больше нравится? Почему?
- Почему другая картина тебе нравится меньше?
- Изображены ли на какой-нибудь картине грустные события?
- Изображены ли на какой-нибудь картине весёлые события?
В выводе указать способность школьника определять характер воспринятых им картин.
3). Предложите школьникам рассказы – коллизии:
- «Алеша ехал в трамвае и смотрел в окно. С ним рядом сидела женщина. На одной из остановок она вышла. Алеша повернулся и увидел рядом с собой коробку конфет и кошелек с деньгами. Что, по-вашему, сделал Алеша?»
|
|
-«Костя выучил уроки и собрался идти на улицу играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришел товарищ из его класса и попросил помочь решить задачу. А на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?»
-«Олю после уроков всегда встречала бабушка, потому что Оля жила далеко от школы. Оля поехала домой на автобусе. Когда они вошли в автобус, там было одно свободное место. Что, по-вашему, сделала Оля?»
Отметьте положительные и отрицательные проявления чувств ученика. Если ученик затруднился при ответе на вопросы, то в чем, по-вашему, причина?
4.2.Воля.
1) «Метод пресыщения» А Карстен.
Ученику дается задание нарисовать на листе бумаги кружочки, и при этом говорится: «Постарайся нарисовать так много, как только сможешь. И мы сейчас же закончим работу».
При анализе результатов обратить внимание на
· Мотивы работы ученика
· Длительность выполнения задания
· Наличия стремления соблюсти инструкцию
· Особенности отвлечений
· Характер окончания задания
2) Игра «Пройди через лабиринт».
Предложить ребёнку «пройти» по одному из вариантов лабиринта.
Затем надо проанализировать целенаправленность, настойчивость и планомерность выполнения задания.
Сделайте вывод об уровне развития произвольности у ребенка. В выводе обратите внимание на длительность выполнения задания, наличие стремления соблюсти инструкцию, способность проявить волевые усилия, настойчивость, поведение в ситуации неуспеха.