Охрана смежных прав

Отсутствие охраны смежных прав в СССР не давало возможности обеспечивать права артистов-исполнителей и изготовителей фоно­грамм. Сложилась парадоксальная ситуация, когда за воспроизведение песни на пластинке гонорар выплачивался автору музыки (композито­ру) и автору слов, а певец-исполнитель никакого вознаграждения не получал. То же самое относилось и к изготовителям фонограмм. Однако передачи организаций радио- и телевещания пользовались охраной нормами авторского права. Согласно ст. 486 ГК РСФСР, авторское право на радио- и телепередачи принадлежало передающим их радио-и телевизионным организациям. Это находилось в противоречии с важ­нейшими международными соглашениями об охране смежных прав (Римская и Фонограммная конвенции), в которых СССР не участ­вовал.

В Основах 1991 г. была предусмотрена охрана смежных прав в ст. 141-143. Однако эти статьи страдали целым рядом недостатков. Во-первых, устанавливались только права субъектов смежных прав, а регламентация изъятий из них давалась на откуп будущему законода­тельству; во-вторых, вводилось смежное право не только создателя зву­козаписи, но и создателя видеозаписи, без проведения разграничений между видеозаписью и видеофильмом, который являлся объектом ав­торского права. И наконец, сам ограниченный объем — всего три статьи — не позволял сколько-нибудь полно урегулировать смежные права.

Субъектами смежных прав по новому Закону являются исполните­ли, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного ве­щания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требует­ся соблюдения каких-либо формальностей.

Права исполнителей охраняются в соответствии с новым Законом, если исполнитель является гражданином Российской Федерации; если исполнение, постановка впервые имели место на территории Россий­ской Федерации; если исполнение, постановка записаны на фонограм­му, охраняемую в соответствии с Законом; если исполнение, постанов­ка, незаписанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с Законом.

Права изготовителя фонограммы охраняются в соответствии с новым Законом, если изготовитель фонограммы является граждани­ном Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим офи­циальное местонахождение на территории Российской Федерации; или если фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Фе­дерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, располо­женных на территории Российской Федерации (ст. 35).

Права исполнителей включают следующие исключительные права: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознагражде­ния за каждый вид использования исполнения или постановки (ст. 37).

Исключительное право на использование исполнения или поста­новки означает право осуществлять или разрешать: передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки; запись ранее незаписанных исполнения или постановки; воспроизведение записи исполнения или постановки; передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки; сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, включающей ис­полнение или постановку с участием исполнителя.

Права изготовителей фонограмм означают исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на полу­чение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Ис­ключительные права на использование фонограммы означают право осуществлять или разрешать: воспроизведение фонограммы; переделку фонограммы; распространение экземпляров фонограммы; импорт эк­земпляров фонограммы в целях распространения (ст. 38).

Введено положение о «первой продаже» (first sale) также для фоно­грамм: если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы вве­дены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Однако право на распространение экзем­пляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовите­лю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры.

Установлена также законная лицензия на использование опублико­ванной в коммерческих целях фонограммы путем публичного исполне­ния, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю без согласия изготовителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой воз­награждения в установленном Законом порядке (ст. 39).

Права организаций эфирного или кабельного вещания включают исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, в том числе право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений. Исключитель­ное право давать разрешение на использование передачи означает право организации вещания разрешать ее трансляцию в эфир другой органи­зации; сообщение передачи для всеобщего сведения по кабелю; запись передачи; воспроизведение записи передачи; сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом (ст. 40 и 41).

Ограничения смежных прав прямо устанавливаются в Законе (ст. 42) при условии их применения без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного ве­щания и авторов указанных произведений.

Допускается без согласия исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты возна­граждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:

1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;

2)исключительно в целях обучения или научного исследования;

3)для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях;

4) в иных случаях, которые установлены положениями Закона в
отношении ограничения имущественных прав автора произведений ли­
тературы, науки и искусства (ст. 42).

Срок действия смежных прав установлен в ст. 43 в отношении ис­полнителя в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения пли любого иного посягательства охраняются бес­срочно.

Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой пере­дачи в эфир (по кабелю). Течение сроков охраны смежных прав начи­нается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Передача (переход) смежных прав допускается в порядке наследо­вания (физические лица), правопреемства (юридические лица) и по договорам. К наследникам (в отношении юридических лиц — право­преемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать исполь­зование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части срока охраны смежных прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: