Предварительный отбор и грубая оценка идей НП

Основная цель этой процедуры — максимально сократить число выдвинутых идей. При предварительной оценке идей особой точности не требуется. Поэтому здесь предпочтение следует отдавать не математическим расчетам, а здравому смыслу. Важность данного этапа очевидна: чем раньше будут отклонены непродуктивные идеи, тем больше средств и ресурсов будет сэкономлено, так как каждый последующий этап разработки нового продукта обходится дороже предыдущего.

Для грубой оценки и предварительного отбора идей НП рекомендуется использовать знания широкого круга различных специалистов из функциональных служб. Инженеры могут помочь отсеять технически слабые и неосуществимые идеи. Опытные специалисты по эксплуатации и ремонту изделий могут выявить идеи, непрактичные с точки зрения потребителей. Советы экономистов могут помочь в отбраковке идей, не обеспечивающих получение прибыли и связанных с чрезмерным финансовым риском.

В ходе грубой оценки выдвинутых идей специалисты пытаются ответить на следующие вопросы, связанные с концепцией НП:

· «Какую пользу данный продукт принесет потребителю?»,

· «Позволит ли данный продукт сэкономить потребителю время, рабочую силу, материалы, производственные мощности, финансы?»

· «Позволит ли данный продукт потребителю использовать его легче, более удобно, с большим удовольствием?»

· «Соответствует ли идея нового продукта целям компании?»

· «Не относится ли идея к таким идеям, время которых «не пришло»?

· «Может ли компания в условиях конкуренции изготовить и поставить данный продукт на рынок до того, как произойдут существенные изменения в экономике и технологии?»

Оставшиеся после предварительного отбора идеи НП могут быть теперь оценены более тщательно на основе определенного набора критериев, в число которых входят: степень совместимости идеи с основным направлением деятельности компании и характером существующего производства, соответствие НП потенциальному рынку, его пригодность для продажи и др.

В табл.2 приведен образец типовой формы, используемой для грубой оценки идей НП по каждому из названных критериев. Идеи оцениваются по трехбалльной системе: хорошая — 3, средняя — 2, плохая — 1. После оценки идеи НП по каждому из приведенных критериев заполняются крайние правые графы таблицы (общее число баллов) и подсчитывается (по вертикали) суммарное число баллов. Максимально возможное число баллов — 3*37 = 111.

Таблица 2. Типовой образец формы, используемой для грубой

оценки идеи нового продукта

Наименование продукта
Краткое описание продукта
Основные преимущества идеи для потребителя
Основные недостатки идеи
Оценки Критерии Хор. 3 Сред.2 Плох. 1 Общ. число бал.
1.Деятельность компании        
1.1. Идея совместима с целями компании        
1.2. Прерывание текущей деятельности не потребуется        
1.3. Необходимая технология уже имеется        
1.4. Может использоваться существующая система обслуживания потребителей        
2.Потенциальный рынок        
2.1. Емкость рынка        
2.2. Место расположения рынка        
2.3. Доля рынка (потенциальная)        
2.4. Уровень диверсификации компании (нужная в некоторых отраслях)        
2.5. Степень уверенности в дальнейшем развитии отрасли        
2.6. Степень уверенности в стабильности при экономических спадах        
2.7. Степень устойчивости положения компании в новых условиях        
3. Пригодность для продажи        
3.1. С точки зрения цены и конкуренции        
3.2. Наличие квалифицированных агентов по сбыту        
3.3. Возможность продвижения продукта на рынок        
3.4. Возможность использования имеющихся каналов распределения        
3.5. Степень оригинальности продукта        
3.6. Уровень существующей конкуренции        
3.7. Предполагаемый спрос        
3.8. Уровень потенциальной конкуренции        
3.9. Лояльность потребителей        
3.10. Отсутствие противодействия со стороны защитников окружающей среды и экологов        
4. Конструирование и производство        
4.1. Техническая осуществимость идеи        
4.2. Достаточность технических мощностей        
4.3. Стоимость разработки        
4.4. Достаточность производственных мощностей        
4.5. Возможности приобретения материалов (как в мирное, так и в военное время)        
4.6. Возможность приобрести оборудование        
4.7. Наличие складских помещений        
4.8. Стоимость оснастки и производственные расходы        
5. Финансы        
5.1. Предполагаемая прибыль на вложенный капитал        
5.2. Имеющиеся в распоряжении средства        
5.3. Сроки окупаемости затрат        
5.4. Сроки достижения равновесия доходов с расходами        
6. Правовые аспекты        
6.1. Патентоспособность        
6.2. Соответствие законодательным актам        
6.3. Гарантии        
Максимальное число баллов - 111        

Если суммарное число баллов не достигает 78 (т. е. 70% от 111), идея НП, вероятно, не заслуживает дальнейшего рассмотрения. Поэтому прежде, чем подвергать такую идею дальнейшему рассмотрению и более детальной оценке, необходимо еще раз проанализировать ее с точки зрения здравого смысла, соответствия целям компании и сложившейся ситуации.

Естественно, что критерии, приведенные в табл. 2, не могут иметь одинаковую важность. Их специфику можно учесть с помощью весовых коэффициентов. Процедуры установления весовых коэффициентов были рассмотрены в предыдущих лекциях и здесь не приводятся. Напомним только, что сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице.

Тогда к форме (табл. 2) справа от графы «Общее число баллов» добавляются два дополнительных столбца: первый — «Весовой коэффициент» и второй — «Уточненное общее число баллов». Значения весовых коэффициентов умножаются на количество баллов, приведенных в графах столбца «Общее число баллов». Результаты заносятся в графу «Уточненное общее число баллов» и затем суммируются по вертикали. Если при введении и учете весовых коэффициентов «Уточненное общее число баллов» заметно снижается по сравнению с «Общим числом баллов», то это свидетельствует о том, что идею НП скорее следует отклонить. При всей условности этого метода он может достаточно эффективно применяться для сопоставления нескольких идей НП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: