Основная цель этой процедуры — максимально сократить число выдвинутых идей. При предварительной оценке идей особой точности не требуется. Поэтому здесь предпочтение следует отдавать не математическим расчетам, а здравому смыслу. Важность данного этапа очевидна: чем раньше будут отклонены непродуктивные идеи, тем больше средств и ресурсов будет сэкономлено, так как каждый последующий этап разработки нового продукта обходится дороже предыдущего.
Для грубой оценки и предварительного отбора идей НП рекомендуется использовать знания широкого круга различных специалистов из функциональных служб. Инженеры могут помочь отсеять технически слабые и неосуществимые идеи. Опытные специалисты по эксплуатации и ремонту изделий могут выявить идеи, непрактичные с точки зрения потребителей. Советы экономистов могут помочь в отбраковке идей, не обеспечивающих получение прибыли и связанных с чрезмерным финансовым риском.
В ходе грубой оценки выдвинутых идей специалисты пытаются ответить на следующие вопросы, связанные с концепцией НП:
· «Какую пользу данный продукт принесет потребителю?»,
· «Позволит ли данный продукт сэкономить потребителю время, рабочую силу, материалы, производственные мощности, финансы?»
· «Позволит ли данный продукт потребителю использовать его легче, более удобно, с большим удовольствием?»
· «Соответствует ли идея нового продукта целям компании?»
· «Не относится ли идея к таким идеям, время которых «не пришло»?
· «Может ли компания в условиях конкуренции изготовить и поставить данный продукт на рынок до того, как произойдут существенные изменения в экономике и технологии?»
Оставшиеся после предварительного отбора идеи НП могут быть теперь оценены более тщательно на основе определенного набора критериев, в число которых входят: степень совместимости идеи с основным направлением деятельности компании и характером существующего производства, соответствие НП потенциальному рынку, его пригодность для продажи и др.
В табл.2 приведен образец типовой формы, используемой для грубой оценки идей НП по каждому из названных критериев. Идеи оцениваются по трехбалльной системе: хорошая — 3, средняя — 2, плохая — 1. После оценки идеи НП по каждому из приведенных критериев заполняются крайние правые графы таблицы (общее число баллов) и подсчитывается (по вертикали) суммарное число баллов. Максимально возможное число баллов — 3*37 = 111.
Таблица 2. Типовой образец формы, используемой для грубой
оценки идеи нового продукта
Наименование продукта | ||||
Краткое описание продукта | ||||
Основные преимущества идеи для потребителя | ||||
Основные недостатки идеи | ||||
Оценки Критерии | Хор. 3 | Сред.2 | Плох. 1 | Общ. число бал. |
1.Деятельность компании | ||||
1.1. Идея совместима с целями компании | ||||
1.2. Прерывание текущей деятельности не потребуется | ||||
1.3. Необходимая технология уже имеется | ||||
1.4. Может использоваться существующая система обслуживания потребителей | ||||
2.Потенциальный рынок | ||||
2.1. Емкость рынка | ||||
2.2. Место расположения рынка | ||||
2.3. Доля рынка (потенциальная) | ||||
2.4. Уровень диверсификации компании (нужная в некоторых отраслях) | ||||
2.5. Степень уверенности в дальнейшем развитии отрасли | ||||
2.6. Степень уверенности в стабильности при экономических спадах | ||||
2.7. Степень устойчивости положения компании в новых условиях | ||||
3. Пригодность для продажи | ||||
3.1. С точки зрения цены и конкуренции | ||||
3.2. Наличие квалифицированных агентов по сбыту | ||||
3.3. Возможность продвижения продукта на рынок | ||||
3.4. Возможность использования имеющихся каналов распределения | ||||
3.5. Степень оригинальности продукта | ||||
3.6. Уровень существующей конкуренции | ||||
3.7. Предполагаемый спрос | ||||
3.8. Уровень потенциальной конкуренции | ||||
3.9. Лояльность потребителей | ||||
3.10. Отсутствие противодействия со стороны защитников окружающей среды и экологов | ||||
4. Конструирование и производство | ||||
4.1. Техническая осуществимость идеи | ||||
4.2. Достаточность технических мощностей | ||||
4.3. Стоимость разработки | ||||
4.4. Достаточность производственных мощностей | ||||
4.5. Возможности приобретения материалов (как в мирное, так и в военное время) | ||||
4.6. Возможность приобрести оборудование | ||||
4.7. Наличие складских помещений | ||||
4.8. Стоимость оснастки и производственные расходы | ||||
5. Финансы | ||||
5.1. Предполагаемая прибыль на вложенный капитал | ||||
5.2. Имеющиеся в распоряжении средства | ||||
5.3. Сроки окупаемости затрат | ||||
5.4. Сроки достижения равновесия доходов с расходами | ||||
6. Правовые аспекты | ||||
6.1. Патентоспособность | ||||
6.2. Соответствие законодательным актам | ||||
6.3. Гарантии | ||||
Максимальное число баллов - 111 |
Если суммарное число баллов не достигает 78 (т. е. 70% от 111), идея НП, вероятно, не заслуживает дальнейшего рассмотрения. Поэтому прежде, чем подвергать такую идею дальнейшему рассмотрению и более детальной оценке, необходимо еще раз проанализировать ее с точки зрения здравого смысла, соответствия целям компании и сложившейся ситуации.
Естественно, что критерии, приведенные в табл. 2, не могут иметь одинаковую важность. Их специфику можно учесть с помощью весовых коэффициентов. Процедуры установления весовых коэффициентов были рассмотрены в предыдущих лекциях и здесь не приводятся. Напомним только, что сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице.
Тогда к форме (табл. 2) справа от графы «Общее число баллов» добавляются два дополнительных столбца: первый — «Весовой коэффициент» и второй — «Уточненное общее число баллов». Значения весовых коэффициентов умножаются на количество баллов, приведенных в графах столбца «Общее число баллов». Результаты заносятся в графу «Уточненное общее число баллов» и затем суммируются по вертикали. Если при введении и учете весовых коэффициентов «Уточненное общее число баллов» заметно снижается по сравнению с «Общим числом баллов», то это свидетельствует о том, что идею НП скорее следует отклонить. При всей условности этого метода он может достаточно эффективно применяться для сопоставления нескольких идей НП.