Общие положения. На стадиях проработки ТП и ЭП основной задачей проектировщиков является разработка принципиальной схемы ЗС

На стадиях проработки ТП и ЭП основной задачей проектировщиков является разработка принципиальной схемы ЗС. Принципиальная схема (структурно-функциональная схема агрегата) представляет собой сложную систему, расчлененную по двум основным признакам: функциональному назначению подсистем, блоков и элементов и их иерархической подчиненности. Такое расчленение осуществляется на уровне отдельных конструктивных (базовых) элементов, механизмов и автоматов.

В составе принципиальной схемы определяются следующие подсистемы:

— гидравлическая схема с указанием таких параметров, как объем и давление в емкостях (рабочей, хранилища, сливной, мер­ной и т.д.); условный диаметр всех коммуникаций; параметры на­сосных установок и т.д.;

— пневматическая схема подачи сжатых газов к элементам ЗС и ЛА с указанием соответствующих параметров (объем и дав­ление в баллонах ресиверной, условный диаметр, давление и рас­ход газа, подаваемого к потребителю);

— схема управления и контроля параметров процесса;

— электрические схемы приводов насосных установок и дру­гих функциональных элементовЗС.

Очевидно, что из перечисленных схем характерной для ЗС является гидравлическая схема, определяющая и принцип дейст­вия, и рабочие характеристики ЗС. Другие схемы ничем не отли­чаются от таковых для любого другого агрегата комплекса, поэто­му в данном пособии разработка их не рассматривается. Гидравли­ческая схема разрабатывается в такой последовательности:

1 Ориентируясь на требования ТЗ и с учетом ограничений, накладываемых на ЗС со стороны КТ, а также со стороны взаимо­действующих с ЗС систем комплекса, составляют перечень опера­ций, которые должна отрабатывать система.

2 Для каждой операции разрабатывается элементарная гид­равлическая схема (цепочка), обеспечивающая выполнение каждой из операций полученного перечня.

3 С учетом предполагаемого расположения оборудования ЗС на позиции, а для подвижных агрегатов — с учетом компоновки на шасси составляется общая гидравлическая схема ЗС. Она состав­ляется из элементарных цепочек исходя из возможности объедине­ния элементов и участия их в выполнении различных операций. Возможности объединения определяются пропускной способно­стью, производительностью элемента, направлением движения и параметрами среды (давление, фазовый состав и т.д.).

4 Проверяются необходимость и достаточность введенных в состав гидросхемы элементов, в первую очередь — запорной арма­туры. Для этого составляется таблица операций с указанием пози­ции (работает или не работает) каждого элемента. В случае необ­ходимости элементный состав гидросхемы ЗС корректируется.

5 В состав гидросхемы вводятся элементы, необходимые по условиями техники безопасности, а также контрольно-измеритель­ные приборы.

6 Проводится предварительный гидравлический расчетЗС.Как правило, рассчитывается гидравлический тракт, используемый при выполнении операции с наибольшим расходом КТ.

7 Определяются параметры побудителя расхода вЗС. При насосном способе подачи производится подбор соответствующей насосной установки, при подаче вытеснением определяются давле­ние и расход газа, подаваемого в соответствующую емкость.

После разработки гидросхемы ЗС и проведения предвари­тельных гидравлических расчетов производится компоновка стаци­онарных систем по сооружениям или подвижных агрегатов по от­секам.

Компоновка системы производится с учетом функционально­го назначения ее элементов, а также с учетом непосредственного контакта обслуживающего персонала в момент работы с продук­том. Например, некоторые элементы, такие, как арматура, работа­ющая в автоматическом режиме, фильтры, приборы контроля тех­нологического процесса* и состояния элементов системы, объеди­няются в соответствующие блоки.

Выявленные из опыта эксплуатации или с помощью расчета особо опасные полости и элементы выделяются в отдельные отсе­ки.

Компоновка стационарных и передвижныхЗС должна произ­водиться с учетом следующих основных требований:

1 Необходимо обеспечивать полное удаление продукта из системы после выполнения основных операций.

2 Должны быть обеспечены необходимые удобства эксплуа­тации системы, т.е. возможность доступа к отдельным узлам, при­борам при монтаже, ремонте или их замене с учетом работы в спе­циальной одежде.

3 Должны быть выполнены требования и указания на уста­новку и обслуживание комплектующих элементов системы.

4 Необходимо обеспечивать возможность быстрого ухода об­служивающего персонала при возникновении аварийных ситуаций.

5 Требуется такое размещение оборудования, которое позво­ляет использовать типовые строительные конструкции.

6 Должны быть выполнены требования к взаимному распо­ложению сооружений и агрегатов комплекса технологического оборудования.

7 Требуется обеспечить защиту шасси автомобиля или стро­ительных конструкций от воздействия продукта.

8 Необходимо обеспечить безопасную работу операторов и обслуживающего персонала.

9 Габариты подвижных агрегатов и сборочных единиц стаци­онарных систем должны соответствовать требованиям, определяе­мым условиями автомобильных и железнодорожных перевозок.

10 Следует обеспечить размещение оборудования на шасси в соответствии с допустимыми нагрузками на оси автомобиля.

11 Необходимо обеспечить положение центра тяжести обо­рудования агрегата в точке, соответствующей центру тяжести пе­ревозимого груза автомобиля, что определяет его устойчивость.

Указанные правила компоновки агрегатов (систем) являются частью требований, которые включаются в соответствующие разде­лы ТЗ.

После выполнения компоновки оборудования ЗС при необхо­димости производится уточненный гидравлический расчет ЗС с учетом изменения длин участков трубопровода, появления новых местных сопротивлений в виде поворотов, переходов на другой ди­аметр и прочих изменений исходной гидросхемы, обусловленных компоновкой. Полученные в результате уточненного расчета пара­метры позволяют перейти к конструктивной проработке ЗС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: