МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М. В. ЛОМОНОСОВА
_______________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей психологии
План семинарских занятий по курсу
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Для студентов дневного отделения
(18 часов)
Лектор проф. Т.В. Корнилова
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Названия тем | Формы текущего контроля |
1. | Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез. | |
2. | Методики и типы данных. Качественные и количественные данные. | |
3. | Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности. | |
4. | Основы планирования эксперимента. | Компьютерное тестирование (контрольная 1: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив) |
5. | Факторные эксперименты. | |
6. | Пассивно-наблюдающие исследования в психологии. Корреляционный подход. | |
7. | Квазиэксперименты. Моделирующий подход в психологии. | Компьютерное тестирование (контрольная 2: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив) |
8. | Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований. | |
9. | Мета-аналитические исследования. Контроль за выводом. |
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.
1. Цели курса экспериментальной психологии.
Система методов психологических исследований. Планирование научного исследования. Критический анализ отчетов о проведенных исследованиях.
2. Теоретико-эмпирические исследования.
Старая и новая классификации методов. Становление экспериментальных исследований в психологии.
3. Нормативы научного исследования.
Категориальные регулятивы. Парадигма. Гипотеза. Виды психологических гипотез в соответствии с разными методами исследования.
4. Понятия объекта и предмета научного исследования.
Выделение проблемы, познавательного противоречия. Объект исследования как область психологической реальности. Предмет исследования; связь предмета с методом.
5. Понятие метода и методики в психологических исследованиях.
Признаки активного метода. Эксперимент как реализация определенного познавательного отношения; классический идеал рациональности.
6. Экспериментальный метод в психологии.
Экспериментальный метод в широком и узком смысле. Эмпирические и экспериментальные факты. Каузальная гипотеза и переменные (независимая, зависимая, побочные). Установление экспериментального факта как результат принятия решений.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 19-30, 34-43, 51-60, 64-77, 98-100, 123-124.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 31-33, 92-98.
Дополнительная литература
1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004. С. 20-28, 31-43.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3, №2. С.3-22.
3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II, М.: Прогресс, 1966. С.
163-169.