Семинар 1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей психологии

План семинарских занятий по курсу

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Для студентов дневного отделения

(18 часов)

Лектор проф. Т.В. Корнилова

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Названия тем Формы текущего контроля
1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.  
2. Методики и типы данных. Качественные и количественные данные.  
3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности.  
4. Основы планирования эксперимента. Компьютерное тестирование (контрольная 1: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив)
5. Факторные эксперименты.  
6. Пассивно-наблюдающие исследования в психологии. Корреляционный подход.  
7. Квазиэксперименты. Моделирующий подход в психологии. Компьютерное тестирование (контрольная 2: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив)
8. Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований.  
9. Мета-аналитические исследования. Контроль за выводом.  

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.

1. Цели курса экспериментальной психологии.

Система методов психологических исследований. Планирование научного исследования. Критический анализ отчетов о проведенных исследованиях.

2. Теоретико-эмпирические исследования.

Старая и новая классификации методов. Становление экспериментальных исследований в психологии.

3. Нормативы научного исследования.

Категориальные регулятивы. Парадигма. Гипотеза. Виды психологических гипотез в соответствии с разными методами исследования.

4. Понятия объекта и предмета научного исследования.

Выделение проблемы, познавательного противоречия. Объект исследования как область психологической реальности. Предмет исследования; связь предмета с методом.

5. Понятие метода и методики в психологических исследованиях.

Признаки активного метода. Эксперимент как реализация определенного познавательного отношения; классический идеал рациональности.

6. Экспериментальный метод в психологии.

Экспериментальный метод в широком и узком смысле. Эмпирические и экспериментальные факты. Каузальная гипотеза и переменные (независимая, зависимая, побочные). Установление экспериментального факта как результат принятия решений.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 19-30, 34-43, 51-60, 64-77, 98-100, 123-124.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 31-33, 92-98.

Дополнительная литература

1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004. С. 20-28, 31-43.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3, №2. С.3-22.

3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II, М.: Прогресс, 1966. С.

163-169.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: