Каналы вертикальной мобильности

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности было дано П.А. Сорокиным, называвшим их «каналами вертикальной циркуляции». По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «люфты», «мембраны», через которые индивиды перемещаются вверх и вниз. Особое внимание Сорокина привлекали социальные институты - армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из низших чинов. Во время войны солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. После повышения в звании они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь, как канал социальной циркуляции, переместила большое число людей с низов до вершин общества. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников,

· Социальные институты: понятие, виды и функции.

Понятие "социальный институт" относится к базовым категориям социологической науки. Социальные институты принято рассматривать в качестве одного из важнейших структурообразующих элементов социальной системы. Именно осознание феномена институционализации социальной жизни, выделение в ней ряда крупных общественных установлений во многом определило само существование и развитие социологии. Не случайно многие ученые рассматривают социологию в качестве науки институтов. Данная категория носит своеобразный "модельный", "рамочный" характер, поскольку к институтам относят относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, учреждений, которые управляют разнообразными сферами социальной жизни. При очень широком использовании данного понятия оно не выведено на четкую «категориальную орбиту». Конкретным институтам внимания уделяется гораздо больше. Отсутствие последовательно методологической и теоретической разработки понятия «социальный институт» приводит подчас к разнообразным вариантам трактовки его содержания. В частности, Я.Щепаньский выделял четыре значения самого термина "социальный институт"1. Сегодня практически нет такого явления, которое не получило бы ярлык института, если не от специалистов, то от политиков или журналистов. В связи с этим представляется актуальным строго научное определение природы социальных институтов. Совершенно справедливо пишет М.Комаров: "Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями.

· Основные черты социальной организации. Типология организаций.

Харизматические группы имеют черты первичной группы и формальной организации. Подобно организациям они существуют для достижения определенных целей, но по структуре напоминают первичные группы.

Во главе их стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, харизмой, качествами, которыми он наделен от бога или от природы. Члены группы обожествляют лидера и готовы служить ему верой и правдой.

Сущность харизматической группы состоит в непостоянстве ее структуры и зависимости от лидера. В них нет служебной иерархии (например, должностей вице-президента, секретаря и т. д.). Роли членов таких групп определяются отношением к лидеру. Здесь не существует такого понятия, как продвижение по службе, все зависит лишь от расположения лидера к тому или иному члену группы.

3 стадии:

1. Кристаллизация

2. Признание

3. Институциоанализаия

На стадии «кристаллизации» каждая группа осмысливала потребности общества и принимала решение о мерах по их удовлетворению. Затем наблюдался переход к стадии «признания», когда лидеры вступали в контакт с другими организациями для обсуждения своих целей и совместных усилий, таким образом они получали признание со стороны других.

Стадия «институционализации» начинается тогда, когда деятельность харизматических групп начинает осуществляться общепринятым способом. Группа становится более упорядоченной, часто уменьшается, т.к для осуществления ее целей требуется меньшее количество людей.

Добровольная ассоциация – тип организации, который напоминает неформальную организацию.Добровольные ассоциации распространены по всему миру. К ним относятся религиозные организации, профессиональные сообщества, ассоциации, членов которых связывают общие увлечения, например клуб кинологов или филателистов.

Черты добровольной ассоциации:

1. Образована для защиты общих интересов ее членов

2. Членство является добровольным – оно не предусматривает предъявления требований к определенным людям, в результате лидеры оказывают незначительное воздействие на членов организации, которые имеют возможность выхода из организации, если их не удовлетворяет деятельность лидера;

3. Организация не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами.

Для содействия общественному благу создаются учреждения тотального типа: тюрьмы; военные училища; больницы; санатории; дома для людей, которые не могут позаботиться о себе; дома для людей, опасных для общества; военные казармы; морские суда; закрытые учебные заведения; пионерские и трудовые лагеря, создаваемые для определённых целей; мужские и женские монастыри.

Особенности организаций тотального типа:

1. Изоляция от общества

2. Контроль над многими сторонами жизни

3. Наличие строгих и жестких правил, ритуалов

4. Сильная группа охранников и слабая группа тех, кто им подчиняется

5. Наличие крепких связей между обитателями учреждения

6. Защищаемая субкультура

7. Жертвы зверств и агрессий

Бюрократия. Большая часть социальных организаций представляется организациями бюрократического типа, для которого характерны: строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающееся в иерархии власти.

Главный аспект рационализации и систематизации современной жизни – организованность согласно принципам, установленная на основе рационального анализа ситуация.

Одной из причин расширения бюрократии является необходимость раздробить задачу на ряд более мелких, усиление специализации в любой деятельности предъявляет строгие требования к уровню квалификации работников.

· Социология культуры. Понятие культуры и цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: