Основные вопросы:
1. Безусловные рефлексы, их классификация. Общие закономерности формирования врожденных форм поведения.
2. Условные рефлексы, их значение. Механизм образования и классификация условных рефлексов.
3. Торможение условных рефлексов.
4. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Общие типы ВНД по И.П. Павлову.
5. Развитие учения И.П. Павлова о типах ВНД. Типы ВНД у детей.
6. Частные типы ВНД. Тип нервной системы и индивидуальный стиль деятельности.
7. Общие принципы организации приобретенных форм поведения.
8. Классификация научения. Пассивное научение.
9. Оперантное и когнитивное научение. Научение путем инсайта.
10. Нейронные механизмы научения.
11. Физиологические механизмы кратковременной и промежуточной памяти.
12. Долговременная память. Роль синаптических процессов и нейропептидов в консолидации памяти.
13. Роль синтеза белка в консолидации памяти.
14. Воспроизведение информации из памяти. Роль мозговых структур в формировании памяти.
Вопросы для самоконтроля:
|
|
1. Каковы различия между условными и безусловными рефлексами? В чем суть ориентировочно-исследовательского рефлекса и чем отличается ориентировочный рефлекс от других безусловных рефлексов? Исчезает ли ориентировочная реакция после удаления коры больших полушарий?
2. Изложите правила выработки условных рефлексов. Приведите классификацию условных рефлексов и дайте характеристику условных рефлексов.
3. Как изменится образование условного рефлекса при разрушении коркового представительства условного рефлекса, безусловного рефлекса и удалении коры больших полушарий у животных?
4. Каковы механизмы образования условных рефлексов? Нарисуйте схему формирования временной связи (по И.П. Павлову) в процессе образования условного слюноотделительного рефлекса.
5. Каков механизм угасательного торможения и его значение в поведенческой деятельности человека? Дайте характеристику дифференцировочному торможению. Каков его механизм и значение в условно-рефлек-торной деятельности?
6. Что принято И.П. Павловым за основу для выделения общих и частных типов ВНД?
7. Какие закономерности характерны для поведения организма в изменяющейся среде?
8. Что такое ассоциативное и неассоциативное обучение? В какие группы объединяют формы научения в зависимости от степени активности организма?
9. В чем заключается суть видов оперантного научения: метода проб и ошибок и инструментального условного рефлекса.
10. На какие виды подразделяют память по срокам хранения информации? Каков механизм кратковременной памяти?
11. Как происходит воспроизведение информации из памяти у человека? Какова роль в этом доминирующего мотивационного возбуждения и внешних раздражителей?