Тематическая карта дисциплины

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«История отечественной литературы»

Для студентов 1 курса (2 семестр)

Направление 031300.62 – Журналистика

Направление 031600.62 – Реклама и связи с общественностью

Череповец

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема Лекции Практ Неделя
  Общая характеристика литературного процесса в России XIX века. Периодизация русской литературы XIX века. Литературное движение первой четверти XIX века. Романтизм в России ЛК    
  В.А.Жуковский. Лирика Жуковского как роман души. Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Эволюция балладного жанра в творчестве Жуковского. Достижения Жуковского в области стиха и их значение для развития русской поэзии. Жуковский – переводчик. ЛК    
  К.Н.Батюшков. Жизнеутверждающий пафос ранних стихов, прославление земных благ и наслаждений. Кризис мировоззрения Батюшкова. Нарастание трагических противоречий. Элегии Батюшкова. Своеобразие романтизма. Своеобразие художественной формы поэзии Батюшкова, его роль в развитии русской поэзии. Литературная деятельность декабристов: Ф.Н.Глинка, В.Ф.Раевский, В.К.Кюхельбекер, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, А.И.Одоевский. ЛК    
  А.С.Пушкин – родоначальник новой русской литературы. Периодизация творчества Пушкина. Поэтическое наследие Пушкина. Жизнеутверждающий пафос лицейской лирики. Петербургский период в творчестве (стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Поэма «Руслан и Людмила». Период южной ссылки. Южные поэмы, их самобытность, особенности романтизма. Михайловский период в творчестве. Утверждение реализма Пушкина. Петербургский период (1826-1830 гг.). Любовная лирика. Роман в стихах «Евгений Онегин». Творчество Пушкина 30-х годов. Развитие реалистического метода. Усиление социально-философских обобщений. Проза А.С.Пушкина. «Повести Белкина» как цикл. Повесть «Пиковая дама»: тема карт и карточной игры. Роман «Капитанская дочка». Своеобразие историзма. Социальный и моральный аспекты решения вопроса о крестьянском восстании. Образ Пугачева. Петр Гринев – нравственный идеал писателя. Роман как духовное завещание художника ЛК    
  Поэты пушкинской плеяды: Е.А.Баратынский, Д.И.Давыдов, Н.М.Языков, А.А.Дельвиг, Д.В.Веневитинов, П.А.Вяземский. Творчество М.Ю.Лермонтова ЛК    
  Реализм как литературное направление и художественный метод. Главные черты реалистического искусства. Своеобразие и типология русского реализма. Развитие идей реализма в русской эстетике и критике 1830-х гг. Сочетание романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Эпоха 1840-х в литературе. Переход ведущей роли в организации литературного движения и формировании общественного сознания от салонов (1810-20-е годы) и кружков (1830-е годы) к журналам («Отечественные записки», «Современник» и др.). Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. Проблемы исторических судеб России в споре славянофилов и западников. ЛК    
  Эпоха 1860-х в литературе. Дальнейшее развитие реализма. Расцвет романного жанра. Богатство тематики и мастерство психологического анализа романов И.С.Тургенева. Романы И.А.Гончарова как разновидность жанра реалистического социально-психологического романа. Творческие достижения А.Н. Островского в области драматургии. 1870-е годы. Ф.М.Достоевский. Своеобразие творческого метода Достоевского. Психологический и сюжетный гиперболизм в образной системе романов Достоевского. Особенности типизации. Романы Достоевского как романы идей. ЛК    
  1880-е годы Л.Н.Толстой. Художественный метод Толстого. Сила и своеобразие психологического анализа в его произведениях. Развитие толстовского реализма. Особенности стиля Толстого. Значение его творчества для истории русской и мировой литературы. 1890-е годы. А.П.Чехов. Проблема положительного идеала Чехова, его представление о путях достижения человеческого счастья. Изображение бытовой стороны жизни. Единство чеховского художественного мира. Связь чеховской прозы и драматургии. ЛК    
  Басни И.А.Крылова   Практ  
  А.С.Грибоедов и его комедия «Горе от ума»   Практ  
  «Повести Белкина» А.С.Пушкина   Практ  
  М.Ю.Лермонтов и его роман «Герой нашего времени»   Практ  
  Н.В.Гоголь и его комедия «Ревизор»   Практ  
  Н.А.Некрасов и А.А.Фет – две школы русской лирики   Практ  
  Проза И.С.Тургенева   Практ  
  Драматургия А.Н.Островского   Практ  
  Лирика Ф.И.Тютчева   Практ  
  ИТОГО: часов часов 17 недель

1 курс 2 семестр

031300.62 – Журналистика

031600.62 – Реклама и связи с общественностью

Отечественная литература XIX века

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Всего аудиторных часов: 34

в том числе лекций: 16

практических занятий: 18

Тематика практических занятий:

1. Басни И.А.Крылова

2. А.С.Грибоедов и его комедия «Горе от ума»

3. «Повести Белкина» А.С.Пушкина

4. М.Ю.Лермонтов и его роман «Герой нашего времени»

5. Н.В.Гоголь и его комедия «Ревизор»

6. Н.А.Некрасов и А.А.Фет – две школы русской лирики XIX века

7. Проза И.С.Тургенева

8. Драматургия А.Н.Островского

9. Лирика Ф.И.Тютчева

Домашняя контрольная работа-презентация

Срок сдачи: 11 апреля

Домашняя контрольная работа по теме:

Нравственно-философская проблематика отечественной литературы второй половины XIX века.

Вариант 1. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Вариант 2. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»

Вариант 3. Проза А.П.Чехова 1890-х годов.

Срок сдачи домашней контрольной работы – 30 апреля.

Рейтинг

Проставление первой контрольной точки - после пяти практических занятий на 36 неделе.

Максимальное количество баллов – 30.

Проставление второй контрольной точки – на 40 неделе семестра.

Максимальное количество баллов – 30

Домашняя контрольная работа – на 35 неделе.

Итоговая контрольная работа – на 39 неделе.

К каждому практическому занятию должно быть выполнено домашнее задание. Вовремя и правильно выполненное домашнее задание – 3 балла.

На каждом практическом занятии проводится аудиторная письменная проверочная работа в форме ответа на вопрос, творческого задания или теста, за которые начисляется до 3 баллов.

Премиальные баллы (до 30) начисляются перед экзаменом за индивидуальную работу в семестре.

Итоговая форма контроля – экзамен.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

В течение семестра студент должен выполнить следующие виды самостоятельной работы:

К первой контрольной точке рейтинга:

Выучить наизусть басню Крылова – 3 балла

Подготовиться к проверочной работе по басням Крылова – 3 балла

Написать конспект статьи о комедии Грибоедова – 3 балла

Подготовиться к тесту по творчеству Грибоедова – 3 балла

Написать конспект статей о Пушкине – 3 балла

Подготовиться к тесту по творчеству Пушкина – 3 балла

Написать конспект статьи о романе Лермонтова – 3 балла

Подготовиться к тесту по творчеству Лермонтова – 3 балла

Написать реферат о жизни и творчестве Гоголя – 3 балла

Подготовиться к тесту по творчеству Гоголя – 3 балла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: