Концепция социальной реальности в феноменологической социологии

1. Социальная реальность – продукт интерпретативной деятельности людей.

Название подхода – интерпретативизм. Социальные взаимодействия строятся на основе представлений субъекта об объекте, т.е. на основе интерпретации или определения ситуации.

Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям».

Один из основных тезисов интерпретативной социологии – необходимость опоры на субъективные представления действующих индивидов.

«Если в вас имеется нечто, не включенное в мое представление о вас, то это нечто в нашем взаимодействии не имеет никакой социальной реальности (Ч.Кули)

2. Социальная реальность – продукт конструктивистской деятельности людей.

Люди постоянно конструируют и переконструируют социальную реальность на основе ее интерпретации и переинтерпретации. Социальный порядок постоянно воспроизводится заново и зависит только от усилий самих акторов.

В психологии – Дж. Келли, теория личностных конструктов.

О. Конт – «Сделать всех позитивистами» - значит привить обществу рациональность модерна

Дж. Оруэлл. «Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое. Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее».(1984)

Власть понимается как важнейший механизм конструирования реальности.

Деятельность власти все более приобретает характер «политического маркетинга», формирующего свой спектр рынка политического товара, своего потребителя.

3. Социальная реальность – это интерсубъективная реальность,
формирующаяся во взаимодействии людей, явление, созданное и постоянно воссоздаваемое во взаимодействии индивидов.

В понимающей социологии используется коммуникативная модель общества.

Интерсубъективный мир - общий, привычный мир, сформированный в результате интеракций.

Типизация (или типификация) - это способ, которым мы создаем критерии для организации значимого мира, проводим границы, «перерабатываем объекты» в феномены. Общепринятые типизации – это «само собой разумеющееся» знание, Они – основа социального мира, основа совмещения индивидуальных миров.

В типизациях – истоки институционального порядка. В повседневной жизни в большинстве случаев мы имеем дело не с людьми, а с типами, вступаем в типизированные отношения (клиент, больной, партнер по торговой сделке и т.п.), которые строятся по определенной модели, т.е. институциализированы.

Рациональность повседневности радикально отличается от веберовской рациональности. Она основывается на априорно данных типических структурах, принятых на веру.

В процессе социализации индивид усваивает систему типизаций.

Вся совокупность этих различных типизаций конституирует систему координат, на основе которой должен интерпретироваться не только социокультурный, но и физический мир,

Словарный состав и синтаксис повседневно используемого родного языка представляют собой сокращенную форму типизаций, социально одобренных лингвистической группой (Шютц, стр. 268)

В типизациях снимается своеобразие личного опыта. Это анонимное, «ничье» знание, лишенное особой индивидуальной перспективы. Поэтому оно воспринимается как объективное, т.е. независимое от моего взгляда и взглядов других Я.

Это есть мир повседневной жизни в его самых общих характеристиках, как он воспринимается с согласия большинства социальных индивидов.

никакого внешне определенного порядка не существует

Существует лишь «впечатление социального порядка», поддержание которого становится одной из важнейших социальных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: