* Глава 8. Принципы наступательной войны *
Когда абсолютного превосходства достичь невозможно, вы должны добитьсяотносительного в решающей точке за счет умелого использования того, чтоимеете. Карл фон Клаузевиц Такого понятия, как "хорошая стратегия маркетинга", в обобщенном видене существует. Хорошая стратегия - плохая стратегия. А плохая стратегия -хорошая. Все зависит от того, кто собирается ею пользоваться. По сути, наступательная стратегия - то же самое, что и стратегияоборонительная, только наоборот. Эти две линии поведения настолько тесносвязаны, что провести черту между ними бывает очень сложно. То, что является хорошей стратегией для лидера, будет плохой стратегиейдля компаний-середнячков и наоборот. Поэтому нужно постоянно спрашиватьсебя, какую позицию ты занимаешь на рынке, и уже только потом применятьстратегию. Лидеры должны вести оборонительную войну, но не наступательную.Наступательная война - это для компании No2 или No3 в данной сфере. Такаякомпания достаточно сильна, чтобы вести длительные атаки на лидера. Никто не скажет вам, что означают слова "достаточно сильна".Маркетинговые войны являются таким же искусством, как и искусство военное, иникак не наукой. Решать нужно самому. В некоторых отраслях может быть несколько достаточно сильных компаний,способных организовывать атаки на лидера. В некоторых таковых нет вообще.Для одной из компаний группы BUNCH {Burroughs, Univac, NCR, Control Data иHoneywell) будет верхом безрассудства пойти в атаку на IBM в сферемэйнфреймов. Если ваша компания достаточно сильна, она должна вести наступательнуюигру. Для ее ведения существуют три принципа.