Кодирование цветом

Человек может точно идентифицировать не более 10—12 цветовых тонов, что ограничивает длину алфавита при цветовом кодировании. С наибольшей точностью опознаются: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый и красный цвета.

Количество цветов может быть увеличено в несколько раз, если сигналы различают не только по цветовому тону, но и его светлоте и насыщенности. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Белый и желтый цвета создают эффект иррадиации (рассеивания). Они как бы распространяются на расположенные с ними рядом более темные поверхности, уменьшая их. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Необходимо учитывать, что наложение кода светлоты на код цвета затрудняет определение сигналов.

При длине алфавита в 6 цветов использование двух градаций светлоты в пределах одного цветового тона ведет к снижению точности опознания на 20 %.

Кодирование яркостью

Кодирование яркостью менее предпочтительно по сравнению с другими способами кодирования, т.к. сигналы яркости могут утомлять оператора. Кроме того более яркие сигналы на экране могут маскировать сигналы меньшей яркости. При хороших условиях видения для кодирования можно использовать не более 4-х уровней яркости.

Для большинства практических целей достаточно 2-х уровней яркости: яркий и тусклый, или свет и темнота. Воспринимаемая яркость может существенно изменяться в зависимости от адаптации, яркости фона и т.п.

Мелькание сигнала — эффективное средство выделения объекта на экране индикатора. Мелькание приводит к зрительному утомлению, и поэтому следует ограничить количество мерцающих объектов в поле зрения оператора (не более 2—3 знаков одновременно). Во избежание искажения контуров мелькающего знака целесообразно, чтобы мелькал не весь знак, а только его часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: