= Русская земля.: Арх. г., Ефим. 2, 140; Святорусская земля: Волог. г., Срезн. 03, 154.
( 2 упоминания.
( См: Россия ®.
( По Святорусской земле расплывается грозовая туча. В Русской (и Немецкой ®) земле есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф ®, Ахав ®, Агарян ®, Агей ® и др.
НЕМЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ
= Немецкая земля: Арх. г., Ефим. 2, 140.
( 1 упоминание.
( В эпическом заговорном вступлении, где отсутствует упоминание о море, выступает в качестве первого круга магического пространства (вместе с Русской ®).
( В ней (и Русской ®) есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф ®, Ахав ®, Агарян ®, Агей ® и др.
РАСИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ
= Расийская земля: б. м., Тих. Лет. 5, 112.
( 1 упоминание.
( См.: Россия ®.
ГОРОДА
ИЕРУСАЛИМ
= Иерусалим: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2751; Волог. г., Вин. 1, 15-16; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 10-11; ркп. из Новг. г., Майк., 530-539; Симб. г., Майк., 521-522; Ерусалим: Перм. г., Майк., 480; б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ерусалем: Ворон. г., Майк., 504; Селиванов, 99.
|
|
( 11 упоминаний.
( В соответствии с иудео-христианской моделью мира, обычно выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат.
( Постоянный мотив крепости: как утвержден Иерусалим на земле, так утвердится земля на месте клада; сколь крепко в нем стоит на воздусе гроб Господень, столь бы крепко стадо держалось заговора и т. п. В Иерусалиме на лобном месте под листом, под манистом - 3 гробницы, в которых Михаил архангел®, Гавриил Хранитель® и св. Симон ®. Встречается мотив убийства в Иерусалиме св. Макария.
( О месте и функции Иерусалима в иудаистской модели мира см.: Бубер 1989, 300. Для модели мира русского фольклора Иерусалим - пуп (центр) земли (см.: Никитина 1993, 107).
( См.: Кондратьева 1967, 193-l94.
ИИУЛАН
= У горыди, у Iiуланi: Смол. г., Добр., 170.
( 1 упоминание.
( В нем стоит святая яблонька, под которой лежит три листа (письма) от трех апостолов: святога Кузьме, святога Михайли, святога Исимана ®.
КОЛОНЬ
= Колонь: б. м., Сах., 33.
( 1 упоминание.
( Едва ли от французского названия Кёльна Cologne; ср.: колонь (тверск.) -' стеклянная посуда' (Даль, т. 2, 142). Впрочем, учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он подвергал их произвольной редакторской правке), эта форма вообще не вызывает доверия.
( Туда ведет правая (восточная) из трех дорог в поле.