Стиль общения в летних оздоровительных центрах между воспитанниками и педагогами может быть определен, как “согласительный”, или “конвенционный” (установленный на основании конвенции – договора, соглашения).
Возникающие в летних лагерях межличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции.
Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им.
- Приказание:
· четкая постановка цели и инструкция для ребят;
· часто проводится инструктаж;
· уточнение, как поняты ребятами конкретные задания;
· кратко с каждым исполнителем уточняются его действия;
· проверяется выполнение заданий;
· отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения;
· требовательность, но тактичность.
- Распределение и стимулирование:
· оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят;
· выявление общих интересов;
· при необходимости даются задания;
· педагог следит за тем. Чтобы задания выполнялись точно;
· похвала в присутствии других ребят;
· недостатки разбираются наедине;
· поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.
- Участие в принятии решений:
· ставится цель без уточнения способов достижения;
· ограничиваются прямые указания и контроль;
· создается система самоконтроля;
· проводятся консультации по отдельным проблемам;
· поощряются высказанные замечания;
· детям предоставляется больше самостоятельности;
· педагог контролирует ситуацию.
- Передача полномочий:
· оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней;
· педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости;
· контроль не ослабляется;
· соизмеряются возможности ребенка и сложность задания;
· хвалить ребят нужно как можно чаще.
Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью.
Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе.