Роль государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования

Вопрос 1. Понятие дохода фирмы. Общий, средний и предельный доходы

Понятие дохода в экономической теории многопланово. Доход фирмы есть денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции. Иначе доход можно определить как денежную выручку от хозяйственных действий фирмы. Доход является первичной формой экономической реализации собственности, основой благосостояния и развития предпринимательской фирмы и ее персонала. Одновременно он является и формой реализации материальной ответственности предпринимателя перед внешней экономической средой.

Отношения дохода отражают сложную систему взаимосвязей и ответственности по вертикали и горизонтали. По вертикали доход выражает ответственность перед обществом и государством, кредиторами и собственником предприятия или капитала. Здесь возникают отношения арендной платы, процента и налога, платежей за ресурсы. В отношениях по горизонтали доход отражает материальную ответственность предпринимательской фирмы перед другими партнерами. Из выручки от реализации фирма должна рассчитаться с поставщиками сырья, выплатить зарплату персоналу. Важное место здесь занимают механизм экономических санкций, создание специальных резервных фондов, фондов «хозяйственного риска», страхование хозяйственных сделок и другие формы отношений. Доход как отношения отражает не только внешнюю, но и внутреннюю ответственность предпринимательской фирмы перед персоналом, собственником факторов производства.

Посредством дохода и его распределения осуществляется взаимодействие и согласование интересов всех участников производства. Для фирмы важно принять решение: 1) как получить доход; 2) как использовать его; 3) как сохранить доход.

1. Проблема получения дохода связана с решением следующих вопросов:

- о закупке у других экономических единиц;

- о минимизации издержек и максимизации прибыли (здесь важное значение имеет предельный доход – т. е. приращение дохода, получаемое в результате увеличения выпуска продукции на одну дополнительную единицу затрат. Он рассчитывается по формуле

где – приращение общего дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции; – приращение объема производства и реализации продукции);

- о продаже товара, его цене (здесь важное значение имеет средний доход – т. е. выручка от реализации единицы продукции. Он определяется по формуле

где – общий (валовой) доход; – цена реализации единицы продукции; – количество единиц реализованной продукции);

- финансового характера (как поддержать в порядке денежные средства предприятия).

2. Проблема использования дохода. Он может иметь два вида использования: а) на потребление; б) для сбережений. Сберегать – это значит воздержаться от потребления. По своей сути сбережение есть действие, обратное потреблению, но не обратное расходованию.

Само сбережение может иметь следующие формы: заем, предназначаемый для потребления; сохранение денег в ликвидной форме; финансирование капиталовложений (в этом случае сбережение может быть квалифицировано как созидательное, поскольку оно способствует производству новых товаров и услуг). Все эти виды использования не касаются той части дохода, которая предназначена для амортизации.

Различают общий (валовой) доход и чистый доход. Общий доход(TR) представляет денежную выручку фирмы, полученную в результате реализации продукции. Он рассчитывается по формуле

где – цена реализации единицы продукции; – количество единиц реализованной продукции. Величина общего дохода, при прочих равных условиях, зависит от объема производства и цен реализации.

Если из общего дохода вычесть амортизацию, то получим чистый доход.

3. Проблема сохранения дохода. Доход появляется из источника, который должен сохраняться. Капитал, будь то человеческий, технический, юридический или денежный, должен поддерживаться в первоначальном состоянии, из общего дохода должны изыматься средства на его амортизацию. Суть амортизации заключается в том, что из общего дохода изымается такая часть стоимости капитала, которая определяется сроком жизненного цикла этого капитала (10 лет – 1/10 стоимости) с тем, чтобы его стоимость была восстановлена по окончании периода технического использования. Следовательно, к решениям, касающимся доходов, тесно примыкают решения, касающиеся образования и поддержания капитала (теория амортизации).

В экономической теории подчеркивается то обстоятельство, что если доход появляется из капитала, то стоимость дохода не определяется стоимостью капитала. Совсем наоборот, именно стоимость капитала появляется из стоимости дохода. Стоимость капитального блага, или актива, есть его стоимость в той мере, в какой он выступает как источник дохода. Эта стоимость должна подсчитываться исходя из стоимости чистого дохода, получение которого ожидается в будущем.

Вопрос 2. Сущность прибыли, ее функции и виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль

Важнейшая категория рыночной экономики – прибыль. В условиях товарно-денежных отношений целью любой фирмы или производства является максимизация прибыли. Однако в странах с развитой рыночной экономикой для поддержания инфраструктуры общественного хозяйства существует и ряд бесприбыльных предприятий, дотируемых государством за счет бюджета.

Чаще всего прибыль определяется как общая выручка минус общие затраты.

Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.

Рассмотрим основные подходы к определению сущности прибыли, ее источники и факторы роста.

1. Прибыль в сфере обращения. Первой попыткой объяснения источника прибыли была теория меркантилистов в XVI–XVII веках. Они утверждали, что прибыль возникает во внешней торговле в результате того, что люди продают товары за границей по более высоким ценам, чем они их купили.

2. Прибыль в производстве. А. Смит и Д. Рикардо увидели источник прибыли в производстве.

А. Смит указывал на то, что стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама на две части, одна из которых идет на оплату труда, а вторая – в виде прибыли их предпринимателю. Таким образом, прибыль рассматривалась им как вычет из продукта труда наемных рабочих.

Д. Рикардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратном отношении друг к другу, т. е. прибыль будет высока или низка в соответствии с тем, низка или высока заработная плата.

3. Марксистская трактовка прибыли. Марксизм считает источником прибыли неоплаченный труд наемных рабочих. С этой точки зрения прибыль представляет собой лишь вторичную производную и трансформированную форму прибавочной стоимости. По мнению К. Маркса, эта объективно обусловленная форма искажает сущность капиталистических отношений, маскируя истинный источник прибыли – неоплаченный труд наемных рабочих.

4. Прибыль как доход от факторов производства. Ряд исследователей рассматривают прибыль как сочетание нескольких элементов: вознаграждения за труд, доходов от инвестиций, платы за предоставление факторов производства, ренты за использование природных ресурсов и т. д. Т. е. многое из того, что называется прибылью, есть на самом деле процент за риск и неопределенность в условиях несовершенной рыночной структуры.

Экономисты выделяют три вида риска, которые дают возможность получать прибыль: риск неуплаты дивидендов; чистый риск, связанный с объективными производственными процессами; риск, возникающий с нововведениями, реализация которых поможет новаторам получить прибыль как дополнительный доход за свои идеи.

5. Неопределенность как источник прибыли. Ряд авторов рассматривают прибыль как вознаграждение предпринимателя за преодоление неопределенности, т. е. за способность ориентироваться в экономической обстановке.

Многие люди хотели бы получить прибыль, но не знают, как это сделать. Кроме того, некоторые даже не подозревают о существовании прибыли в тех или иных сферах. Однако прибыль существует, несмотря на конкуренцию. Причина этого – неопределенность, так как при отсутствии ее все относящееся к прибыли было бы широко известно, возможности ее получения были бы исчерпаны, прибыль везде бы равнялась нулю.

6. Прибыль как доход новатора или монополиста. Трактовка прибыли как дохода новатора связана с концепцией прибыли как монополистического дохода, поскольку нововведения делают предпринимателя‑новатора своего рода временным монополистом.

Монопольная прибыль может также принимать форму ренты за правительственную лицензию, выданную одной фирме и задерживающую других конкурентов, или ренты за патентованный продукт, который другие фирмы не могут скопировать. Таким образом, прибыль может быть проявлением фирмой власти на рынке на патенты, лицензии и т. д.

7. Прибыль как доход особого производственного фактора – предпринимательских способностей. Талант предпринимателя также создает прибыль. Получение прибыли можно объяснить природой субъекта, его особым даром предвидения, умением ориентироваться в неопределенной ситуации. Многие западные экономисты подчеркивают, что прибыль представляет собой доход особого производственного фактора – предпринимательских способностей.

Этот небольшой обзор подходов к определению сущности прибыли показывает многообразие источников прибыли. Какой из них лучше? Однозначного ответа здесь нет. Важно знать все способы, применяя которые фирма в современной экономике может получать прибыль.

В экономической науке XX века можно выделить следующие основные теории, объясняющие источники прибыли:

а) производственного капитала (прибыль есть результат капитала как обязательного фактора производства);

б) воздержания (прибыль – вознаграждение капитала за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);

в) прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности;

г) прибыли как результата существования монополии.

Общим признаком указанных теорий является признание ими творческой деятельности предпринимателя как источника получения прибыли. Рассмотренная эволюция теоретических подходов к выяснению сущности прибыли показывает ее сложность и многомерность.

Прибыль как конечный результат функционирования производства на уровне фирмы является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса.

В фирме прибыль несет в себе определенные функции. Важнейшими из них являются: учетная, стимулирующая, распределительная.

Учетная функция рассматривает прибыль как критерий эффективности коммерческой деятельности фирмы.

Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что она является двигателем экономики. Стремление получить прибыль стимулирует снижение издержек производства, осуществление нововведений и технических усовершенствований.

Распределительная функция заключается в том, что она служит источником накопления и развития производства, материального поощрения работников и т. д. В процессе распределения прибыль направляется: в бюджет и во внебюджетные фонды; в банк на погашение ссуд и уплату процентов; остается у фирмы. Прибыль, остающаяся у фирмы, используется на: а) накопление (производственное и научное развитие);

б) социальные нужды; в) покрытие убытков и прочих затрат; г) потребление (выплаты дивидендов, материальной помощи и т. д.).

Важным вопросом является максимизация прибыли. Целью предприятия должна быть не только максимизация прибыли, но и увеличение объема продаж, поддержание уровня среднеотраслевой прибыли и т. д.

В отечественной практике прибыль представляет собой форму чистого дохода предприятия и отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда.

Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полными издержками на ее производство. Но поскольку имеются два подхода к определению и измерению издержек, то содержание понятия прибыли следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом.

Бухгалтерская прибыль отражает разницу между выручкой фирмы от реализации продукции и денежными затратами фирмы на ее производство. К последним относят явные, фактические издержки: затраты на сырье, топливо, энергию, вспомогательные материалы, расходы на заработную плату, арендную плату, амортизацию, проценты по ссудам и т.д. Но для фирмы важна экономическая прибыль, т. е. превышение дохода фирмы над всеми осуществленными с ее стороны и возможными, но упущенными затратами.

Очищенная от всех видов издержек (включая издержки, возникающие в процессе экономического выбора), прибыль получила в экономической теории название экономической прибыли. Она представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками. Эта прибыль всегда отличается от бухгалтерской прибыли на величину неявных издержек. Именно экономическая прибыль играет роль важного стимула эффективного распределения фирмой ресурсов.

В условиях рыночной экономики на формирование прибыли фирмы, помимо издержек производства, влияет и спрос на выпускаемую продукцию. При этом характер спроса определяет особенности получения дохода в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

На образование прибыли влияют также следующие факторы:

1) выручка от реализации продукции, товаров и услуг;

2) выручка от реализации прочих активов, включая материальные и нематериальные активы;

3) выручка от реализации основных средств;

4) доходы от долевого участия в других предприятиях;

5) доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;

6) превышение полученных штрафов, пени, неустоек над уплаченными;

7) доходы от сдачи имущества в аренду;

8) другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

Кроме того, существует ряд взаимовлияющих на образование прибыли факторов: себестоимость; производительность труда; фондоотдача; фондовооруженность труда; оборачиваемость оборотных средств; цены, тарифы и сборы; процентные ставки по ссудам; налоги и налоговые ставки.

При оценке величины прибыли различают балансовую, расчетную и чистую прибыль.

Балансовая прибыль представляет собой общую сумму прибыли от реализации продукции.

Расчетная прибыль образуется у фирмы после отчисления из балансовой прибыли сумм, предназначенных для расчета с государственным и местным бюджетом, банком и вышестоящими органами управления в виде налогов и различных платежей.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и различных платежей. Она используется фирмой самостоятельно, если иное не предусмотрено уставом.

На основе различных типов прибыли рассчитываются показатели, позволяющие сделать анализ деловой активности предприятия, приводящей к росту рентабельности.

Вопрос 3. Рентабельность и ее виды

Комплексным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы выступает рентабельность. Она отражает конечные результаты и совокупную эффективность производства в условиях рыночной экономики. Управление рентабельностью находится в центре экономической деятельности фирм, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли, размера затрат и применяемых ресурсов. Прибыль в условиях рынка – это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии.

Рентабельность выражает абсолютный или относительный размер прибыли на одну денежную единицу текущих затрат или на одну денежную единицу используемых ресурсов (основных производственных фондов, оборотных средств, собственного и заемного капитала).

Различают следующие виды рентабельности: рентабельность производства, рентабельность продукции, рентабельность капитальных вложений (инвестиций).

Рентабельность производства отражает эффективность использования производственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Она рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств:

٫

где Пб – балансовая прибыль; Фосн– среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Фнорм. обор– среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Иначе рентабельность производства определяется как отношение балансовой прибыли к сумме собственного и заемного капитала:

,

где Кав – весь авансированный капитал.

Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции (или ее отдельных видов) к ее полной себестоимости:

где Рпк – рентабельность отдельного вида продукции; С – полная себестоимость продукции.

Показатель рентабельности продукции характеризует эффективность текущих затрат фирмы.

Для оценки эффективности капитальных вложений (инвестиций) в расширенное воспроизводство производственных фондов и новую технику рассчитывают показатели рентабельности капитальных вложений (Рк) или срока их окупаемости (Ток):

٫

где ΔП – годовой прирост прибыли в результате реализации капиталовложений; Кв – капиталовложения (инвестиции) в соответствующие мероприятия и техническое перевооружение производства.

Рентабельность капитальных вложений характеризует размер прироста прибыли на одну денежную единицу капиталовложений. Срок окупаемости – период времени, в течение которого капиталовложения компенсируются, перекроются годовым приростом прибыли. Их расчетные величины в целях обоснования экономической целесообразности сопоставляются с нормативными значениями (банковским процентом за долгосрочные кредиты, отраслевой рентабельностью).

Основным источником увеличения рентабельности является снижение издержек производства и реализации продукции, увеличение объема продаж, повышение качества, конкурентоспособности производимой продукции, снижение ее фондо- и капиталоемкости. При анализе прибыли и рентабельности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям его развития и совершенствования. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-экономических мер, на основе которых достигаются экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Важнейшими факторами повышения эффективности производства являются:

а) структурная перестройка экономики, предусматривающая переориентацию предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений, приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей и предприятий;

б) разгосударствление и приватизация экономики, совершенст­вование государственного регулирования и систем мотивации к труду;

в) развитие диверсификации, специализации, кооперирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях;

г) ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства и качества продукции;

д) активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности.

Среди факторов повышения эффективности и усиления интенсивности производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно-техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора. Все другие находятся во взаимосвязи с этими решающими факторами.

В зависимости от места и сферы реализации факторы повышения эффективности подразделяются на общенациональные, отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми экономическими отношениями эти факторы подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние. Т. е. факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы, и неконтролируемые, к которым последняя может только приспособиться. Вторая группа факторов – это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, налогообложение, льготы по налогам и др.

Особенно многочисленна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

Внутрипроизводственные факторы оцениваются с целью технического и организационного совершенствования производства, предусматривающего снижение трудоемкости и рост производительности труда, экономию материальных ресурсов, снижение издержек производства и увеличение рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, внедрение комплекса организационно-экономических мер по повышению эффективности функционирования предприятий.

Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации.

При этом важно учитывать фактор времени, необходимый для освоения и реализации новых идей, изобретений, освоения производства новой продукции, которая смогла выйти на рынок и успешно конкурировать с аналогичными товарами других фирм.

Рыночной экономике присуща проблема банкротства, т. е. неспособность фирмы рассчитаться денежными и иными средствами по своим обязательствам.

Основания и порядок признания банкротами юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории определенного государства, реализуются с помощью имущественных отношений при участии банкротов с целью наибольшей защиты законных требований всех заинтересованных сторон.

Целью производства по делу о банкротстве является урегулирование взаимоотношений продолжающего деятельность субъекта хозяйствования и его кредиторов, а при невозможности или отсутствии возможности продолжения деятельности осуществляется максимально возможное удовлетворение требований кредиторов, ликвидация юридического лица-банкрота, освобождение юридического лица от долгов.

После объявления банкротства сначала проводится санация банкрота, а уже потом, когда она невозможна или не приведет к положительным результатам, ликвидация банкрота как юридического лица.

Под санацией (оздоровлением) понимаются процедуры по изменению права собственности, договорных и иных обязательств, реструктуризации, оказанию финансовой поддержки банкрота со стороны его собственника или уполномоченного им органа, кредиторов или иных инвесторов, осуществляемой для сохранения этого банкрота, а также для удовлетворения требований кредиторов в установленные сроки.

В качестве основной санационной процедуры применяется реструктуризация, т. е. изменение сферы деятельности субъектов хозяйствования (производственной, организационной, социальной, финансовой и др.) для восстановления рентабельной работы банкрота и повышения его конкурентоспособности.

Предусматриваются и другие формы санации должников: продажа бизнеса банкрота, исполнение обязательств банкрота третьими лицами, обмен долгов на акции, уступка прав требований банкрота.

Однако во многих национальных правовых системах понятие санации отсутствует. Оно полностью покрывается детально отработанным механизмом заключения между должниками и кредиторами мирового соглашения, которое характерно для континентальной правовой системы (санационные процедуры свойственны англо-американской системе права).

Мировое соглашение в процессе банкротства – это процедура достижения договоренности между должником и кредитором относительно отсрочки и рассрочки причитающихся платежей или уменьшения долгов. Оно заключается по предложению должника на любой стадии производства. Должник обязан сообщить, в каком размере и к какому сроку он уплатит долги, обосновав данное предложение.

Мировое соглашение является обязательным для всех кредиторов, но оно может быть аннулировано, если должник совершит ложное банкротство или срыв возмещения убытков кредиторам, не выполнит обязательства, предусмотренные этим соглашением, а также, если по истечении половины срока его действия становится очевидным, что должник не в состоянии выполнить эти условия. При аннулировании мирового соглашения производство по делу о банкротстве возобновляется.

Кроме того, на всех стадиях производства может предусматриваться организация процедуры «администрирования», или «внешнего управления» банкротом. Основным действующим лицом конкурентного производства при этом является административный управляющий. Он назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а также из числа лиц, предложенных должником, если заявление о банкротстве сделано им самим.

В случае отсутствия предложений или если предложенные кандидатуры не отвечают предусмотренным законом требованиям, управляющий назначается хозяйственным судом по представлению специального государственного органа на конкурентной основе. Управляющий защищает свои права и интересы всех кредиторов, должников, управляет имуществом банкрота, осуществляет формирование этого имущества, удовлетворяет требования кредиторов за счет имущества банкрота, организует проведение процедуры санации, направленной на восстановление финансовой стабильности банкрота, либо, если восстановление невозможно, его ликвидацию как юридического лица и содействие по скорейшему проведению производства по делу о банкротстве. Управляющий подконтролен и подотчетен хозяйственному суду, а также собранию кредиторов, которое также имеет широкие полномочия.

От решения проблем создания института административных управляющих во многом зависят жизнеспособность и эффективность всей процедуры банкротства. Большое значение при этом имеет законодательная база, которая определяет статус управляющего, требования к кандидатам на эту должность, компетенцию органов по обеспечению их деятельности, порядок назначения, замены и освобождения управляющих, их прав и обязанностей, собственность и т. д. Деятельность управляющего должна подтверждаться соответствующей лицензией.

Вопрос 4. Роль государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования

Эффективное функционирование хозяйствующих субъектов достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Поэтому основная задача государства в рыночной экономике состоит не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его эффективного функционирования. Государство должно способствовать созданию конкурентной среды на различных рынках и обеспечить их рациональное функционирование. При этом регулирующее воздействие государства на субъекты хозяйствования должно осуществляться экономическими методами.

Государственное регулирование экономики осуществляется в следующих основных формах: 1) правовой, способствующей эффективному функционированию рыночной системы; 2) реструктуризации экономики; 3) защиты конкуренции; 4) перераспределения ресурсов и доходов; 5) производстве общественных благ и услуг.

Обеспечение правовой базы заключается в том, что государство определяет правовое поле, нормы и правила, регулирующие экономическую деятельность субъектов хозяйствования, отраслей, экономики. Правовая база включает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и форм предпринимательской деятельности, создание условий для функционирования предприятий и их взаимоотношений между собой и государством. Также правовые нормы затрагивают вопросы качества продукции, безопасности труда, взаимоотношений предприятий, потребителей и рабочих.

Реструктуризация представляет в самом общем виде изменение структуры. Имеются значительные отличия в проведении реструктуризации в условиях рыночной и переходной экономик. В рыночных условиях это текущий процесс изменений в структуре производства на уровне предприятий под влиянием конъюнктуры рынка, связанной с изменением потребительского спроса.

В условиях переходной экономики необходимо осуществлять реструктуризацию сначала на уровне отраслей при одновременном ее проведении на уровне предприятий. Реструктуризация промышленности в контексте трансформации экономики – это процесс комплексной адаптации производительных сил ее отраслей к закономерностям функционирования рыночной экономики, проявляющейся в реструктуризации на уровне предприятий и в изменении отраслевых соотношений в результате перелива ресурсов с целью роста эффективности и соответствия выпуска продукции внутреннему и внешнему спросу. Решающее значение в условиях трансформации экономики имеет создание и совершенствование рыночных и государственных институтов, формирующих необходимую конкурентную среду.

Процесс рыночной трансформации включает следующие основные элементы: а) либерализацию; б) структурные преобразования; в) институциональные преобразования; г) стабилизацию.

Либерализация включает гарантии свободы предпринимательства, конкуренции и равноправия субъектов рынка, свободы ценообразования, свободы внешней торговли и валютных операций, отмену директивного планирования.

Важное значение имеют проведение приватизации и создание системы защиты прав собственности, формирование институтов, обеспечивающих перемещение ресурсов между отраслями в соответствии с изменением спроса, т. е. независимых банков, фондовых и трудовых бирж, инвестиционных и страховых фондов, прозрачные Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой кодексы и антимонопольное законодательство, развитие местного самоуправления.

Именно либерализация и институциональные преобразования составляют системную трансформацию экономики.

Стабилизация, как и либерализация и рыночные преобразования, является непременной предпосылкой эффективной реструктуризации реального сектора.

Реструктуризация предприятий – это процесс, предусматривающий создание условий для эффективного использования всех факторов производства в целях повышения экономической устойчивости и конкурентоспособности продукции. Она представляет комплексную систему, предполагающую решение многих вопросов организационно-экономического, финансового технологического и др. характера. Основными целями реструктуризации предприятий являются: улучшение экономических и финансовых показателей функционирования; привлечение долгосрочных вложений капитала в виде инвестиций; увеличение рыночной стоимости собственного капитала; повышение конкурентоспособности продукции и предприятий.

При проведении реструктуризации предприятий выделяется несколько этапов. Первый этап предполагает улучшение результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создание предпосылок для проведения стратегических преобразований. Второй – обеспечивает эффективность функционирования в долгосрочном периоде за счет проведения финансовой реструктуризации, привлечения инвестиций в модернизацию и создание новых производств.

Защита конкуренции. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в рыночной экономике, где действия производителей и поставщиков ресурсов подчиняются интересам покупателей. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Инструментом, регулирующим эти отношения, выступает рыночная цена, определяемая спросом и предложением.

Рост монополий может значительно изменить эту ситуацию. Количество производителей и продавцов становится таким малым, что каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемой продукции. В результате интересы общества приносятся в жертву интересам монополии, которая порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

В целях защиты потребителей и общества в целом государство осуществляет мероприятия по защите конкуренции и разрабатывает правила поведения монополий и контроля над ними.

Большая степень монополизации, доставшаяся переходной экономике в наследство от командной, ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшим фактором развития конкуренции и эффективного функционирования экономики является проведение целенаправленной антимонопольной политики.

Антимонопольная политика может осуществляться в двух формах: а) политика демонополизации; б) государственное регулирование монополий.

Политика демонополизации направлена на ограничение роста степени монополизации рынка. В условиях переходной экономики ее эффективное проведение предполагает решение трех задач: а) разработку системы ограничений на слияние и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции; б) осуществление разукрупнения сложившихся монополий; в) содействие конкуренции в монополизированных отраслях.

Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях. Ее проявление заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении зарубежным фирмам доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налогообложение и таможенные тарифы, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.

В переходной экономике может использоваться также ценовое регулирование продукции монополистов. Оно осуществляется различными методами, включающими: установление предельных цен, норматива изменения цен, предельных нормативов рентабельности продукции.

Проводимая антимонопольная политика должна способствовать развитию конкуренции, рыночных отношений и включать следующие основные направления: 1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений; 2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств; 3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления проявлений монополизма в экономике.

Успех мероприятий по ограничению монополизма во многом зависит от формирования рыночной инфраструктуры и тесно связан с такими процессами, как формирование новой системы ценообразования и либерализации цен, оздоровление денежно-финансовой системы, создание финансового рынка.

Государственное регулирование экономики предусматривает регулирование деятельности так называемых естественных монополий. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является основной формой координации деятельности монополий и предусматривает установление государственными органами управления определенного уровня цен и тарифов, а также основных параметров, характеризующих объем и структуру производства продукции.

Возможными способами государственного регулирования естественных монополий являются следующие направления: а) монополии находятся в государственной собственности или в случае их акционирования контрольный пакет имеет государство; б) государство осуществляет регулирование монополий, находящихся в частной или смешанной собственности.

Государственное регулирование монополий должно гарантировать, что потребители получают выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, позволяющими снижать издержки на единицу продукции. Государство, осуществляя регулирование монополий, должно устанавливать такие тарифы, которые будут возмещать издержки производства и приносить нормальный доход предприятию.

Результативность антимонопольной политики во многом зависит от правильного сочетания политических вопросов, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационных механизмов, обеспечивающих практическое осуществление эффективного государственного регулирования.

Перераспределение ресурсов и доходов Рыночная система позволяет эффективно распределять ресурсы. Известны случаи, когда рынок действует неэффективно или не функционирует вообще. Например, когда металлургическое предприятие загрязняет окружающую среду, то население несет затраты, которые ему данным предприятием не компенсируются. В данной ситуации для решения этой проблемы необходимо участие государства, которое должно осуществить перераспределение материальных, денежных и трудовых ресурсов. Инструментами перераспределения могут использоваться государственное регулирование, правовые нормы, налоги, субсидии, стандарты охраны окружающей среды. Например, государство может установить стандарты на предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ. При этом предприятия, загрязняющие окружающую среду, должны нести дополнительные затраты на оборудование и технологии, сокращающие вредные выбросы до допустимых норм. Предприятия, неся дополнительные расходы на охрану окружающей среды, сокращают объемы производства до более оптимального уровня и, соответственно, уменьшают потребление ресурсов данным производством. Перераспределить на предприятия затраты, связанные с побочными эффектами, государство может при помощи специальных налогов, отражающих ущерб от загрязнения. В отдельных случаях некоторые предприятия несут дополнительные расходы по защите окружающей среды (например, «Беларуськалий» применяет технологии по возращению земель для сельскохозяйственного производства), которые являются полезными для общества. Здесь государство с помощью субсидий должно оказывать поддержку данным предприятиям.

Рыночная система несмотря на ее эффективность, тем не менее, влечет за собой неравенство в распределении денежных доходов, порождающее социальное расслоение и бедность населения. Государство берет на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Эта задача решается государством через трансфертные платежи и налоговые системы на личные доходы, обеспечивающие пособия и выплаты малоимущим, инвалидам, безработным и т. д. Также государство изменяет распределение доходов путем регулирования цен, устанавливаемых рынком. Например, государство устанавливает закупочные цены для сельхозпроизводителей и минимальные ставки заработной платы для работников на таком уровне, который позволяет повысить доходы производителей и определенных групп населения.

Производство общественных благ и услуг. Существуют определенные товары и услуги, называемые общественными благами или инфраструктурой, которые рыночная система не намерена производить, поскольку их особенности противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. При этом общественные блага неделимы и состоят из таких крупных единиц (автомагистрали, железные дороги, военные объекты, больницы, школы и т. д.), которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям.

В отличие от товаров индивидуального потребления, покупаемых у предприятий, фирм на основе самостоятельных решений самих потребителей, общественные блага приобретаются через посредничество государства на основе групповых или коллективных решений. При этом виды и объемы производства различных общественных благ в демократическом государстве определяются политическими методами и представляют собой вопросы государственной политики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на фундаментальные вопросы.

Перераспределение ресурсов из производства товаров народного потребления в производство общественных благ осуществляется следующим образом. В экономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров народного потребления, для направления их в производство общественных благ. Эффективным способом высвобождения ресурсов из промышленного сектора является сокращение спроса предприятий на них. Это достигается путем обложения предприятий налогами, тем самым исключая часть их доходов и соответственно потенциальной покупательной способности, из потоков «доходы – расходы». Получая меньшие доходы, предприятия оказываются вынужденными сократить свои инвестиционные расходы. Налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального использования, а это, в свою очередь, вызывает снижение спроса на ресурсы предприятий. Передовая покупательную способность индивидуальных хозяйствующих субъектов государству, налоги высвобождают ресурсы из производственной сферы их применения. Государство, расходуя налоговые поступления, может само направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы предприятий и личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (машины, оборудование, производственные здания и т. д.). Государство может направить эти ресурсы на производство общественных благ, предусматривающих строительство школ, больниц, санаториев, автомагистралей и т. д. Перераспределение ресурсов государство осуществляет с целью значительных изменений в структуре национальной экономики.

ТЕМА 11. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: