Становления и развитие уголовно-правовой науки. Школы в уголовном праве. Социальная обусловленность уголовного права. Задачи уголовного права. Охранительная функция уголовного права. Предупредительные задачи уголовного права. Уголовное право в системе российского права. Коллизии и противоречия между уголовным правом и иными отраслями. Основные направления развития науки уголовного права в XXI веке. Уголовный закон как основная форма выражения уголовного права.
Тема 2. Проблемные аспекты учения о преступлении и составе преступления в российском уголовном праве
Понятие и признаки преступления в УК РФ. Критические взгляды о понятии состава преступления. Проблема определения юридической природы малозначительного деяния. Практика применения ч. 2 ст. 14 УК РФ.
Категории преступлений: теория и законодательная практика. Классификация преступлений и ее правовое значение.
Состав преступления: возникновение, структура, виды, значение определения вида состава преступления и его влияние на квалификацию. Состав преступления и основания уголовной ответственности. Состав преступления как юридическая основа квалификации преступлений.
|
|
Тема 3. Проблемные аспекты учения о соучастии в преступлении
Понятие соучастия в теории и в уголовном законе. Объективный и субъективный признаки соучастия. Формы соучастия, отражающие их различную степень общественной опасности.
Виды соучастников. Объективные и субъективные признаки, характеризующие исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников. Квалификация преступных действий соучастников. Индивидуализация уголовной ответственности и наказания соучастников.
Эксцесс исполнителя преступления. Соучастие в преступлении со специальным субъектом. Ответственность за неудавшееся соучастие. Особенности добровольного отказа от соучастия в преступлении.
Понятие и формы прикосновенности к преступлению. Отличие прикосновенности к преступлению от соучастия в преступлении. Условия уголовной ответственности за укрывательство преступления.
Состояние и перспективы научной разработки проблем соучастия в преступлении. Акцессорная теория соучастия.
Тема 4. Дискуссионные вопросы уголовной ответственности.
Противоречивые аспекты определения уголовной ответственности. основание и содержание уголовной ответственности. Споры о выделении позитивной ответственности. Проблемы дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности. Проблемные аспекты определения момента возникновения и прекращения уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
|
|
Понятие и уголовно-правовое значение судимости. Снятие и прекращение судимости.
Тема 5. Проблемы совершенствования института наказания в УК РФ 1996 года
Правовая природа и социальные функции наказания. Отличие наказания от других мер государственного принуждения. Тенденции развития законодательства о наказании и практики его применения в современных условиях.
Цели наказания. Уголовное законодательство о целях наказания. Цели наказания как предмет научной дискуссии. Особенности обеспечения целей наказания при применении отдельных видов наказаний. Проблемные аспекты построения системы наказаний.
Общие начала назначения наказания: их понятие, содержание и значение. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Назначение наказания при совокупности преступлений, неоконченном преступлении, соучастии и рецидиве преступлений.
Понятие условного осуждения, его юридическая природа. Основания применения условного осуждения и его содержание. Основания и порядок отмены условного осуждения или продление испытательного срока.
Освобождение от уголовного наказания. Состояние и перспективы научной разработки проблем наказания и практики его.
Тема 6. Проблемы законодательной техники изложения уголовно-правовых норм
Сущность, виды и специфика толкования уголовно-правовых норм. Язык уголовного закона. Проблема использования оценочных признаков. Проблема эффективности применения отдельных статей УК РФ. Проблема структуризации уголовного закона. Критический анализ новелл уголовного законодательства.
Планы практических (семинарских) занятий