Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе

  • Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
  • Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
  • Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
  • В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

№12СОЦ,СТАТУСЫ И РОЛИ
Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором».Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статусчеловека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.
Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.

В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.

Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.

В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.

Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранениястатусного набора.

Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Любую социальную роль, по мнению Т. Парсонса, можно описать с помощью пяти основных характеристик:

  • уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны;
  • способом получения — предписанные или достигнутые;
  • масштабом проявления - строго ограниченные или размытые;
  • степенью формализации - строго установленные или произвольные;
  • мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

  • «рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения;
  • «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей;
  • «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.

Таким образом, в современном обществе каждый индивид использует механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур во избежание негативных последствий ролевых конфликтов.

ТИПЫ СОЦ,РОЛЕЙ:
Роли формальные
Роли, в которых находят своё воплощение отношения власти, формальной (законной, официальной) структуры общества.

Роли неформальные
Роли, основанные на отношениях родства, участия в общих социальных группах, многочисленных видах неформальных спонтанных взаимодействий.

Пояснения:
Роли социальные неформальные возникают на основе согласия.
В обществе складывается и воспроизводится разветвленная система Ролей неформальных.

Врожденные: мужчина, женщина, представитель своей национальности и т. п.
Приобретенные: муж, жена, пассажир, клиент, покупатель и т. п.


№13Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие[20]:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.

2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.

3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.

Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом, должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.

Процесс институционализации - процесс определения и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется.Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены. общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. (Дополнение 1) Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. формирование общих целей;
3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7. создание системы статусов и ролей, охватыващих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Дисфункции социальных институтов

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение своих задач осложнений в обществе не возникает. Однако под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых потребностей общества социальные институты перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного института может возникнуть явление дисфункции. В процессе развития соц. институтов каждый из них периодически переживает период, названный дисфункцией. Приставка дис означает нефункционирование, бездействие, т.е. такое состояние соц. института, когда он либо вовсе не выполняет присущие ему функции, либо выполняются недостаточно. Дисфункция соц. института имеет 2 основные причины:

· во-первых—устаревшие формы соц. института. Дисфункция может показать, что данная форма соц. института перестает удовлетворять потребностям изменившегося общества. Например, в разных странах и в разное время возник кризис власти, кризис экономики. Выходом из этих кризисов служит реформа или замена, модернизация соц. института. Либо это пересмотр средств, которыми обладает институт;

· во-вторых — изменилось само общество, накопленные изменения в обществе приводят к общественному кризису. Так, например, общественные волнения, революции, соц.-экон. кризисы лишают соц. институты необходимых для их деятельности средств. Например, в условиях кризиса, войны все соц. институты испытывают трудности (хотя и в разной степени) особенно в материальных средствах. Во время войны прекращаются школьные занятия.

Явление дисфункции присуще в той или иной степени всем институтам: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.

Гармоничная и сбалансированная система социальных институт, обеспечивающих основные потребности общества и прежде всего в обеспечении необходимых связей и регулировании поведения людей — это важнейшее условие сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных институтов Дюркгейм назвал аномией. Глубокие институциональны реформы, как правило сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования социальных институтов. Чаще всего реформы заканчиваются бурными революционными событиями.

№14СЕМЬЯ
Семья
— это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.
В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

  • нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;
  • расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.
    Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной.

Непреложным элементом общества является такая социальная группа, как семья.

Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Брак представляет собой начало и ядро семьи. Характер супружеских отношений зависит прежде всего от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Воздействие на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной степени осуществляется через мотивы и опосредуется ими. Если брак многие ученые определяют как санкционированную обществом социально и личностно целесообразную устойчивую форму половых отношений, то семья — малая социальная группа, основанная на единой общесемейной деятельности, связанная с узами супружества — родительства — родства.

Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

С развитием общества изменяются брак и семья. Законодатели, специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Такой брак — добровольный союз между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны должны иметь одинаковые права. Возможно, это будет в правовом государстве, о котором мечтал еще Иммануил Кант. По этому поводу он говорил, что идеальное состояние общества — это правовое государство и правовые межгосударственные отношения, обеспечивающие всеобщий мир. Мир должен царить и в каждой семье за счет соблюдения не только нравственных, но и правовых норм.

Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них, по мнению большинства специалистов, являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: