Тема Интервью и беседа как методы исследования в социальной работе

(лабораторное занятие)

Основные понятия: вербальная коммуникация, респондент, интервьюер, ситуация опроса; исследовательская беседа; барьеры общения; невербальные компоненты общения, интервью, виды интервью (стандартизированное, фокусированное, открытое).

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Технология исследовательской беседы и требования к ее организации:

- типы бесед, их сравнительная характеристика;

- условия взаимного общения;

- критерии объективности информации, получаемой в беседе;

- психологические барьеры общения и способы их преодоления;

- наблюдение в процессе беседы;

- условия эффективности беседы как методы исследования в социальной работе;

- достоинства и недостатки беседы как метода исследования в социальной работе.

2. Интервьюирование как метод исследования в социальной работе:

- виды интервью;

- этапы интервьюирования;

- полевое интервью (типы вопросов в полевом интервью: описательные, структурные, контрастные);

- условия эффективности метода интервью;

- особенности интервьюирования детей и подростков;

- достоинства и недостатки интервью как метода исследования в социальной работе.

Практические задания:

1. Составьте план интервью с клиентом по интересующей вас проблеме.

2. Составьте схему беседы (по интересующей вас проблеме) с учащимися, их родителями, с учителями.

3. Подготовьте программу исследовательской беседы со старшеклассниками «Свободное время школьника».

4. Подготовьте программу исследовательской беседы по теме вашей курсовой работы.

Тематика рефератов:

1. Специфика проведения интервью (беседы) с различными группами населения – клиентами социальной работы.

2. История жизни или биографическое интервью как метод исследования в социальной работе.

3. Телефонное интервью: плюсы и минуты.

Литература:

1. Агапов, Е.П. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Е.П. Агапов. – М.: Дашков и К°; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – П. 2.2.

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. Гл. III, п. 2.

3. Новикова, С.С., Соловьев, А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – Глава 2. П. 2.

4. Шикун, А.И. Социологический практикум: Учебное пособие / А.И. Шикун. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 88 – 93.

Тема Диагностические, психометрические и экспертные методы исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: