Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями, другими социальными партнерами

1. Рассмотрите предложенную ситуацию. Как объяснить поведение матери? В чем была идея психолога?

К психологу обратилась за помощью молодая мать. Она жаловалась на непослушание, упрямство, лень и умственную неполноценность дочери – девочки 10 лет. Психолог предложил ей для начала исследовать поведение ребенка с тем, чтобы объективно установить меру его упрямства и непослушания. Для этого матери предложили носить с собой блокнот и отмечать в нем черточкой каждый случай ее обращения к ребенку с просьбой или требованием. В случае послушания черточка вычеркивается. Перед отходом ко сну матери оставалось только подсчитать вычеркнутые черточки и вычислить их долю среди всех «зарубок», сделанных за день. Полученная цифра и есть «коэффициент послушания».

Каково же было удивление молодой женщины, когда она уже на третий день обнаружила, что ее дочь – очень хорошая и послушная девочка, и все характеристики, которые она давала ей ранее, включая «умственную неполноценность» – просто-напросто досужий вымысел.

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию, оцените поведение участников, спрогнозируйте развитие событий.

Классный руководитель 6 А класса Галина Степановна на собрании учащихся сказала:

– Сегодня, ребята, мы должны избрать руководящий состав нашего коллектива. Начался новый учебный год, и нужно жить по-новому. У нас есть хорошие ребята-активисты, отличники. Вот Галя, изберем ее председателем ученического совета, Володю – старостой, Олю – председателем санитарной комиссии, а Люду – физоргом. Я запишу их фамилии на доске, и будем голосовать.

Галина Степановна записала «свои» кандидатуры на доске. Класс молчал. Вдруг Саша резко поднял руку:

– Можно мне сказать? Давайте предложим свои кандидатуры. Мы хотим по-настоящему, Галина Степановна.

– Как это «по-настоящему»? А то, что я предложила,– это, по-твоему, на смех? – учительница в упор посмотрела на Сашу.– Вот проголосуем, и будет демократично…

3. Классным руководителем 8 класса назначили молодого учителя. В сентябре он провел анкетный опрос учеников. Проанализируйте представленные ниже вопросы анкеты. С какой целью классный руководитель провел анкетный опрос? Как использовать полученный материал в воспитательной работе с классом?

- По каким предметам у вас были трудности в 8 классе и чем они вызваны?

- Были ли неудовлетворительные оценки по четвертям и почему?

- Какой учебный предмет был для вас самым интересным и почему?

- Кто из ваших учеников мог бы учиться на отлично?

- Нужна ли вам помощь товарищей в учебе?

- Какую помощь в учебе вы могли бы оказать своим товарищам и кому лично?

- Как вы можете характеризовать трудовую дисциплину в своем классе?

- На уроках каких учителей слабая дисциплина и почему?

4. Исполнение роли родителей в семье связано с занимаемыми родителями позициями относительно детей. Определите влияние этих позиций на способ поведения родителей и на развитие ребенка. Заполните таблицу, выбрав соответствующие положения из перечня:

Родительская позиция Словесные выражения Способ поведения родителей Влияние на развитие ребенка
Принятие и любовь Ребенок – центр моих интересов    
Явное отвержение Ненавижу этого ребенка, не буду тревожиться о нем    
Излишняя требовательность Не хочу ребенка такого, какой он есть    
Чрезмерная опека Все сделаю для ребенка, посвящу ему себя    

а) неуверенность в себе;

б) чрезмерные поблажки или ограничение свободы;

в) чувство безопасности, нормальное развитие;

г) агрессивность, эмоциональная недоразвитость;

д) нежность, занятия с ребенком;

е) невнимательность, жестокость, избегание контактов;

ж) отсутствие похвал, придирчивость, критика;

з) инфантилизм, особенно в общении с другими, неспособность к самостоятельности.

По: Казаринова Н. В. и др. Практикум по социологии.– М., 1999.– С. 196–198.

5. Прочитайте характеристики класса, определите этап развития коллектива и задачи, стоящие перед педагогом:

А. Класс ничем не блещет среди других в школе. Дружбы нет, дружат, а вернее общаются небольшими группами. Некоторые из них даже враждуют. В классе есть лидеры, они могут повести, но куда?.. Большинство ребят выражают недовольство тем, что и как организуется в классе, критикуют все начинания, сами же палец о палец не ударят, чтобы предложить и сделать что-то интересное.

Б. Класс средний и по учебе, и по участию в общественных делах. Ученики непоследовательны: могут с увлечением подготовиться к одному мероприятию и не принять участия в другом. Актив особенно не выделяется из общей массы. В классе действует общественное мнение, которое приобретает то позитивный, то негативный характер. Отношения с классным руководителем ровные, к его мнению прислушиваются.

6. Встречались ли вы в своей жизни с подобными родительскими ди­рективами? Как вы относитесь к каждой из них? Почему они возникают? Если есть жизненные примеры, подтверждающие или опровергающие негативное влияние та­ких директив?

Родительские директивы, которые нередко неявно учат ребенка вести себя ошибочным, непродуктивным образом:

1. «Не живи» («Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...»). Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком посред­ством возбуждения в нем хронического чувства вины, связан­ного с фактом самого его присутствия в жизни родителя, Взрослый как бы заставляет ребенка поверить в его (ребенка) ответственность за нерешенные задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2. «Не будь ребенком» («Пора тебе думать своей головой», «Ну ты же не маленький, чтобы...»). Такая директива доста­ется единственным или старшим детям и соединена с подав­лением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

3. «Не расти» («Ты еще мала, чтобы краситься», «Мама те­бя никогда не бросит», «Не торопись взрослеть»). Чаще всего достается младшим или единственным детям. Такую дирек­тиву ребенку дают родители, боящиеся взросления своего ребенка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4. «Не думай» (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребенка от травмирую­щей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами,

5. «Не чувствуй» («Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери», «Не сахарный — не рас­таешь»). Ребенок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отноше­нию к нему детях. Ребенок, научившийся игнорировать телес­ные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6. «Не достигай успеха» («Я сам не смог закончить ин­ститут, но отказываю себе во всем, чтобы ты смогла получить образование»). Увы, в основе подобных директив лежит бес­сознательная зависть родителя к успеху ребенка.

7. «Не будь лидером» («Будь как все», «Ну и зачем ты высо­вывался, вышло хуже для тебя»). Родители, дающие ребенку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспо­коены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеж­дению, обречены вызывать у других людей.

8. «Не принадлежи» — ее передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». В общении с ребенком такие родители могут всячески подчеркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

9. «Не будь близким». Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта — в отношениях с одним близким человеком. Родители, пе­редающие эту директиву, внушают тем самым ребенку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, «что любая близость опасна».

10. «Не делай» — то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают ее ребенку, говоря: «Не делай сам, по­дожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что дей­ствуют по инерции родительской директивы.

11. «Не будь самим собой». Выражается в выражениях типа «Почему Вася это может, а ты нет?», «Стремись к идеа­лу»; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы — вызвать не­удовлетворенность своим нынешним состоянием и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи посто­янно неудовлетворенным и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12. «Не чувствуй себя хорошо» («Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5»). Ребенок, получив­ший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с дру­гой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.

(по: Лосев B.К., Лунков А.И. Психосексуальное развитие ребенка).

13. Воспитатель разработал для беседы с учениками следующие вопросы. Для диагностики (изучения, исследования, оценки) каких характеристик коллектива можно использовать этот опросник? Перечислите эти характерные черты коллектива.

- Легко ли тебе обратиться за помощью к товарищу?

- Как ты выражаешь одобрение в адрес товарища?

- Каким образом ты выражаешь неодобрение действием (словами) товарища?

- Если при выполнении совместной работы тебе или кому-то из товарищей приходится распределять обязанности среди соучеников, какие при этом встречаются трудности?

14.Прокомментируйте слова П. Ларошфуко:

Пожилые люди любят давать молодым добрые советы, потому что они не в состоянии больше подавать дурные примеры.

15. В чем заключается мысль Марка Твена?

Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.

16. Проанализируйте высказывание.

Мы постоянно слышим о грубости нынешней молодежи. Я старый человек и должен бы встать на сторону старших, но меня куда чаще поражает грубость родителей. Кто из нас не мучился в гостях, когда мать или отец так обращались со взрослыми детьми, что человек чужой просто ушел бы и хлопнул дверью? Они категорически говорят о вещах, которые дети знают, а они – нет; они прерывают детей, когда им вздумается, высмеивают то, что детям дорого; пренебрежительно (если не злобно) отзываются об их друзьях. А потом удивляются: «И где их носит? Всюду им хорошо, лишь бы не дома...».

Если вы спросите, почему родители так ведут себя, они ответят: «Где же побыть собой, как не дома? Не в гостях же мы! Все тут люди свои, какие могут быть обиды!».

Льюис К. С. Любовь // Вопр. философии.– 1989.– № 8.– С. 140.

А как вы ответите на вопрос, почему родители так ведут себя?

17. Составьте перечень критериев, которые можно использовать для оценки эффективности разных форм взаимодействия школы и семьи (педагогические лектории, родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы с родителями).

18. Учитель поставил задачу – развитие интереса к творческой деятельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.

19. В российских школах совместно обучаются дети разных национальностей, безусловно, необходимо учитывать специфику формирующего влияния их семей. Попробуйте описать наиболее яркие особенности воспитания мальчиков и девочек в семьях, сохранивших свои национальные традиции.

20. Составьте тематику классных часов для учащихся (на выбор): 5 классов; 6 классов; 7 классов; 8 классов; 9 классов; 10 классов; 11 классов. Обоснуйте эту тематику.

21. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других студентов в группе. Выделите 5–6 качеств, на важность которых указывает большинство. Аргументируйте, почему указанные качества учителя являются значимыми в организации детского коллектива.

22. Сравните характеристики групп разного уровня развития. Подумайте, какими параметрами сравнения можно дополнить таблицу и как объяснить приведенные характеристики с точки зрения педагогики.

Диффузная группа Группа-коллектив
Отношение у другому
Равнодушие к судьбе другого, индивидуализм, настороженность, безразличие; успехи и неудачи переживаются каждым по отдельности Уважение, доверение, требовательность, взаимосвязь, поддержка, заинтересованность
Отношение к себе
Боязнь быть самим собой, закрытость, стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, нерешительность в проявлении себя Возможность быть самим собой, открытость, свободное выражение чувств, отсутствие «маски», свобода выражения собственного мнения
Отношение к делу
Нежелание приступать к делу, немобильность, результативность, состояние обороны, ожидание посягательства на личность, избегание любых отношений Готовность к работе, мобильность, высокое качество работы, способность работать без контроля, оптимизм, принятие ответственности за состояние дел в группе
Отношение к руководителю
Сопротивление, настороженность, сомнение в праве руководителя принимать значимые для группы решения, непризнание его авторитета Доброжелательность, признание за старшим права принимать значимые для группы решения, признание авторитета, доверие, ответственность за поручение
Отношение к социальным ценностям
Ситуативное, неопределенное Принятие, последовательность в отстаивании
Преобладающее настроение
Минор, эмоциональный дискомфорт Мажор, эмоциональный комфорт

23.Нужно помнить, что каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимых ему для роста и развития. «Психологический Билль о правах», несомненно, должен был бы включать в себя следующие пункты:

– право быть любимым – без всяких оговорок, осуждения или неуместной критики;

– право расти в физически и психологически безопасной среде, не обремененной родительским беспокойством или чувством вины;

– право быть выслушанным и услышанным, с тем чтобы к чувствам ребенка относились серьезно;

– право на серьезное и уважительное отношение родителей и других взрослых, право на то, чтобы ребенку говорили правду;

– право устанавливать физические и психологические границы и требовать уважения к ним;

– право на невмешательство в процесс роста и развития.

Воспитание с любовью и логикой / Пер. с англ.– М., 1995.– С. 450.

Продолжите этот перечень прав, опираясь и на собственный опыт, и на мнение ваших сверстников (а может быть, и родителей).

24. А.В. Петровский, утверждая, что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, выделил пять основных стилей или, как он их называет, «тактик семейного воспитания»:

- диктат

- опека

- конфронтация

- мирное сосуществование

- сотрудничество.

Сформулируйте определение для каждой из вышеназванных тактик и дайте оценку соответствующему стилю взаимоотношений взрослых и детей.

25. Что бы Вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся 5 и 10 классов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование выбранного вами содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: