Ж.Т. Тощенко считает, что возможно сосуществование различных принципов (лассификации, например по уровням, целям (назначению), формам, направлени-ш, видам.
Классификация элементов социальной инфраструктуры может выглядеть сле-тующим образом: I) В соответствии с уровнем организации общества:
- Социальная инфраструктура страны в целом;
- Социальная инфраструктура федерального уровня;
- Социальная инфраструктура уровня субъекта Федерации;
- Социальная инфраструктура муниципального уровня;
- Социальная инфраструктура субмуниципального уровня;
- Социальная инфраструктура предприятия.
1) В соответствии с формами инфраструктуры:
- Линейная;
- Точечная.
!) С учетом проблемно-целевого принципа:
- Временная.для реализации временных программ;
- Постоянная, для реализации постоянных программ.
I) В зависимости от удовлетворения потребностей людей:
- Инфраструктура, связанная с удовлетворением повседневных потребно
стей (элементы не взаимозаменяемы);
- Инфраструктура, связанная с удовлетворением потребностей, возникаю
щих в определенные периоды жизни.
>) В соответствии с видами деятельности человека:
- Инфраструктура трудовой деятельности;
- Инфраструктура общественно-политической деятельности;
- Инфраструктура образования и культуры;
- Инфраструктура охраны здоровья и окружающей среды;
- Социально-бытовая инфраструктура.
Тащенкр Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развила. М.: Мысль, 1980.
206.
Приведенная классификация достаточно в полной мере отражает подходы к исследованию и пониманию сущности социальной инфраструктуры, однако отдельные ее принципы и положения требуют пояснения.
В первую очередь это касается принципа классификации в соответствии с формами инфраструктуры. В частности, под линейной инфраструктурой понимается сеть железных, автомобильных дорог, линии связи и передачи электроэнергии, компьютерные сети и т.д. В точечную инфраструктуру включаются непосредственно отдельные объекты (учебные заведения, лечебные учреждения, объекты культуры, спорта и др.)'. Такое деление социальной инфраструктуры помогает характеризовать форму её организации в каждом конкретном случае.
Представляет интерес принцип классификации, основанный на выделении в качестве особых видов таких элементов социальной инфраструктуры, которые предназначены для решения программно-целевых или проблем но-целевых задач. Эти программы и проблемы не обязательно должны быть отнесены к определенным уровням организации общества, а инфраструктурные элементы могут выполнять функции, позволяющие осуществлять реализацию программ в определенный период времени (некоторые виды сезонной деятельности).
По мнению Ж.Т. Тощенко3, из всего многообразия конкретных объектов социальной инфраструктуры следует выделить определенные группы, всеобщие структурные элементы в зависимости от видов человеческой деятельности. При этом рассматриваются материально-вещесгвенные объекты, создающие общие условия для каждого конкретного вида этой деятельности. Данный принцип классификации материально-вещественной основы различных видов деятельности человека позволяет представить элементы социальной инфраструктуры с точки зрения их значимости в проявлении сущностной силы человеческого сообщества.
Не менее важное значение имеет и принцип классификации элементов инфраструктуры, основанный на удовлетворении потребностей человека. Элементы инфраструктуры, способствующие удовлетворению повседневных потребностей, по своему набору строго ограничиваются определенными рамками. Взаимозаменяемость таких элементов исключена, т.к. поликлиника не может выполнять функции школы или учреждения культуры. Такие элементы могут существовать только в полном наборе. Вместе с тем существуют элементы, без которых невозможна реализация потребностей, свойственных не всему населению, потребностей, которые испытывают люди в определенные периоды жизни. Это, например, потребности в высшем образовании, повышении квалификации, посещении театров, доступа в глобальные компьютерные сети и другие. Максимальное приближение элементов социальной инфраструктуры к населению, предоставление возможности различным группам населения удовлетворять возникающие потребности более высокого уровня — одна из задач социальной политики государства.
В этой связи, нельзя не сказать об инфраструктурных потребностях — потребностях социума в определенной степени развития социальной инфраструктуры
1 См. Тощенкр Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М: Мысль, 1980. с. 206.
" См. ТащенкрЯСТ. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М: Мысль, 1980. с. 45.
3 Там же, — с. 46-47.
географического места проживания. Абсолютно неправомерно считать, что инфраструктурные потребности людей, проживающих вне общепризнанных культурных иентров, ниже, чем у жителей таковых. Вместе с тем, имеются существенные объ- | ективные ограничения удовлетворения инфраструктурных потребностей — невозможно представить себе академический театр в каждом населенном пункте также, как и наличие высшего учебного заведения. Однако удовлетворение инфраструктурных потребностей, соответствующих уровню простейших биологических и социальных потребностей должно быть обеспечено. Такие инфраструктурные потребности можно определить как жизненно необходимые или потребности ]-ого уровня. Элементы социальной инфраструктуры, обеспечивающие удовлетворение таких потребностей должны присутствовать и функционировать в каждом населенном пункте, независимо от его географического расположения и количества жителей.
Человек, в силу своей социальной природы, стремится к совершенствованию условий своего проживания, к обеспечению жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Именно это стремление трансформирует инфраструктурные потребности, повышает их уровень. А это, в свою очередь, требует другого уровня присутствия и функционирования элементов социальной инфраструктуры.
И, наконец, обеспечение условий, обеспечивающий уровень воспроизводства человека как творческой личности, требует еще более развитой социальной инфраструктуры, таких ее элементов, которые способствовали бы удовлетворению инфраструктурных потребностей 111-ого уровня.
Объективная оценка состояния социальной инфраструктуры представляет определенную сложность. Это связано с многоплановостью и комплексностью самой инфраструктуры. В этой связи заслуживает внимания, изучения и практического использования методологический подход, предложенный СП. Федуловым1. включающий в себя анализ следующих параметров:
• общие статистические показатели, которые сами по себе (без сопоставления
динамики и амплитуды их изменения) не способствуют формированию пред
ставлений о состоянии и уровне развития социальной инфраструктуры, и, тем
самым, имеют ограниченные возможности для использования, несмотря на
видимую доступность и упрощенную процедуру их обработки. Анализ дина
мики и амплитуды изменения рассматриваемых показателей позволяет судить
о фактическом состоянии социальной инфраструктуры в абсолютных величи
нах и в процентном отношении, т.е. фиксирует достигнутые результаты в соз
дании инфраструктурных объектов и организации и\ функционирования, либо
снижение потенциала инфраструктурного обеспечения;
• расчетные статистические показатели, формируемые на основе сводных дан
ных, имеют большую практическую значимость, т.к. конкретизируют общие
статистические показатели и позволяют более объективно характеризовать со
стояние развития социальной инфраструктуры, выражаемое в относительных
величинах, поддающихся сравнительному анализу;
См. Федулов СП. Социальная инфраструктура российских городов: состояние и перспективы развития. Автореф. дисс. канд социолог, наук, М 2000.
. щ1{ социальные нормативы и ориентиры — научно обоснованные количественные... и качественные характеристики оптимального состояния социального процес-L4 са, полученная на основе учета объективных закономерностей общественного .1. развития и возможностей государства и направленные на максимальное удов-,,„. летворение всестороннего развития личности. Нормативы и ориентиры социальной инфраструктуры, которые могут рассматриваться в качестве «этало-,, нов» и выполняют функции «измерителей рациональности» организации >г социального пространства территории;
•, социальные оценки — это отношение населения к явлениям и процессам, происходящим в территориальном сообществе: удовлетворенность состоянием ■ инфраструктуры, функционированием её объектов, отношение к мероприяти-'■"' ям, направленным на совершенствование инфраструктуры.
Приведенные параметры составные части комплексного исследования социальной инфраструктуры любого территориального сообщества. Преимущество такого подхода достаточно очевидно — возможность сопоставления, соотнесения, сравнения объективных данных, характеризующих её состояние, с объективными и нормативными критериями, эталонами развития и субъективными оценками населения.
Анализ элементов социальной инфраструктуры, предлагаемый далее, основан на сложившейся в современной России социально-политической ситуации, обусловленной современным государственным устройством и видами деятельности человека. Исходя из этого целесообразно определить некоторые понятия.
Элементами социальной инфраструктуры, обеспечивающими трудовую деятельность человека, следует считать совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для эффективной трудовой деятельности каждого человека, в процессе которой проявляются его сущностные возможности. Данная совокупность, в силу государственного устройства страны, подразделена на несколько уровней — ■ федеральный, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень, уровень производства.
К элементам социальной инфраструктуры, обеспечивающей трудовую деятельность, относятся: материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия труда, транспорт, связь, линии электропередач, газопроводы и нефтепроводы, пространственные условия расселения, материально-веществе иная основа профессионально-технического образования и повышения квалификации. Очевидно, что эти элементы могут являться и федеральными, и региональными (субъектов Федерации), и муниципальными.
В современных условиях в характеристику элементов социальной инфраструктуры должен быть включен и такой критерий, как право собственности на те или иные из них. Практика реальной жизни заставляет рассматривать элементы социальной инфраструктуры и в таком аспекте, достаточно сильно влияющем на их состояние и функционирование. В условиях формирующихся рыночных отношений игнорирование данного аспекта не только не оправдано, но и ошибочно.
*
Инфраструктура общественно-политической деятельности состоит из: • элементов, создающих условия для проведения выборов в органы власти и управления всех уровней;
• элементов, обеспечивающих условия деятельности общественно-политических
организаций;
• элементов, обеспечивающих деятельность федеральных, региональных и му
ниципальных структур власти;
• элементов, обеспечивающих условия проявления познавательной активности
населения;
• материально-вещественных элементов, обеспечивающих деятельность феде
ральных, региональных, муниципальных и частных средств массовой инфор
мации.
Элементами социальной инфраструктуры образования и культуры являются федеральные, региональные, муниципальные и частные высшие, средние специ-шьные, средние учебные заведения, детские дошкольные учреждения, учреждения сультуры, архитектурные памятники, природные парки и заповедники.
Охрана здоровья и окружающей среды обеспечивается при помощи таких эле-1ентов социальной инфраструктуры, как федеральные и региональные НИИ здра-:оохранеиия, медицинские центры, лечебно-профилактические учреждения федерального регионального и муниципального подчинения, частные медицинские чреждения, система органов Госсанэп идем надзора, включающая в себя учрежде-1ия соответствующего уровня, санаторно-курортные учреждения, экологические рганизации и органы охраны окружающей среды.
Существенные перемены за последнее десятилетие (в связи с изменением прав обственности на многие объекты) произошли в социальной инфраструктуре, беспечивающей сферу услуг и жилищно-коммунальное хозяйство. Приватизация одавляющего большинства предприятий оптовой и розничной торговли, общестенного питания привели к неоднозначному результату. С одной стороны, воз-икшая и интенсивно развивающаяся инфраструктура данной сферы, основанная а маркетинговых принципах (зачастую весьма примитивных), привела к бурному i росту в количественном выражении. С Другой стороны, возникли серьезные роблемы с качеством реализуемых товаров и услуг. Не преодолено и различие в иедоставлении товаров и услуг, связанное с географическим расположением тер-тгориальных образований. Последнее обстоятельство обусловлено как объективами, так и субъективными причинами.
Возникновение и развитие рынка жилья способствовало развитию элементов 1фраструктуры, обеспечивающих его функционирование. К таким элементам от-)сятся риэлторские конторы, структуры, обеспечивающие строительство, прода- у и обмен жилплощади различных форм собственности.
Одна из особенностей развития социальной инфраструктуры в последние годы юявляется в возросшей потребности населения в информационном обеспечении.;обую динамичность в удовлетворении данных потребностей несет в себе ста->вление и функционирование материально-вещественных элементов, обеспечи-юших доступ в глобальные компьютерные сети. Обладая значительными воз-)жностями в различных областях, новые системы коммуникаций, основанные на временных информационных технологиях, имеют перспективы, равных которым ловеческое сообщество никогда не знало. Трудно не заметить и того, что новые кнологии серьезно влияют на развитие инфраструктуры систем мобильной телесной связи, телевизионного и радиовещания.
Анализируя элементы социальной инфраструктуры, соответствующие государственному устройству России, следует обратить внимание на различие в их функциональном предназначении. Основные функции элементов инфраструктуры федерального уровня можно определить как:
• выравнивание возможностей населения субъектов Федерации по удовлетворе
нию потребностей населения;
• удовлетворение инфраструктурных потребностей II и III уровней;
• обеспечение и нф растру ктурн ойцелостностистраны.
Основными функциями инфраструктуры уровня субъекта Федерации являются:
• выравнивание возможностей населения муниципальных образований субъекта
Федерации по удовлетворению потребностей населения:
• удовлетворение потребностей I и II уровней;
• обеспечение инфраструктурной целостности субъекта Федерации.
Основные функции инфраструктуры уровня муниципального образования заключаются в:
• обеспечении и максимально возможном удовлетворении инфраструктурных
потребностей населения муниципальных образований;
• максимально полном удовлетворении потребностей I уровня;
• обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования.
Социальная инфраструктура, как одно из проявлений общественной жизни,
имеет двойственный характер: с одной стороны, социальная инфраструктура — это материальная база для реализации социальной политики, материально-вещественные элементы, без которых социальная политика не может осуществляться. С другой стороны, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры (модернизация ее элементов и функций для наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения) является одной из целей реализации социальной политики, осуществляемой государством. Совершенная, соответствующая определенному периоду развития общества, социальная инфраструктура —■ это материально-вещественный результат социальной политики, критерий её адекватной реализации.
4. Пути оптимизации социальной политики
Реформы, начавшиеся в начале 90-х гг., XX в. застали российское общество в состоянии спонтанности. Резкие политические перемены, хотя и назревшие по времени, не менее резкая смена экономического курса, распад Советского Союза и превращение России в самостоятельное государство предопределили трудности, с которыми и столкнулись сами реформаторы и всё население страны. Выбор и реализация модели развития общества вызвал противостояние не только между политическими элитами, но и в обществе. Камнем преткновения оказалась социальная политика. Анализируя развитие ситуации в России с сегодняшних позиций, следует констатировать следующее: одним из существенных недостатков, проявившихся при осуществлении социальной политики, явилось то, что до сих пор отсутству-
ет её концепция, не сформированы до конца цели и приоритеты, основанные на реальных экономических возможностях. Это в полной мере относится и к многочисленным программам реформирования, которые остаются в виде проектов, так и не находящих себя в реальном исполнении, а то и документов, вносящих социальные разногласия в общество. Кроме того, ситуация осложняется отсутствием надежного и отлаженного механизма принятия и исполнения управленческих решений по вопросам социального развития страны, адекватного механизма контроля их исполнения.
Под флагами регионализации, власти субъектов Федерации до последнего времени абсолютно произвольно распоряжались финансовыми ресурсами территориальных внебюджетных фондов, скудными региональными бюджетами. Правовой нигилизм федеральных и региональных чиновников от социальной политики заставляет их искать иные, помимо законных, способы разрешения проблем. Под давлением населения снизу и политической элиты сверху они пытаются выправить ситуацию, и не находят ничего более подходящего, кроме попыток реставрации жесткой (административно-командной) системы управления отраслями социальной сферы.
В этой связи приведем высказывание немецкого экономиста, Лауреата Нобелевской премии Фридриха фон Хаека: «Вступив на путь принудительного хозяйства (по Л. Эрхарду), чтобы достичь справедливости, правительство не может снять с себя ответственность за судьбу и социальное положение каждого человека. В таком обществе все будут знать, что им живется лучше или хуже, чем другим, не из-за непредвиденных и никому не подвластных обстоятельств, а потому, что так хочет какой-нибудь правящий орган. Но пока человек остается человеком, ничто человеческое ему не чуждо. И если он не может улучшить свое положение в честном состязании..., то все его старания улучшить свое положение сведутся... к попыткам добиться расположения власть имущих». Эти слова написаны в начале 50-х гг., и остаются, к сожалению, актуальными для России уже около пятидесяти лет.
Вряд ли возможно себе представить какую-либо страну, кроме России, где заявления политиков и действия властей по продвижению к рыночному хозяйству и демократии соединяются с попытками чиновников административно-командными способами регулирбвать отдельные социальные отрасли.
Каков же выход и сложившейся ситуации? Одним из выходов может стать формирование социальной политики в качестве одного из социальных институтов современного российского общества. Только в институциональных рамках возможно чёткое функционирование любой сферы человеческой деятельности.
Российские политологи, социологи и аналитики, исследуя проблемы социальной политики, пытаются представить ее в качестве социального института. Вместе: тем, суть проблемы далеко не так проста, как представляется на первый взгляд и чногие, казалось бы, очевидные аспекты требуют более пристального изучения.
Начнем с определения. Социальный институт - это относительно устойчивый тип и формы социальной политики, посредством которых организуется об-цествеииая жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятель-гости, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой пели, набо-юм социальных статусов и ролей, типичных для данного института.
Социальный институт обеспечивает возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности, стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность, интегрированность в действия членов общества.
Деятельность социального института определяется:
• набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих со
ответствующие типы поведения;
» интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, и ценностную " структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль за институциональными типами действий;
• " наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное вы-
полнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
Насколько состояние современной российской социальной политики соответствует приведенному определению?
Очевидно, что социальная политика еще не стала относительно устойчивым типом и формой социальной деятельности, так как находится в стадии становления. Об тгом достаточно подробно шла речь выше. Тем более, она не является тем средством, которое организует общественную жизнь и обеспечивает устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Скорее всего, нынешняя социальная политика являет собой прямую противоположность.
Хотя современная социальная политика, безусловно, имеет цель своей деятельности, обладает функциями, обеспечивающими достижение такой цели, однако конкретизация этих функций далеко не завершена, а набор социальных статусов и ролей, типичных для социального института до конца не определен.
Современная социальная политика в России пока не в состоянии обеспечить возможность всем членам общества, различных его социальных групп полностью удовлетворять свои потребности, тем самым, в настоящее время, не стабилизирует социальные отношения, не вносят согласованность в действия членов общества.
Социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения. Она не до конца интегрирована в социально-политическую, идеологическую, и ценностную структуры общества (кстати, и общество не до конца структурировано в этом смысле). Это, в свою очередь, не позволяет узаконить формально-правовую основу функционирования системы, осуществлять социальный контроль её деятельности. И, наконец, в России нет достаточного количества материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение даже имеющихся нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
Таким образом, говорить о социальной политике в России, как о сформировавшемся и нормально функционирующем социальном институте явно преждевременно.
Подобный вывод предопределяет возможность исследования собственно ин-ституционализаиии социальной политики.
Институционализация — это процесс формирования различных типов социальной деятельности в качестве социальных институтов.
Важнейшими предпосылками этого процесса являются:
1) возникновение определенных общественных потребностей в новых типах со
циальной деятельности, соответствующих им социально-экономических и по
литических условий;
2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними соци
альных норм и регуляторов поведения;
3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формиро
вание на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и
ожиданий.
Завершением процесса институционализации является интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру производствен но-экономических отношений. Благодаря этому формируется определенный набор формальных И неформальных санкций, с помощью которых осуществляется социальный контроль соответствующих типов поведения.
Очевидно, что в современной России, в условиях, когда общество ставит перед собой иные, чем прежде цели, не могут не возникнуть определенные общественные потребности в новых типах социальной деятельности. Это в полной мере относится к социальной политике.
Государственная социальная политика не может быть сведена к механическому набору отдельных элементов, к обеспечению функционирования каждого отдель-| ного направления. Структурная целостность социальной политики определяется! такими факторами, как:
• выбор обществом стратегических целей и задач социального развития, соци-j
альных приоритетов;
• единое законодательство, формирующее целостное социальное пространство
для всех слоев населения;
• протекционизм государства и иных субъектов социальной политики по обес
печению финансирования социальной сферы;
• единая социальная инфраструктура, единое кадровое и информационное обес
печение.
Вместе с тем, говорить, что перечисленные факторы полностью соответствуют неким социальным нормам, исчерпывающе регулирующим и обеспечивающим деятельность нового социального института, преждевременно.
Обратимся к понятию социальная норма. Под социальной нормой понимаются требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.
В качестве основных социальных норм, позволяющих говорить о социальной политике как о социальном институте, можно рассматривать следующие «общие правила»:
• Всеобщност ь. Социальная политика должна осуществляться в отношении всех
без исключения граждан.
• Пыфферениировачность. К каждой социальной категории необходим особый
подход как к субъекту социальной политики.
• Комплексность. Социальная политика как единая система не может быть
расчленена при практическом ее осуществлении на отдельные компоненты.
Все точки приложения социального воздействия взаимосвязаны и взаимоза
висимы.
• Открытость для общественного контроля. Общество должно иметь информацию о проводимой политике, иметь возможность контролировать деятельность власти как субъекта политики.
Насколько предлагаемые «типичные правила долженствования» сформированы как социальные нормы и готовы ли они выступать в качестве таковых в современном российском обществе?
Ответ на этот вопрос и является первым шагом на пути к формированию институциональных рамок, в которых и должна осуществляться социальная политика на современном этапе развития общества.
Еще одна особенность современной российской действительности в том, что некая группа политиков, управленцев, чиновников различного уровня «узурпировала» права, связанные с выбором и предложением путей реализации социальной политики. С одной стороны, это реальность, так как в любом обществе всегда существует политическая и управленческая элиты, предлагающие и осуществляющие общественные перемены.
С другой стороны, в странах с достаточно развитым гражданским обществом велико корпоративное влияние отдельных групп профессионалов, существенным образом корректирующее предлагаемые способы перемен. Примером тому могут служить неудачные попытки президента США Б. Клинтона провести даже минимальные реформы американского здравоохранения.
Только развитое гражданское общество во всех странах служит гарантией реализации адекватной социальной политики. Поэтому формирование гражданского общества может способствовать стратегии реализации социальной политики, соответствующей современному общественному развитию.
5. Контрольные задания и задачи для самопроверки
1. Определите суть общественных отношений в социальной сфере.
2. Перечислите и охарактеризуйте стадии общественных отношений в социаль
ной сфере.
3. Приведите группы задач социальной политики по признаку качества инди
видуальных потребностей человека.
4. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы реализации социальной
политики.
5. Приведите обобщенное определение социальной инфраструктуры.
6. Дайте объяснение принципам классификации социальной инфраструктуры.
7. Охарактеризуйте параметры оценки "состояния социальной инфраструктуры.
8. Перечислите основные проблемы институционализации социальной полити
ки в современной России.
Литература
1. Елисеев Е.А. Система управления социальной сферой города (Вопросы тео
рии и практики). Челябинск. Издательство «Экодом», 1997, — с. 94