48 ____________________________________________________ Л И Анциферова
и она их отвергла. Эриксон посоветовал выздоровевшей к этому времени матери ласкать каждый пальчик, говорить, какой он милый и любимый... Терапия шла очень медленно. Только в возрасте семи лет девочку попытались научить игре на пианино, но успехи оказались очень незначительными.
В то же время существуют исследования, показывающие, что любящая и понимающая своего ребенка мать, умеющая передать ребенку, выражаясь словами Эриксона, «почти соматическим образом переживания доверия к миру» и чувство значимости самого себя как заслуживающего любви существа, может сделать счастливой жизнь малыша, даже сильно обделенного судьбой. Огромное впечатление производит описание жизненного пути Лео Бауэрмана в книге S. Worchel a. G. Goe-thals [12]. Лео родился деформированным ребенком. Ножки-былинки почти не действовали, слабыми были и тонкие ручки. Кроме того он был глухим. К периоду взрослости Лео достиг роста 3-летнего ребенка. Однако мать с самого его рождения горячо любила своего сына. Она постоянно носила его на руках, гуляла с ним по саду вокруг дома, показывала все вокруг, общалась с помощью знаков. Она показала Лео буквы и тот, быстро научившись читать, не мог утолить жажду знаний. Самое интересное он перепечатывал на машинке. К тому же у мальчика оказались «золотые руки»: он научился чинить часы, и пополнял скромный бюджет маленькой семьи. Вскоре мать Лео умерла, но он отказался переселиться в приют. Крошка-юноша смастерил низкую тележку с лотком впереди. На лотке он разместил разные письменные принадлежности и, поворачивая колеса руками, поехал торговать своим нехитрым товаром. Такое передвижение стоило ему, однако, огромных трудов. Тогда он извлек из сарая старый маленький трактор, отремонтировал его, сделал систему тросов, по которым мог забираться в кабину, и отправлялся на работу. Он всегда был в хорошем настроении, охотно общался с людьми при помощи пишущей машинки и «высказывал» удовлетворение своей жизнью. Под влиянием материнской любви Лео сразу и бесповоротно выбрал жизнь. Каждому человеку на протяжении жизни приходится делать много экзистенциальных, то есть касающихся самой сущности своего существования выборов. Дело в том, что вся жизнь человека представляет собой цепь переходов из одного жизненного мира в другой. Он попадает в новые системы социально-психологических связей, в непривычные обстоятельства, из материала которых он должен соз-
|
|
Человек перед лицом жизни и смерти 49
дать свой новый уникальный жизненный мир и овладеть новыми способами жизни. И в каждом периоде своей индивидуальной истории он должен подтвердить или отвергнуть собственный выбор в пользу жизни. Исход такого выбора самым существенным образом во все периоды жизни, особенно в эпоху подростничества и юности, зависит от качества отношения к развивающемуся человеку значимых для него людей. Казалось бы, что факты реализации человеком себя в разных жизненных мирах, возможность прожить за одну природную жизнь много разных, в психологическом смысле жизней, должны сформировать у него впечатление своей долгой, долгой жизни. Но парадоксальным образом, чем дольше длится жизнь человека, тем явственнее выступает у него чувство ее кратковременности, выражающееся в словах «жизнь пролетела как один миг». Каковы же истоки такой широко распространенной иллюзии?
|
|
Данные психологической науки позволяют выделить несколько условий ее возникновения. Первое из них — отнюдь не самое главное — это действительная непродолжительность существования человека в каждом из сменяющих друг друга жизненных миров. И это ощущение кратковременности новых отрезков жизни постепенно упрочивается и обобщается. Гораздо более существенной причиной иллюзии является раскрытая Пьером Жанэ особенность человеческой памяти. Человек, вспоминая о тех или иных периодах своей жизни, о различных ситуациях и событиях, не воспроизводит их во всей полноте, но, благодаря способности к речи, как бы составляет о них сжатое повествование. Еще одним истоком переживания скоротечности жизни выступает выявленная психологами потребность человека, особенно обостряющаяся в более поздние годы, интегрировать все стадии своей личной истории, понять смысл своей жизни. Естественно, что интеграция представляет собой обобщение очень высокого уровня, предельно сжимаю-Щее, «скручивающее» прожитую жизнь. Конечно, для того, чтобы осуществить интеграцию жизни, нужно осмыслить, истолковать, переоценить свое поведение в разных обстоятельст-вах, выработать отношение к нерешенным проблемам. Можно иредполагать, что «болтливость*, свойственная многим пожи-Льщ людям, их стремление обстоятельно и детально рассказывать о разных эпизодах своего прошлого, являются одновременно попыткой как бы «растянуть» свою жизнь, особенно ЛИ значимые ее моменты, и в то же время способом ее
I 50 ____________________________________________________ Л. И. Анцыферова
переинтерпретации, подтверждаемой или отвергаемой слушателями, а также и самим рассказчиком. При этом некоторые жизненные задачи, ситуации сделанного (или не сделанного) выбора могут тревожить человека до последних мгновений.
В многообразном опыте жизни самыми болезненными мо-I ментами для человека являются встречи с трагедией смерти, с
' уходом из жизни дорогих для него людей. Мысли о собствен-
ной смерти редко мучают людей. Хорошо известна еще одна, широко распространенная иллюзия — собственного бессмертия, которая покоится на самом надежном фундаменте — чув-
I стве, переживании. Это чувство — одно из оснований жизни. Чем более полнокровна, насыщенна, креативна жизнь людей,
] тем меньше тревоги они испытывают при мысли о ее конечно-
II сти. Карл Роджерс, выдающийся представитель гуманистического направления в психологии, до конца своей долгой жизни с упоением отдавался научному творчеству, практике психотерапии. В возрасте около 80-ти лет он написал психологическую автобиографию [11]. Он рассказывает, что в детстве был хрупким и болезненным мальчиком. Гадалка предсказала, что Карл умрет молодым — ему будет не более 35 лет. И, описывая свою напряженную творческую жизнь, Роджерс пишет, что он никогда не чувствовал себя старше 35-ти лет. В поздние годы у него даже появилось стремление к рискованным предприятиям и путешествиям. Свою автобиографию Роджерс заканчивает парадоксальными словами: «Гадалка права, я умру молодым!*. И действительно, он погиб в автокатастрофе, с ощущением молодости и окрыленности новыми планами. А в некрологе писали, что он прожил 85 лет! Для большинства людей не их собственная смерть, но потеря дорогих, любимых людей является самым горестным событием в жизни. И это понятно. Ведь отношения любви сильно расширяют и обогащают жизнь человека. Любящий начинает жить в пространстве жизни любимого. Присутствие любимого, общение с его уникальностью выявляет в личности любящего такие прекрасные черты, о существовании которых другие люди и не подозревают. Смерть дорогого человека суживает, обедняет, ограничивает жизнь любящего, он теряет часть себя. Мысль о близкой смерти или сам факт смерти любимого переживается как нечто противоестественное, как то, что не может уложиться в сознании личности. В психологии описан непроизвольно действующий психологический механизм защиты душевной жизни от невыносимых трагических переживаний. Этот меха-
|
|
Человек перед лицом жизни и счерти ___________________________________51_
низм называется «отрицанием» [1]. Его действие особенно отчетливо проявляется при столкновении с ситуацией ужасной гибели людей, потери самого дорогого человека. Эта форма психологической защиты является проявлением деформации смысловой сферы личности, ложной интерпретации трагической действительности. Иногда кажется, что субъект на когнитивном уровне отдает себе отчет в свершившемся факте, притупились лишь его чувства. Но знание, лишенное эмоционально-аффективной составляющей, это частичное, искаженное, обесцененное знание, вызывающее неадекватное поведение. По существу, происходит лишь частичное понимание трагического факта. Вот конкретизация этого положения. Отец, бесконечно любивший своего сына, услышал приговор врача: «... ваш сын неизлечимо болен, ему осталось совсем немного жить». Но отец не впал в отчаяние, он начал советоваться со знакомыми, как лучше подготовить сына к поступлению в колледж. Свою позицию он мотивировал так: «... врач прав, мой сын неизлечимо болен, но больному юноше тем более нужно учиться, знания всегда пригодятся». Таким образом, в приговоре врача отец выделил лишь один фрагмент, к которому и свел все услышанное. Мне самой приходилось встречать людей, странным образом реагировавших на потерю своих боготворимых родных. Эти люди выглядели почти счастливыми и с пафосом говорили, что теперь их брат, отец, друг надежно укрыт от преследований, издевательств, инсинуаций врагов. Действие «отрицания» прослежено у людей, направленных в качестве наблюдателей в Хиросиму, когда там взорвалась атомная бомба [8, 9]. По возвращении эти наблюдатели бесстрастно сообщали о таких ужасах, от которых у слушателей стыла кровь. Можно предполагать, что они бессознательно деформировали, затушевывали, корректировали ту страшную картину, которая стояла у них перед глазами, но была несовместима с человеческим существованием.
|
|
Психологи трактуют период отрицания как время дробления ситуации, которая может разрушить сознание человека, на мелкие фрагменты, которые постепенно осваиваются личностью и наконец интегрируются в целостный, адекватный обстоятельствам образ. Но что же следует за периодом отрицания? Очень часто человек, переосмысливая разные аспекты тРагического события, начинает соотносить их с трагическими ситуациями, пережитыми другими людьми, он вписывает свое г°ре в структуру жизненных катастроф других людей, и этот
52 ____________________________________________________ Л И Анцыферова
прием социального сравнения значительно облегчает его индивидуальные переживания. Но бывает и так, что осознав всю полноту своей невозвратной потери, человек впадает в состояние депрессии и, чтобы избавиться от своих мук, принимает решение добровольно уйти из жизни.
Какими же обстоятельствами определяются особенности поведения и переживаний людей перед лицом смерти близких? Таких обстоятельств много, но наблюдения и изучение материалов под углом зрения этой темы убеждает в том, что отношения к смерти верующих качественно отличаются от позиций людей, не обретших веру в Бога. Первые уверены, что человек умирает только телесно, но его душа — бесмертна и ей уготована встреча с душами тех людей, которые раньше покинули этот мир. Верующие, конечно, горюют, что не смогут прожить до конца свою земную жизнь рядом с дорогим человеком, но не впадают в отчаяние из-за временной разлуки. И такую позицию занимают ведущие активную общественную жизнь крупные государственные деятели, известные ученые, молодые люди.
Недавно в одной из газет [6] было опубликовано интервью с широко известным не только в нашей стране, но и за рубежом 35-летним президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжановым. На вопрос корреспондентки «Что такое, по-вашему, быть фаталистом?» президент ответил: «Я верю в Бога и судьбу. Спокойно отношусь к потере людей, когда они уходят из жизни, это означает, что мы встретимся на том свете» [6, с. 10]. Я много раз была свидетельницей того, как люди в самые тяжелые минуты руководствовались принципом «все в воле Божьей», «Бог его(ее) дал, Бог и взял». В моей памяти живет воспоминание об одном вечере, проведенном в доме широко известного в своей области ученого X., с которым меня связывали дружеские отношения. По праздникам он собирал близких ему людей. И вот на одном из таких вечеров кто-то ненароком упомянул о гибели от рака старшего сына хозяина дома. Я оцепенела, ожидая взрыва отчаяния бедного отца. Но X., отрешенно глядя перед собой, только сказал: «Ведь Бог его мне дал, Бог его и взял». Передо мной оказался глубоко верующий человек. Религия запрещает впадать в грех уныния, отчаяния и тем самым помогает человеку собрать все свои душевные силы в горькие минуты жизни. А что же делать, как помочь страдающему человеку, если ему чужда религия? Распространенные слова утешения, такие как «все люди смертны», или «но ведь и у вас такая же судьба» никогда еще и никому не прино-
Человек перед лицом жизни и смерти ____________________________,_____53_
сялн утешения. Особенно обескураживают и усиливают страдания слова, обычно произносимые в поддержку «Что же делать, ничего не поделаешь». Они усиливают горечь переживаний непоправимости, необратимости случившегося. В скорбных ситуациях человек страстно, хотя, как правило, неосознанно хочет понять или найти смысл своей собственной дальнейшей жизни, смысл случившейся трагедии. Хорошо, если у матери, потерявшей сына, или дочь, есть еще дети: она должна жить ради них. А если у одинокой матери война отняла едиаственного сына? Может ли пожилой супруг понять потерю своей жены, с которой он прожил долгую счастливую жизнь, иначе, чем ужасный удар судьбы, делающий бесмысленным и ненужным его собственное существование? В работах многих философов, писателей, публицистов говорится, что человек должен и может «подняться над своим горем». Но как это сделать? Какая психологическая реальность стоит за этой метафорой? Применительно к указанному типу жизненой трагедии способ выстоять перед горем — это осмыслить свою жизнь как продолжение жизни дорогого человека в форме не только образов и чувств, но и сохраняющихся ощущений от его прикосновений, чувств, возникавших в его присутствии. Мысленные беседы с ним, рассказы о своих неудачах, обидах и успехах упрочивают переживание непрерывающейся связи с ним. Описание разных форм моего общения со страдающими людьми дополнит представления о возможной помощи им. Вот несколько историй.
С детства в небольшой круг моих подружек входила одна милая, хорошо воспитанная девочка — назову ее Мартой — единственная дочь в семье. Шли годы, отец ее умер, не стало и родственников, а у дочери обнаружилось заболевание сердца. Она училась, работала, но состояние ее сердца ухудшалось. И вот, не достигнув 50-ти лет, Марта, помучившись несколько Дней, умерла. О горе матери трудно говорить. Она даже не хотела слышать слово сочувствия. Но я все-таки подошла и сказала: «Для Марты ведь было счастьем, что в последние дни *изни к ней прикасались не равнодушные, а любящие руки и °на видела нежные, ласковые ваши глаза. Как было бы ужас-а°) если бы вы ушли первой». И мать ответила «Да, в этом есть некоторое утешение». В другой раз она сама подошла ко мне и сказала, что очень хочет поскорее умереть. Но я тотчас возразила: «Вы мать — ваш долг все вытерпеть. И вы должны ™Речь себя, без вас некому будет ухаживать за ее могилкой». ** после этого я неоднократно видела, как старая женщина
54 ____________________________________________________ Л И Анцыферова
даже зимой медленно гуляла по улице. Позднее об очень похожем случае я прочитала в книге В. Франкла — создателя логогерапии, лечения смыслом [3]. Франкл описывает ситуацию, когда к нему дришел глубоко подавленный горем пожилой человек, рассказавший о смерти нежно любимой жены. Он описал ее как хрупкую, нежную женщину, для которой он был надежной опорой. Теперь жизнь его потеряла смысл, и он решился на самоубийство. Франкл не утешал его, он только спросил, что было бы, если сначала умер он, а в живых осталась жена. «О, — воскликнул старик, — это было бы величайшей трагедией». И, не сказав более ни слова, он крепко пожал руку терапевта и твердыми шагами вышел из приемной. Он понял, что судьба возложила на его плечи те страдания, которые были бы источником невыносимых мук его жены. Он сильнее и он должен нести то бремя, которое иначе досталось бы его жене. А как же можно наполнить смыслом жизнь родителей, потерявших детей? Страдающие люди нередко сами находят приемы, облегчающие их переживания и как бы продолжающие жизнь исчезнувших близких. Люди трепетно заботятся о местах их последнего упокоения, при посещении могил рассказывают о происходящем. Многие превращают комнату или уголок любимых в своеобразный мемориал, даже музей, представляющий этапы жизни утраченого. Иногда помогают советы подготовить жизнеописание любимого человека, припомнить не только важные события, но и мелкие эпизоды из его жизни и рассказывать о них другим. Но каждый трагический случай уникален и соответственно попытки помощи должны отвечать его своебразию.
Мне пришлось на протяжении нескольких лет письменно общаться с ученым, человеком целеустремленным, волевым и жизнелюбивым. Общались мы по поводу професиональных проблем. Но вот однажды пришло от него скорбное письмо, в котором Н. сообщал о неожиданной смерти своей любимой жены. Была она на 15 лет моложе его, отличалась хорошим здоровьем. Ее уважали и любили за спокойный характер, за доброжелательность. В последующих письмах Н. писал, что горе его все более возрастает. Я советовала ему посвятить себя заботам о ее памяти, ездить к ней на могилу, мысленно беседовать и т. д. Но на мои обращения он отвечал, что память о ней будут хранить их сыновья, его же жизнь потеряла всякий смысл, и мучения его невыносимы. В одном из писем я получила фотографию красивой женщины — жены Н. — и подробное
Человек перед лицом жизни и смерти55
описание ее характера. Конечно, это был способ расширить и продолжить ее жизнь. Я приняла это за добрый знак. Но в следующем послании Н. сообщил о своем твердом решении — уйти из жизни — и тепло прощался со мной. В ответ я тотчас написала, что убив себя, он еще раз убьет и свою любимую: ведь только он один хранит воспоминания о ней, как молоденькой девушке, о юной своей жене, о их последующей дружной жизни. Ведь сыновья будут помнить ее только как мать. Ответ Н. яришел очень скоро: по его словам такие мысли не приходили ему в голову, но они справедливы и он теперь не может, как пишет Н. — убить образ своей любимой. Горе и сейчас продолжает мучить Н. И все же в самом последнем письме он сообщает о своем твердом решении — умереть естественной смертью.
В заключение скажу: люди, берегите себя. В вашей душевной жизни находит продолжение жизнь множества людей, окончивших свой земной путь. Они живут в форме ваших воспоминаний, образов, мыслей, чувств, способов поведения. Делайте же в самых трудных и даже трагических ситуациях выбор в пользу жизни.
Литература
1. Анцыферова Л. И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1.
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. Наука, 1957.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. Прогрес. 1990.
5. Фромм Э. Человеческая ситуация. М. Смысл. 1995.
6. Щербаненко Н. О пользе короткого сна (Интервью с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым) // Общая газета. 1997. № 24 (203).
7. Erikson Е. Н. Childhood and Society. Pengmn Books. 1967.
8- Lazarus E. S. Positive denial: the case for not facing reality // Psychology Today. 1987. November.
9. Lifton R. J. Death in the Survivors of Hisroshima. N. Y.: Simon and Schuster. 1967.
10. Mead G. H., Mind, Self and Society. Chi. 1934.
11. Rogers С R. Growing old- or older and growing // Journal of Humanistic Psychology. 1980. V. 20. M 4.
12. Worchel S., Goethalas G. R. Adjustment: Pathways to Personal Growth, 2nd ed. Prentic Hall, Englewood Cliffs. New Jersey, London, Toronto etc. 1989.
i
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СМЫСЛ И НАУЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТА1
К. А. Абульханова
Когда идея субъекта, в основном связанная с гегелевской философской парадигмой отступила под натиском технической революции, ницшеанского скептицизма и позитивизма, на другом континенте в другом обличьи по прошествии некоторого времени, она — как Феникс из пепла — возродилась в психологии. Так называемая гуманистическая психология — в основном в лице ее создателя и лидера Карла Роджерса, нашла в себе смелость назвать субъектом не величие достигшего своей вершины человеческого духа, а страдающую, нуждающуюся в помощи личность. Оригинальное направление гуманистической психотерапии предложило отнестись к личности не как к пациенту, а как к субъекту, способному с небольшой помощью решить свои проблемы.
Однако при всей своей гуманистической сущности психотерапия оказалась слишком узким плацдармом, чтобы на нем можно было развернуть все возможности категории субъекта. И поэтому на следующем витке ее судьбы на философском конгрессе в г. Брайтоне ей был произнесен необратимый приговор: философы констатировали смерть субъекта, опираясь, с одной стороны — на ницшеанскую и буддистскую критику этой категории, с другой — указывая на то, что в системе современного гуманитарного знания она оказалась бесконечно малой, практически исчезающей величиной.
И только на нашей евразийской окраине, которую считают задворками европейской цивилизации, на неудобренной и неухоженной русской земле между войнами и революциями в состоянии перманентного голода, страха и насилия неожиданно и странно привилось и проросло это зерно гегелевской философии. В начале двадцатых годов русский философ Сергей Леонидович Рубинштейн, закончивший Марбургский универ-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ {код проекта 94-06-19751).
Мировоззренческий сжысд и научное значение категории субъекта 57
ситет (получивший отказ царя на свое прошение о получении высшего образования), с блеском защитивший свою первую диссертацию, создал философскую систему, эпицентром которой явился субъект. Она создавалась в подвалах одесской публичной библиотеки, куда он был изгнан со своего поста заведующего кафедрой университета вскоре после возвращения на родину и прихода советской власти. Молодому философу пришлось сменить профессию, и лишь став официально признанным крупнейшим психологом, прожив целую жизнь с ее взлетами и падениями, на пороге смерти опять изгнанный со всех постов, лишенный всех должностей, кроме добровольно принятой на себя должности ученого, он смог, уже ничего не страшась, выстроить свою концепцию субъекта, изложить ее и оставить в рукописях как надежду на лучшее будущее.
Почти в то же время грузинский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе, также получивший блестящее европейское образование, предложил свое понимание субъекта, оставшееся скрытым почти полвека в тайниках грузинских (не переведенных на русский язык) изданий.
Рукопись С. Л. Рубинштейна удалось издать лишь через тринадцать лет после его смерти — в 1973 г. И в том же году его ученица вышла на защиту докторской диссертации по проблеме субъекта и опубликовала книгу, в заглавии которой было это запретное слово. В этот же период вышли в свет книги молодых талантливых философов О. Г. Дробницкого, который показал роль этой категории в этике, и В. А. Лекторского, раскрывшего ее гносеологическое значение.
Советская идеология, а вслед за ней и философия, долгие годы накладывали табу на субъекта, даже там, где речь шла о Деятельности. Знаменитое ленинской учение о материи не предполагало человека, а познание, деятельность, психика рассматривались как самостоятельные абстракции, «бесчеловечные» сущности. Даже в психологии деятельность вытеснила своего субъекта и осуществила сама себя через никому не принадлежащую цель, мотив и результат. Постепенно она превратилась в способ объяснения и личности, и психики, и сознания.
Лишь в шестидесятых годах в период «оттепели* появилось первое упоминание субъекта, но скорее лишь для обозначения того лица, которому принадлежит деятельность, общение, познание, или для дифференциации этих разных его качеств (Б. Г. Ананьев). Только в семидесятых годах началось раскрытие его не обозначительно-указателъного, а
58 К А Абулъханова
проблемного значения в труде Рубинштейна и плеяды молодых философов.
С. Л. Рубинштейн разработал философскую концепцию человека как субъекта, интегрируя классические и современные философские взгляды, он предложил новый вариант онтологии я философской антропологии. Он осмелился показать, что молодой Маркс в своих «Ранних рукописях», которые, также как вся философская антропология были под запретом официальной советской философии, разрабатывал проблему человека, а не только «производительных сил». В обществе, где уничтожались не только понятия личности и человека, но и уничтожались физически, социально, духовно и сами люди, актуализация философских категорий человека и субъекта были мировоззренческим и личностным протестом против теории и практики тоталитаризма. Классическое понимание субъекта как имманентной активности Рубинштейн дополнил определениями его самодетерминации, саморазвития, самосовершенствования, что явилось для российского сознания альтернативой сведения человека, личности к объекту манипулирования и подчинения. Она — эта актуализация — по своему мировоззренческому смыслу была подобна появлению философии эк-зистенционализма, актуализировавшей факт существования человека в момент, когда человечество было подведено к грани его уничтожения фашизмом и стала очевидна не только сущность человека, но и само существование, бытие.
Возрождение категории субъекта на российской почве выразило неистребимое стремление русского самосознания к идеалу, проявившееся с особой силой именно тогда, когда реальность пришла с ним в полное противоречие. Как быть и остаться человеком в бесчеловечных условиях — таков пафос рубинштейновской антропологии и идеи субъекта.
Сегодня, в конце девяностых годов, когда понятие субъекта получило широкое распространение и служит как для обозначения субъектов Федерации, так и для раскрытия активной роли испытуемого в психологическом эксперименте, его универсальность, очевидность и даже известная обыденность побуждают нас к тому, чтобы не только напомнить его «героическую» биографию, но и задаться вопросом, какую же роль оно играет в современном российском мировоззрении и тяжком социальном положении.
Основное изменение, на наш взгляд, заключается в том, что, сохраняя и свой прежний смысл как идеала, оставаясь симво-
Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта _________59_
лом русского идеализма — неистребимого стремления к совершенству и веры в лучшее, эта идея перестала быть только философской категорией и превратилась в совокупность проблем.
Первая заключается в необходимости ответа на вопрос, насколько понятие, относящееся и к обществу в целом, и к группе (и как было сказано, даже к субъекту федерации), может относиться к личности и какое качество личности оно обозначает. Вторая: обозначается ли с помощью понятия субъекта высшее и в этом смысле наиболее совершенное качество человека, личности, группы, как это подразумевалось российским самосознанием в его стремлении к идеалу, относится ли понятие субъекта к идеальному, желательному, в этом смысле совершенному качеству человека, личности, или оно может вскрывать его реальное состояние. Иными словами, проблема субъекта — это проблема мировоззренческая, духовная и в этом смысле идеальная или одновременно реальная, жизненная? Третья проблема: противоречие между абстрактным идеальным, идущим от философии представлением о субъекте как высшем уровне развития, источнике активности, творчества, самосовершенствования и тем конкретным, которое использовалось для обозначения различий субъекта труда от субъекта психической деятельности, а последнего — от субъекта моральных отношений и т. д.
Мы ограничимся здесь обсуждением лишь некоторых из перечисленных проблем. Итак, понятие субъекта из способа обозначения лица, качества и даже идеала становится проблемой или проблемным, когда в основу определения субъекта кладется наличие противоречия — между субъектом и объектом, личностью и действительностью, между одним и другим человеком. На первый взгляд это не соответствует представлениям о субъекте как об идеале, совершенстве, высшем уровне развития и активности человека, присущему русскому самосознанию. Но на самом деле, особенно если говорить о личности как субъекте, такое противоречие существует и даже выступает в виде множества других — более конкретных, разного Уровня, разной степени сложности и глубины. Личность становится субъектом, лишь решая эти противоречия и через найденные ею способы решения достигает большего или меньшего, более временного или постоянного соответствия с действительностью, ее условиями и структурами. Субъект не потому сУбъект, что он уже есть совершенство, а потому, что он через Разрешение противоречий постоянно стремится к совершенству,
60 К. А. Абульханова
и в этом состоит его человеческая специфика и постоянно возобновляющаяся жизненная задача.
Исходя из такого определения субъекта не как идеала, а лишь постоянного движения к нему личности путем разрешения противоречий, можно понять, что оно раскрывает соотношение реальности и идеала, реальных и оптимальных моделей, позволяет увидеть пространство между наличным, данным и желательным. И в силу этого обстоятельства понятие субъекта может быть распространено на личность, причем не только как на теоретический конструкт психологии, но и на личность реальную и конкретную. В своем стремлении к утопическому идеалу советская философия наделила личность советского человека чертами гармоничности, всесторонней развитости, нравственности. А психология, невольно или вынужденно заимствовав этот идеал, исключила из своей исследовательской и практической сферы л:ичность реальных, столь далеких от этого идеала людей — девиантов, алкоголиков, умственно отсталых. Только одному из советских психологов удалось более или менее приблизить свою теорию личности к реально существующему многообразию личностей не только активных, но и пассивных, имеющих не только положительное отношение к действительности, но и критическое, негативное. Это был В. Н. Мясищев, который, будучи психиатром по профессии, как психолог создал теоретический портрет личности, вобравший в себя черты реальной сложности и противоречивости разных людей.