Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификация методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по след.основаниям:
- по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
- по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
- тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
- по психической активности испытуемых;
- интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
- экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
- проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы);
- исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-ибо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
|
|
2. Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П. Захарову.
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по след.основаниям:
-по качеству:
ü стандартизированные;
ü нестандартизированные;
- по назначению:
ü общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
ü тесты проф.пригодности;
ü тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
ü тесты достижений;
ü по материалу, которым оперирует испытуемый;
ü бланковые;
ü предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
ü аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
ü по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
ü по форме ответа: устные и письменные;
ü по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты; в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
ü по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы(батареи):
- по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
|
|
- по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
- по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификация психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики по разным основаниям:
- По характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема
- Стандартизированные самоотчеты
- Тесты0опросники, открытые опросники
- Шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация
- Индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток
- Проективные техники
- Диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры).
По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные (минимальная вовлеченность психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата) и диалогические (большая степень вовлеченности).