Путь учеников к сияющему Порталу невероятно длителен и тяжёл, и порой требуется множество жизней, прежде чем они всерьёз начинают постигать суть дела. Личность ученика многогранна, количество её сторон неимоверно велико, и все их необходимо осветить, исследовать и понять, поэтому неудивительно, что, пока личность не обуздана, пока она изо всех сил противится этому процессу и из кожи вон лезет, пытаясь сохранить все свои блокировки и старые механизмы, процесс развития будет осуществляться очень и очень медленно.
Почему-то ученикам сложнее всего понять и осознать самое, казалось бы, простое: что нельзя просто так взять и повернуться лицом к Свету, а всё давнее и тёмное оставить позади себя. Да, сегодня вся их сущность тянется к Свету, ибо тьмой они уже сыты по горло и потому горят желанием как можно скорее от неё избавиться. Однако, натолкнувшись на исступлённое сопротивление личности, многие пытаются тут же оттеснить всё тёмное в глубь своего подсознания, дабы самим свободно и без помех отдаваться всему прекрасному, возвышенному и духовному. Так может проходить жизнь за жизнью, а ученик будет по-прежнему пребывать в неведении относительно того, что он, по сути, так и не сдвинулся с мёртвой точки и всё так же топчется на одном и том же месте. Хотя за это время он успевает накопить огромное знание и прекрасно ориентируется в море сложных терминов и понятий, от всего этого ему мало пользы, раз это его знание не меняет существенным образом его привычек и поведения и не оказывает заметного воздействия на его повседневный уклад и образ жизни.
|
|
Сам себя ученик считает необыкновенно духовным человеком, но истинная суть дела та, что это его новоприобретённое знание существенно изменило лишь некоторые базисные аспекты его стержневого мировосприятия, и хотя в кругу своих духовных единомышленников он старается в большом и малом оправдать их ожидания и казаться именно таким, каким они его ожидают увидеть, в действительности его повседневная жизнь какими-то особыми изменениями не отмечена. В сущности, вся эта фаза являет собой одну большую иллюзию или наваждение. Ученику ещё невдомёк, что всякое развитие осуществляется постепенно и поэтапно: сначала в нём накапливается больший объём Света, который даёт толчок его духовному развитию, а уж затем следует второй этап, смысл которого в том, чтобы задействовать всю мощь своего Света на переделку тех или иных тёмных сторон личности, наследия его давнего мрачного прошлого.
Если вся эта тьма отторгнута и томится в недрах подсознания ученика, её переделка будет невероятно трудной и тяжёлой, и развитие ученика может на какое-то время приостановиться. Хотя Света в его распоряжении теперь гораздо больше, он, однако, ещё не в состоянии вместить его весь, во всяком случае, до тех пор, пока не задействует весь его на переработку своих тёмных сторон. Поэтому с духовным ростом приходится временно подождать до тех пор, когда он осознает, что должен взяться именно за то, против чего упрямится и гневно восстаёт вся его личность. Часто это сопротивление затягивается на несколько жизней, но это типично для тех случаев, когда душевный контакт совершенно слаб, ничтожен и плохо выражен. И только после того, как он наберёт силу и станет более ярко проявленным и заметным, в ученике наконец просыпается и заявляет о себе желание раз и навсегда разделаться со старыми, негативными механизмами своей личности.
|
|
На этой стадии ученик ещё очень и очень смутно представляет себе, сколь колоссально количество сброшенных им в подсознание проблемных узлов и блокировок, не говоря уже о всех его негативных мысленно-чувственных суррогатах. Да, он признаёт, что не лишён ошибок и изъянов и их довольно-таки много, но чтобы их было столько, сколько их фактически есть, — это для него полная неожиданность, буквально повергающая его в шок. Но прежде чем он осознаёт это по-настоящему и всерьёз, проходит довольно много времени, ибо ему приходится много и усердно работать над этой столь актуальной для него проблемной задачей, и всякий раз, когда очередной этап самопреодоления остаётся позади, он с облегчением думает: "Ну вот, слава Богу, наконец-то всё позади и больше ничего не осталось". И — ошибается. Всегда что-то да остаётся, и остаётся очень много.
В этот важный момент подлинным счастьем для ученика оказываются стабильные, налаженные отношения с партнёршей, ибо при парных отношениях у него нет ни времени, ни возможности убаюкивать себя мыслью о том, что он, дескать, сделал всё, что должен был сделать. Если он теряет бдительность, женщина-партнёр тут же напоминает ему о том, что ещё многое не сделано и что здесь и здесь ему ещё многого не хватает. И его реакция наглядно показывает, по-прежнему ли он стабильно настроен на позитивное восприятие критики как внешнего стимулирующего фактора, координирующего его развитие в нужном направлении.
К этому времени он, как правило, уже вполне ясно понимает и сознаёт, что всякий раз, когда он завершает переделку одной из негативных сторон своей личности, т.е. познаёт, перекраивает и перепрограммирует её на новый, позитивный лад, объём Света внутри него ширится и растёт, а духовное понимание оттачивается и углубляется. Этот расширившийся объём Света он теперь должен вновь пустить в дело, высветив и прояснив с его помощью тот новый цикл испытаний, который уже на подходе.
Когда же при активном содействии и с помощью души он преодолевает и это испытание, на что часто уходит очень много времени, Свет внутри него вновь вырастает в объёме. Данный фактор (то, что он может оценивать степень своей продвинутости и духовного прогресса по объёму содержания в нём внутреннего Света) служит для ученика не только источником великой радости, но и благотворным стимулом для продолжения процесса саморазвития.
Но сам процесс обретения истинного понимания значения Света и тьмы даётся каждому ученику с превеликим трудом. Он считает, что прекрасно всё понимает: тьма — это наследие прошлого, а Свет принадлежит настоящему и, в особенности, будущему. К сожалению, ему при этом недостаёт понимания того, что Свет всегда при нём, стоит лишь протянуть руку, и что он постоянно ответственен за то, чтобы непрерывно и неустанно наполнять себя этим Светом, дабы смочь его использовать в борьбе против тьмы, которая не осталась где-то в прошлом, а окружает его здесь и сейчас и для преодоления которой нужна именно преобразующая, живительная сила Света.
|
|
Чаще всего Свет является целью и сам по себе. Ученик страстно стремится к Свету, жаждет Света, только Света и ничего больше.
С другой стороны, его личность продолжает жить своей жизнью, как и жила. Фактически, в нём уживаются два человека: один — светлый, с которым он постоянно себя ассоциирует, другой — тёмный, который, однако, настолько привычен и так примелькался, что давно уже не привлекает к себе никакого внимания. Привычки делают нас слепцами. Подумайте над этим.
Ведь мы давно уже перестали обращать внимание на негативные проявления своей мысленно-чувственной жизни, и эта слепота давно стала нашей скрытой, исподволь действующей установкой.
Поэтому поразмыслите над тем, какой высокой бдительностью должен и обязан обладать каждый ученик, чтобы быть в состоянии это заметить, и не просто заметить, но осмыслить и осознать, сколь пагубно может сказаться на всём нашем развитии то, что мы имеем при себе и постоянно живём с такой привычкой и установкой.
Когда ученик уясняет для себя, что для очищения и облагораживания собственной личности ему нужно задействовать весь свой внутренний запас Света, он часто впадает в сомнение и колеблется, ибо не знает, с чего начать и как взяться за дело. До сих пор эта двойственная жизнь не доставляла ему никаких хлопот, и всё шло как по маслу: он ассоциировал себя со светлой стороной, и почти не замечал другой, тёмной, почти полностью передоверив её самой себе. Поэтому начать ему нужно именно с наблюдения над самим собой, дабы выяснить, каково фактическое положение дел. Только после того, как он действительно уяснит, что он одновременно являет собой и Свет, и тьму, следующим его шагом будет захотеть, чтобы Свет в нём одолел тьму. Но не так, чтобы всё тёмное продолжало бы и дальше питать и навязывать ему свои собственные бессознательные шаблоны, а так, чтобы Свет озарил и просветил эту тьму, и он бы наконец понял, для чего нужна ему эта тьма и как можно бдительно присматривать за ней до тех пор, пока она не прекратит привычно потакать всем своим старым механизмам, позволяя им безраздельно распоряжаться его личностной жизнью.
|
|
Как только он достигнет этой важнейшей ступени самопознания, он должен будет всецело и полностью идентифицировать себя со Светом не только теоретически, но и практически; и если он отныне будет постоянно освещать им собственную тьму, он вскоре заметит, как под напором Света она медленно отступает, как отступает перед Светом любая тьма. Так всегда было, есть и будет. В любом месте и в любое время. И если Свет отныне будет лучиться и сиять во тьме постоянно, то все его неблаговидные качества: гордость, эгоизм, тщеславие, комплекс неполноценности, да и другие не менее унизительные стороны его личности — медленно сойдут на нет и отомрут, разумеется, при условии, что он будет неизменно бдительным и не даст им совлечь себя со стези Света и возобладать над собой.
Только теперь, можно сказать, он до конца понимает, что именно эти негативные чувства и мысли периодически управляли и манипулировали им таким образом, что Свет на какое-то время совершенно исчезал. И хотя идентификация со Светом была вполне разумным и правильным выбором, но, не понимая того, что он в то же время был и тьмой, он не брал на себя ответственности за это, ибо не понимал, что его внутренний Свет должен всегда сиять в его же собственной тьме.