Основные умения учащихся по литературе. 5 – 9 кл

Ученик 5-го класса должен уметь:

· выявлять основную нравственную проблематику произведения;

· определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

· прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;

· воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

· различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

· пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

· выразительно читать описательный, повествовательный тексты, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

· подготовить (устно и письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;

· устно словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

· аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

· видеть общность и различия писателей в пределах близкой ситуации;

· написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

· сочинять небольшие произведения фольклорного жанра;

· создавать сочинения-миниатюры по картине,

· сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос.

Основные умения учеников 6-го класса:

· выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

· сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

· перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

· видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

· определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

· сопоставить эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению);

· определять композицию и конфликт эпического произведения;

· определять размер стиха;

· определять разницу между юмором и сатирой и находить способы выражения комического,

· построить устный и дать письменный развернутый ответ на поставленный вопрос;

· написать сочинение на заданную тему.

Ученик 7-го класса должен уметь:

· видеть своеобразие нравственного идеала писателя в произведениях литературы разных эпох;

· различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

· передать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

· видеть в художественном тексте авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;

· выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в эпосе, лирике и драме;

· сопоставить текст произведения и иллюстрации художников к нему;

· составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе;

· самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос;

· написать сочинение на заданную тему.

Ученик 8-го класса должен уметь:

· видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

· обнаружить связь между героем литературного произведения и эпохой;

· комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

· различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

· сопоставить героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

· осмыслять художественную деталь, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

· сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

· сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

· написать отзыв о произведении отечественной и зарубежной литературы;

· редактировать свои сочинения и сочинения своих товарищей;

· написать сочинение на заданную тему.

Ученик 9-го класса должен уметь:

· устанавливать связи между эстетической и нравственной позициями писателя и литературным родом и жанром произведения;

· определять традиционные темы, мотивы, образы в литературном произведении;

· выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;

· сопоставлять и интерпретировать приемы выразительности тематически близких произведений разных стилей, жанров и эпох;

· овладеть творческими приемами работы с художественным произведением: устным словесным рисованием, составлением киносценария, инсценированием и драматизацией;

· выделять смысловые и эстетические различия литературного произведения и его интерпретации в театре, кино, музыке, изобразительном искусстве;

· писать сочинения-эссе на этико-философские темы по проблематике изучаемых произведений;

· писать сочинения на историко-литературные темы;

· написать рецензию на спектакль, фильм;

· составить конспект литературоведческой или критической статьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: