Ученик 5-го класса должен уметь:
· выявлять основную нравственную проблематику произведения;
· определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
· прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;
· воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
· различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
· пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
· выразительно читать описательный, повествовательный тексты, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
· подготовить (устно и письменно) краткий, выборочный и подробный пересказы;
· устно словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
· аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
|
|
· видеть общность и различия писателей в пределах близкой ситуации;
· написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
· сочинять небольшие произведения фольклорного жанра;
· создавать сочинения-миниатюры по картине,
· сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос.
Основные умения учеников 6-го класса:
· выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
· сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
· перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
· видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
· определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
· сопоставить эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению);
· определять композицию и конфликт эпического произведения;
· определять размер стиха;
· определять разницу между юмором и сатирой и находить способы выражения комического,
· построить устный и дать письменный развернутый ответ на поставленный вопрос;
· написать сочинение на заданную тему.
Ученик 7-го класса должен уметь:
· видеть своеобразие нравственного идеала писателя в произведениях литературы разных эпох;
· различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
|
|
· передать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
· видеть в художественном тексте авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;
· выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в эпосе, лирике и драме;
· сопоставить текст произведения и иллюстрации художников к нему;
· составить письменный план устного сообщения или сочинения по литературе;
· самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос;
· написать сочинение на заданную тему.
Ученик 8-го класса должен уметь:
· видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
· обнаружить связь между героем литературного произведения и эпохой;
· комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
· различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
· сопоставить героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
· осмыслять художественную деталь, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
· сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
· сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
· написать отзыв о произведении отечественной и зарубежной литературы;
· редактировать свои сочинения и сочинения своих товарищей;
· написать сочинение на заданную тему.
Ученик 9-го класса должен уметь:
· устанавливать связи между эстетической и нравственной позициями писателя и литературным родом и жанром произведения;
· определять традиционные темы, мотивы, образы в литературном произведении;
· выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;
· сопоставлять и интерпретировать приемы выразительности тематически близких произведений разных стилей, жанров и эпох;
· овладеть творческими приемами работы с художественным произведением: устным словесным рисованием, составлением киносценария, инсценированием и драматизацией;
· выделять смысловые и эстетические различия литературного произведения и его интерпретации в театре, кино, музыке, изобразительном искусстве;
· писать сочинения-эссе на этико-философские темы по проблематике изучаемых произведений;
· писать сочинения на историко-литературные темы;
· написать рецензию на спектакль, фильм;
· составить конспект литературоведческой или критической статьи.