Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Как система он состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Инновации – это процесс постоянного обновления в различных областях производства. Инновацией называют любые разработки в технических и технологических сферах, стимулирующие производственную деятельность обновления.
Предпосылки для возникновения инноваций активизируются потребителями, новыми научными открытиями или потребностями фирмы. Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.
Нововведение характеризуют следующие аспекты:
|
|
- нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы;
- нововведение считается новшество, реализованное на практике;
- нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность;
- нововведения связаны с рисками.
По типу нововведения классифицируются:
- продуктовые - новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления;
- технологические - новые технологии производства выпускаемой или новой продукции;
- организационно-управленческие – новые методы организации работ и управления производством.
По инновационному потенциалу нововведения делятся:
- радикальные - принципиально новые изделия, технология методы организации и управления;
- комбинаторные - использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов;
- модифицирующие – улучшения, дополнения исходных конструкций, форм, принципов.
По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:
- внутриорганизационные;
- межорганизационные.
По источнику возникновения нововведения классифицируются:
- нововведения, вызванные развитием науки и техники;
- нововведения, вызванные потребностями рынка;
- нововведения, вызванные потребностями производства.
По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся на инвестиционные и потребительские.