Начнём с «закрытого» звука, используя сонорные согласные М,Н,Л,Р. После нахождения «середины» - центра голоса, самого удобного тона (работа индивидуальная для каждого студента) -рекомендуется заняться развитием резонаторов и добиться точного, осознанного, многократного попадания в зоны резонирования и устойчивого умения повторить найденный звук.
Упражнение на определение центра голоса:
1 этап - «сбросить» корпус вниз, проверить свободу рук, шеи, «тяжёлая» голова тянет корпус вниз, тело покачивается, а учащийся проверяет свободу всех необходимых мышц.
2 этап - неоднократно направить звук в зоны резонирования (грудная клетка, зубы, гайморовы полости, лоб, темя).
3 этап - «выстроить» позвоночник, проверить осанку и свободу мышц и позвучать на звуке «У».
Повторить упражнение несколько раз. Устойчивый тон звучания и будет индивидуальным голосовым центром.
Стр. 55
В упражнениях с «закрытым» звуком важно следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы нёбо было приподнято (создание внутренней акустики) и звук собирался у губ (подготовка к выводу и посылу звука). Проверяйте свободу мышц студентов, так как излишнее напряжение может помешать точному звучанию.
Открытый» звук. «Вывод» звука
В упражнении на развитие резонаторов звук сдерживается губами и остаётся внутри человека, а при «выводе» голоса сначала необходимо определить направление звука, адрес — точка, в которую будет направлен звук, и лишь после этого выпустить его наружу. При выполнении упражнений на голосовой посыл важно понимать, что звук рождается внутри человека. Для того, чтобы добиться правильного звучания, необходимо вначале увидеть объект, на который будет направлен звук, за воображаемую нить притянуть его к себе, создать и ощутить внутри себя напряжение опорных мышц, и только после этого направить звук к увиденной цели. В таком случае, голос насытится силами всего человеческого существа и будет звучать в полной мере. Проделывая все упражнения на развитие голоса, необходимо помнить об этом воображаемом «звуковом эллипсе». Тело скорее отклоняется назад, нежели наклоняется вперёд. Все эти условия помогут голосу стать устойчивым и убедительным.
Можно предложить студентам постепенно пробовать открытое звучание, используя при этом уже знакомые таблицы гласных звуков. Сначала напевно, потом речево идти от своего голосового центра вниз и вверх по звукоряду, контролируя опору, дыхание, нащупывая и проверяя диапазон звучания.
Стр.56
Пробный текст