Существование политической власти спасает человечество от уничтожения (августин, Лютер)

Если Протагор рассматривает создание города как появление института, обес­печивающего выживание человечества, для которого он является условием воз-•можности существования общества, то христианская традиция, если не считать тех ее носителей, которые испытывали на себе влияние Аристотеля, видит в го­роде средоточие зла. Самый первый миф об этом — это миф о Каине, который, будучи основателем города, убивает своего брата, пастуха Авеля. Эта драма по­казывает природную склонность человека к насилию; подобную драму Авгус­тин усматривает в основании Рима и убийстве Рема Ромулом. Libido dominandi (что можно перевести как воля к власти) заложено в сердце человека-граждани­на, изгнанного из града Божия, где мирно царствует взаимная любовь.

В этой перспективе, если признается необходимость отказаться от проекта немедленного создания на земле града Божия — а Лютер считает, что фанатизму свойствеТша именно эта идея, — нужно осмысливать град земной, политичес­кие связи, государство в логике наименьшего зла. По мнению немецкого рефор­матора, зло настолько владеет людьми, что они могут продолжать истреблять друг друга вплоть до полного исчезновения человечества, и помешать этому мо­жет только политическое принуждение. Существование политической власти, монополизирующей насилие (так определяет государство на современном язы­ке Макс Вебер), соответствует естественному праву всех людей, имеющему уни-§ерсальную значимость и для христиан, и для турок. Поэтому мятежники, вос­стающие против государственной власти, т. е. не преступники, а те, кто хочет уничтожить государство как таковое (и тем самым оградить преступников от наказания), представляют собой самую большую опасность. Их истребление за­конно и необходимо. При этом Лютер считает, что долг правителей состоит в том, чтобы уничтожать банды фанатичных грабителей-иконоборцев, которые, если дать им свободу действий, разрушили бы государство и тем самым уничто­жили бы само человечество.

Человек — политическое животное

Итак, Лютер вслед за Августином связывает необходимость государства (или гражданского общества) с общим положением человека, обреченного на зло вследствие грехопадения. Тем самым политическая власть наделяется сверхле­гитимностью. Даже плохой политический режим предпочтительнее отсутствия политического режима. Августин Блаженный полагает, что, если Август лучше Нерона, то Нерон предпочтительнее отсутствия политической власти: несмотря на то, что его libido dominandi приводит к крайней жестокости, он может тем не менее обеспечить относительный мир — земной, но реальный (см. с. 287). Ана­логичный подход свойственен Лютеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: