Политические структуры как порождение военного дела (на примере Древней Греции)

Следуя гипотезе целостного структурирования общества на основе способа разрушения и учитывая допущенные при этом многочисленные упрощения, ло­гично утверждать, что история греческого полиса является отражением измене­ний в военном деле. Способ разрушения характеризуется определенным типом вооружений и возможностью их присвоения той или иной социальной группой

См.: Weber M. Economic et societe. Chap. XVI, V.

ЧАСТЬ III. Артикуляции политики

(экономическая собственность на оружие и умение им пользоваться не одно и то же). Конечно, о правомерности применения выражения «способ разрушения» можно спорить, поскольку войны ведутся также и ради приобретения богатства. Война — от грабительских набегов до колониальных завоеваний — нередко яв­ляется для государства средством увеличения экономической мощи, а для эли­ты общества — средством умножения богатства, как мы это видели на примере Афин. Но производство, даже если порой оно служит целью или функцией вой­ны, не является ее определяющей чертой: война направлена на уничтожение врага или на его подчинение под угрозой уничтожения. Ружье, используемое в граби­тельской войне, позволяет захватить добычу, но оно тем не менее не тождест­венно охотничьему оружию. Лук воина лишь по форме сродни луку охотника.

Предположим, что владение определенными типами средств разрушения пред­полагает определенные политические отношения. Если, по словам Маркса, эпоха водяной мельницы была эпохой сюзеренов и вассалов, а эпоха паровой машины — эпохой капиталистов и пролетариев, то мы вправе заключить, что лошади и всад­нику соответствует аристократия, луку и стреле — пехотинец и демократия, а атом­ному оружию — личная власть, президентская или авторитарная. Если политичес­кая организация ставит солдат в привилегированное положение в силу той полити­ческой роли, которой она их наделяет, допустимо предположить, что изменения в способе разрушения повлекут за собой преобразования в структурах власти. Имен­но это, по мнению Вебера, и происходит в греческом полисе. Он считает, что между древнегреческими полисами и итальянскими городами эпохи Возрождения имеет­ся существенное различие: в первых гражданство определяется военными интере­сами, во вторых — корпоративной принадлежностью. Такой специфический статус афинского гражданина объясняется отведенной войне ролью, и, в порядке обрат­ной связи — рискнем назвать ее диалектической, — место гражданина в жизни по­лиса, судя по всему, во многом определяется ролью войны в хозяйственной дея­тельности.

Проследим историю Древней Греции по вехам «гоплитской революции», ко­торая, как представляется, положила конец аристократической системе. Это нетрудно сделать на основе упрощенной схемы, в которой тип способа разруше­ния (тип средств разрушения и формы присвоения) соотносится с политичес­кой системой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: