В своем анализе сегментарности у населения марокканского Высокого Атласа Геллнер показывает, как и другие авторы, исследовавшие подобные системы; например Бурдье у кабилов или Берк еще в одном районе Атласа, что там не существует специализированных политических институтов. Племена организованы по принципу патрилинейного, патрилокального родства, где земли и права на пастбища передаются по мужской линии. Но анализ племени не может замыкаться на нем самом; его единство опирается на стремление к независимости по отношению к центральной власти. Сегментарность выступает как сред-
ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация
ство сохранять свою обособленность. Сегментарность общества определяется не только четко проявляемой враждебностью к институтам власти, но и ко всему, что с нею связано, утверждает Геллнер. Она является следствием раскола; разделяйтесь, чтобы не быть управляемыми, — таково здесь, по-видимому, социальное правило.
Каждый человек должен занимать совершенно определенное место в племенном целом, чтобы избежать столкновения статусов и ролей, свойственного обществам, способствующим концентрации власти.