Статья 109 (1) Постановление от 11 ноября 1999 года № 15-П по делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

(1) Постановление от 11 ноября 1999 года № 15-П по делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 47. Ст. 5787)

Правовые категории в Постановлении: момент прекращения полномочий Государственной Думы в случае ее роспуска Президентом РФ; статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа; случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом РФ; согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Заявитель: Государственная Дума (в порядке части 5 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: толкование положений статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции РФ, касающихся роспуска Президентом РФ Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Позиция заявителя: Государственная Дума после роспуска Президентом РФ продолжает осуществлять свои полномочия до момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

Итоговый вывод решения: роспуск Государственной Думы Президентом РФ означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты; при этом исключается осуществление указанных полномочий другими органами государственной власти.

Мотивы решения. Федеральное Собрание определяется в Конституции РФ как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента РФ возлагается обязанность назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума во всяком случае собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Момент прекращения полномочий распускаемой Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должен быть осуществлен в указанные в Конституции сроки.

Статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется невозможностью роспуска Совета Федерации, а также запретами на роспуск Государственной Думы в установленных Конституцией РФ случаях.

Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палаты иные полномочия.

Эти последствия соответствуют цели роспуска Государственной Думы и обусловлены тем, что приведший к нему конфликт подлежит разрешению путем избрания нового состава Государственной Думы на основе свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа. Акты, принятые Государственной Думой после решения о ее роспуске и назначении новых выборов, не имеют легитимного характера. Этим конституционные последствия предусмотренного статьей 109 Конституции РФ роспуска Государственной Думы отличаются от последствий, наступающих в связи с истечением срока полномочий Государственной Думы, которые не прекращаются вплоть до начала работы Государственной Думы нового созыва.

Никакие органы государственной власти не вправе осуществлять, а тем более присваивать не принадлежащие им конституционные полномочия. В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом РФ, ни другой палатой Федерального Собрания - Советом Федерации.

Превентивное значение названных конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента РФ и Государственную Думу от необоснованных конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти.

Вопросы выявления конституционно-правового смысла статьи 109 Конституции РФ также затрагивались Конституционным Судом РФ в Постановлении от 11 декабря 1998 года № 28-П.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: