Вопросы для обсуждения:
1. Литературный труд писателя. Мотивация литературного труда.
2. Форма и содержание художественного произведения. Сверхзадача произведения.
3. Конфликт как основа сюжета.
4. Жизненный материал и художественный сюжет. Принципы построения сюжета. Технологии сюжетов. Пошаговый план сюжета.
5. Приемы композиции
6. Темп (динамика) повествования и жанр. Особенности жанра "экшн".
7. Восемь инструментов создания персонажа. Приемы создания персонажа. Разработка биографий и речи.
8. Прием «неработающей» детали. Деталь и выражение авторской позиции.
9. Залог успеха литературного произведения. Писательские и издательские стратегии. Технологии книжного маркетинга.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Анализ исследований по проблеме структуры литературного произведения.
2. Анализ видеолекций В. Крапивина № 4, 5, 7.
Занятие 5
Тема 5. Особенности художественной прозы
Вопросы для обсуждения:
1. Эпика, «событие» и «судьба», художественный мир эпоса.
2. Тематические жанры.3. Классические жанровые каноны. Современные трансформации жанров. Авторские жанры. 4. Технологии создания произведений разных прозаических жанров. Формы выражения авторского сознания в прозе. 5. Точки зрения в эпическом произведении. Особенности взаимодействия автора и героев.Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Анализ исследований по проблеме эпос как литературный род.
2. Доклад.
3. Конспект монографического исследования.
4. Анализ композиции в текстах, предложенных преподавателем.
5. Создание собственного прозаического текста студентом.
Занятие 6
Тема 6. Специфика стихосложения
Вопросы для обсуждения:
1. Лирика как литературный род.
2. Формы выражения авторского сознания в лирике. Автор и его присутствие в произведении.
3. Тематические группы и жанры лирики.
4. Системы стихосложения. Принципы стихосложения.
5. Понятие о ритме. Цезура. Стихотворные размеры. Понятие стопы.
6. Рифма.
7. Ассонанс. Разновидности ассонанса. Инструментовка.
Задания для выполнения на семинарском занятии:
1. Анализ исследований по проблеме лирики как литературного рода.
2. Определение размеров, связи жанра и размера, рифм и рифмовок, строфики, выявление ассонанса и инструментовки в предложенных преподавателем текстах.
3. Анализ текста, предложенного преподавателем.
4. Создание собственного лирического текста студентом.
Занятие 7