Социально-психологический тренинг как средство коррекции

В широком смысле слова под социально-психологичес­ким тренингом (СПТ) понимается практика психологичес­кого воздействия, основанная на активных методах Группо­вой работы. При этом подразумевается использование свое­образных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и кор­рекции.

СПТ направлен на овладение определенными социаль­но-психологическими знаниями, развитие коммуникатив­ных способностей персонала, рефлексивных навыков, спо­собности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатыва­ются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается спо­собность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестра­иваться в различных условиях и разных группах.

Тренинг проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реально существующими группами, а также в семьях. Если в первом случае чаще преследуются индивидуальные психокоррекционные цели, то во втором задачи заключаются в улучшении социально-психологического климата в коллективе.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осу­ществляемого в процессе интенсивного группового взаимо­действия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обу­чаемого дополняется принципом рефлексии над собствен­ным поведением и поведением других участников группы; Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия в виде возможности получить обратную связь на поведение каждого участника от тренера, членов группы, просмотра видеоматериалов.

Общая цель СПТ - повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми и его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специ­альных навыков, например, умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например, коррекция формирования развития установок, необходи­мых для успешного общения, развития способности адек­ватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Основные задачи, решаемые в ходе социально-психоло­гического тренинга, можно разделить на пять групп:

1.Приобретение психологических знаний, взглядов раз­личных психологических школ на личность человека, про­цесс взаимодействия людей, движущие пружины этого вза­имодействия, приемы эффективного общения.

2.Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д., обогащение техники и тактики общения.

3.Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искрен­ность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.

4.Адекватное восприятие себя и других в ситуациях об­щения.

5.Развитие и коррекция личности, ее глубинных образо­ваний, решение личностных экзистенциальных проблем.

СПТ проводится в группах по 8—12 человек под руко­водством психолога, прошедшего специальную подготовку.

Обычный цикл занятий рассчитан на 30—50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости 1ФГ характера решаемых задач.

Результативность СПТ В решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: активность на занятиях, принцип открытой обрат­ной связи, принцип «здесь и теперь», доверительность в общении.

Занятие методом социально-психологического тренинга включает четыре этапа:

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервью­ирования для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развиваю­щих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение ито­гов занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: