В теории общения социальное поведение человека рассматривается как обмен активностью взаимодействующих индивидов, а нормой социального взаимодействия – соблюдение принципа дистрибутивной справедливости, согласно которому отношения тогда воспринимаются и оцениваются как справедливые, когда вознаграждения (в любой форме) участников (партнеров) прямо пропорциональны их затратам (вкладу в общее дело).
Непропорциональность вклада ==> взаимодействие несправедливое ==>
- Участники общения испытывают неудовлетворенность, переживают стрессовое состояние ==> рождение потребности в восстановлении справедливости или отказа от взаимодействия.
- Жертвы стремятся:
· изменить свои вклады;
· заставить других снизить свои выигрыши.
- Чаще прибегает к психологическому способу: попытке оправдать заведомо несправедливое отношение и убедить себя в справедливости.
- Уйти из поля взаимодействия, никаких дружеских контактов.
Тот человек, чьи “выигрыши” непропорционально велики тоже может стремиться к восстановлению справедливости из-за боязни возмездия ==> страха потерять свое лицо и пытается
|
|
- снизить свои выигрыши;
- прибегнуть к психологическим способам;
- унижение «жертвы» или отказ от ответственности;
- оправдание несправедливых отношений.
Принцип дистрибутивной справедливости работает во всех сферах отношений.
Основные типы взаимодействия (4 “К”)
Предполагает согласование целей и насколько тесно они (партнеры) взаимодействуют.
- Кооперация (сотрудничество). Четкое согласование цели, достижение цели одним партнером не ущемляет интересов другого.
- Конкуренция (достижение цели одним за счет ущемления интересов других).
- Конфронтация (преследование противоположных целей; не идут на уступки).
- Корпорация (на основе взаимной выгоды: «Ты – мне, я – тебе»).
Характер взаимодействия ведет к определенной тактике общения: сотрудничество, кооперация, поиски компромисса (основного типа сотрудничества), убеждения, разъяснения (способы воздействия).
Конкуренция, конфронтация, корпорация.
Негативные практики: шантаж, манипуляция, угрозы, дезинформация.
Способы психологического воздействия на партнера:
1) психическое заражение;
2) подражание;
3) внушение;
4) убеждение;
5) конформизм;
6) манипуляция.
Заражение (влияние на эмоциональную сферу партнера)
Заражение – это непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому («Я заразился твоим настроением!»).
Специфика заражения: пассивность субъекта и объекта влияния.
Заражение чаще проявляется в неорганизованной группе (толпе), но может возникать и в диаде.
Главное условие заражения – легкость идентификации (мы верующие; мы болельщики на стадионе и т.п.).
Это самый простой способ воздействия, ибо обе стороны пассивны.