Невербальная коммуникация есть во всех тех действиях, которыми мы сопровождаем передачу вербального сообщения. Она включает выражение лица, телодвижения, тон голоса и близость к объекту коммуникации. С помощью невербального поведения мы передаем эмоции и доминирование. Люди очень чувствительны к таким сигналам, несмотря на то, что зачастую не умеют их интерпретировать. Невербальные сигналы могут способствовать попытке наладить коммуникацию или мешать ей. Когда вербальные и невербальные сигналы соответствуют друг другу, они подкрепляют друг друга и делают коммуникацию более четкой. Например, если вы распаковываете подарок, который только что вручил вам друг, и это оказывается именно то, чего вы хотели, ваша улыбка и радость подкрепит вербальное выражение удовольствия. Правда, довольно часто эти два уровня противоречат друг другу. Если вы разворачиваете подарок, но он вам совершенно не нравится, вы все равно выразите благодарность, но ваше невербальное поведение может отражать разочарование. Другой пример несоответствия вербального и невербального сообщения — это человек, который злится, но отрицает это. Никого не обманешь. Когда невербальные сигналы противоречат вербальным, мы верим невербальным. Очень просто обмануть на словах, но нас не учили лгать с помощью нашего тела. В приложении к этой главе мы обсудим, каким образом мы можем распознать ложь по невербальным^сигналам.
Мы рассмотрим три категории невербального поведения, которые оказывают влияние на коммуникацию. Это проксемическое и кинетическое поведение и паралитвистические характеристики. Рассматривая проксемическое поведение, мы изучаем то, каким образом на людей влияет пространственная и дистанционная ориентация. К кинетическому поведению мы относим телодвижения — жесты, перемещения тела, движения глаз, выражение лица и позы. Наиболее полезным в исследовании коммуникации является изучение того, каким образом эти паттерны поведения используются одновременно с речью и как они изменяют значение вербального сообщения. Под паралингвистическими характеристиками мы понимаем физические характеристики речи. Это громкость, высота, тон голоса и скорость речи (Ellis & Fisher, 1994).
Коммуникация в группах |