СССР в 1945–1964 гг

Послевоенные годы начались с победы над фашизмом, с веры, что все самое трудное осталось за порогом невиданной в мировой истории (по масштабам разрушений) войны, и с пафоса восстановления. Страшный итог войны гласил: 1710 разрушенных городов, 70 тысяч уничтоженных дотла сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн га. В целом материальный ущерб, нанесенный нашей стране, был оценен в 679 млрд рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. Страна потеряла, по весьма приблизительным и пока еще дискуссионным оценкам, 27 млн человек убитыми, что составило шестую часть активного населения страны, общая численность которого в 1946 г. (172 млн человек) едва превышала уровень 1939 г.

Завершение Второй мировой войны привело к резкому изменению ситуации в мире. Европа была под контролем союзников, которые в зоне своего контроля поддерживали нужные им правительства (Франция, Италия, Западная Германия, Греция, Испания, Португалия, страны Бенилюкса, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия). При поддержке Советского Союза в странах Восточной Европы к власти пришли коммунистические правительства. Так случилось в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании. На Дальнем Востоке такая же ситуация повторилась в Китае. Германия и Корея были разделены, и там установились коммунистические режимы. Роль СССР на международной арене неизмеримо возросла. Решающий вклад нашей страны в победу узаконил за ней статус сверхдержавы, превратил в одного из признанных лидеров мирового сообщества. Основой могущества Советского Союза стала его военная мощь.

На Западе в качестве сверхдержавы выдвинулись США, которые являлись единственным государством, практически ничего не потерявшим в этой войне.

СССР и США исповедовали разные идеологические принципы: если И. Сталин стремился распространить социализм на весь мир, то Г. Трумэн – американские стандарты. Противоборство бывших союзников на десятилетия определило ход событий в мире. Меж ними началась гонка вооружений и политическое противостояние, получившее название «холодной войны». Западные державы во главе с США в 1949 г. создают военно-политический союз НАТО – Североатлантический блок. Тогда в него вошли США, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия, Португалия. Затем последовательно в 1954 и 1955 г. возникают еще два блока (СЕАТО и СЕНТО). В эти военные группировки было вовлечено еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.

В свою очередь, Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 1955 г. в Варшаве подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Была создана Организация Варшавского Договора (ОВД).

Для координации взаимопомощи странам народной демократии во главе с СССР создается в 1949 г. специальная организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

На состояние международной обстановки большое влияние оказала также «доктрина Трумэна», которая была направлена на расширение влияния США за счет вмешательства во внутренние дела других государств. Главной составной частью стал план государственного секретаря США генерала Маршалла, который предусматривал оказание экономической помощи европейским государствам.

12 июля 1947 г. в Париже состоялась конференция по вопросу обсуждения плана Маршалла. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

Таким образом, послевоенное устройство мира свидетельствовало о коренном изменении в расстановке политических сил на мировой арене. Военно-политическое мышление обусловило не только создание блоковой системы, но и развязывание «холодной войны». Поэтому одной из важнейших задач послевоенного строительства в СССР стала проблема укрепления обороноспособности страны, что тяжким бременем ложилось на плечи советского народа, на разрушенную экономику.

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947 г., при средней зарплате около 500 р. в месяц, стоимость килограмма хлеба составляла 3–4 р., килограмма мяса – 28–32 р., сливочного масла – свыше 60 р., десятка яиц – около 11 р. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать 3 средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании.

Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов, вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн человек в 1945 г. до 2,9 млн в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия (процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции), завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.

Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн человек, в том числе в промышленности – на 2,4 млн человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин – на 60 %.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло увеличением перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны. Основной упор в нем делался на восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. К 1948 г. планировалось восстановить довоенный уровень промышленности, а в 1950 г. превзойти его в 1,5 раза.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946–1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий (для сравнения: в 1928–1941 гг. было введено в строй 9 тыс. предприятий). Объем промышленного производства в 1950 г., по официальным данным, превысил довоенный уровень на 73 %.

Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными способностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн советских заключенных и около 2 млн немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

В то же время, сельское хозяйство так и не достигло довоенного уровня (по пятилетнему плану – должно было его превысить на 27 %). В этом не было ничего удивительного: в 1920–1930-е гг. село являлось «дойной коровой» города(коллективизация сельского хозяйствауничтожила возможность его саморазвития и совершенствования). Война усугубила ситуацию в деревне, но не изменила отношения власти к ней. Напротив, эта ситуация ужесточилась: крестьянин оказался фактически прикреплен к своему колхозу; обложения приусадебных хозяйств колхозников натуральным налогом вели к упадку личных хозяйств. Тяжелый ручной труд, низкие закупочные цены подрывали стимулы добросовестного труда. Неслучайно задания по производству сельхозпродукции систематически не выполнялись.

Победа в Великой Отечественной войне не привела к смягчению тоталитарного политического режима, но, напротив, укрепила славу Сталина, повысила авторитет Коммунистической партии и помогла утвердиться тезису о возрастании роли партии в развитии общества как руководящей и направляющей силы. Партия оставалась эпицентром административно-командной системы. Оставаясь в плену стереотипов «сталинской модели социализма», теоретических догм, партия не нашла правильных путей перестройки своей практической деятельности.

Несмотря на то, что в первые послевоенные годы вышло большое количество постановлений, где говорилось о развитии демократии, изменении методов работы партийных органов и т. д., стиль их деятельности не менялся. Уже 14 августа 1946 г. появилось печально известное постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». В нем резкой критике и обвинениям были подвергнуты М. Зощенко и А. Ахматова, творчество которых объявлялось глубоко чуждым советскому народу. Их перестали публиковать, исключили из Союза писателей. Радио и пресса активно включились в процесс шельмования их творчества. Наряду с ними поносились имена О. Бергольц, Б. Пастернака, Ю. Германа и др. Жесткий курс тоталитарной системы 1930-х гг. выходил на свой новый виток.

Послевоенные годы – завершающий период сталинского режима – были одновременно и кульминацией тоталитарного режима, и началом его распада. Завершился процесс сращивания партийных органов с хозяйственными. Партия (от Центрального Комитета до первичных партийных организаций) занималась несвойственными политической организации функциями, подменяла собой государственные и хозяйственные органы. Партийные структуры срослись с аппаратом управления и стали центральным звеном административно-командной системы.

В то же время, были налицо успехи в области восстановления народного хозяйства, достижения в области науки, культуры, образования, было заметно продвижение вперед в индустриальном развитии. В стране впервые начали использовать атомную энергию в мирных целях, в промышленности стала применяться автоматика, электроника, радиотехника. Рабочий класс страны вырос численно, повысился его культурно-технический уровень.

Вместе с тем уже тогда начинают проявляться первые симптомы кризиса системы. Сегодня из различных публикаций известно, что в ЦК ВКП(б) в годы войны и после ее окончания приходили письма и целые экономические трактаты, в которых авторы предлагали провести преобразования в экономике и ее управлении, расширить власть хозяйственных руководителей на местах и другие мероприятия.

Импульс критического переосмысления действительности свидетельствовал о большом сдвиге в общественном сознании. Но этот пробудившийся дух обновления был приглушен целым комплексом мер идеологического, а затем репрессивного характера. Именно поэтому новый виток «закручивания гаек» начался с интеллигенции.

Вслед за упомянутыми постановлениями последовали: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (август 1946 г.), «О кинофильме "Большая жизнь"» (сентябрь 1946 г.), «Об опере "Великая дружба"» В. Мурадели (1948 г.).

В 1949 г. широким фронтом была развернута кампания борьбы с театральными критиками и «безродными космополитами» во всех областях науки, литературы, искусства. В 1947–1948 гг. были возобновлены начавшиеся еще накануне войны преследования генетиков и биологов. Несколько сот исследователей (среди них академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и др.) в 1948 г. были изгнаны из Академии. Были обвинены в идеализме представители таких наук, как кибернетика и квантовая механика. Это нанесло огромный (с далеко идущими последствиями) вред советской науке, технике, культуре. Победа лженауки получила термин «лысенковщина» – по имени президента Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук.

Репрессивные меры коснулись не только интеллигенции, но и партийных и хозяйственных руководителей. Главной мишенью репрессий конца 1940-х – начала 50-х гг. стала ленинградская партийная организация. Эта акция получила название «ленинградское дело» – серия процессов, сфабрикованных против видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда в 1949–1952 гг. Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов, М.И. Родионов и др. были обвинены в попытках создать отдельную Российскую коммунистическую партию и противопоставить ее ВКП(б), измене Родине, шпионаже и расстреляны. А руководство Ленинграда подверглось тотальной чистке.

Самым безжалостным образом существующая система отнеслась к бывшим военнопленным: частично они были расстреляны, других отправили в советские лагеря, над третьими практически на всю жизнь висело клеймо – «был в плену».

«Дело врачей» стало апогеем кампании, направленной на нагнетание подозрительности и истерики в обществе. Ряд крупных врачей (большинство из них принадлежали к лицам еврейской национальности) обвинили в организации убийств политических деятелей партийного руководства, в шпионаже. В январе 1953 г. газеты писали о «заговоре убийц в белых халатах».

Сразу же после смерти Сталина «дело врачей» было прекращено.

Идеологическое и политическое ужесточение 1946–1952 гг. касалось всех сторон жизни общества. Начинается новая волна репрессий, организаторами которой преследовалась цель максимальной централизации государственного управления. Это привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы. ГУЛАГ становится после войны крупнейшей экономической монополией многопрофильного типа. Но и там проявлялся дух обновления. В последние годы сталинского правления во многих лагерях (Салехарде, Воркуте, Норильске и др.) происходили восстания, которые беспощадно подавлялись. Жестоко были наказаны и члены молодежных групп, школьники старших классов, студенты, которых обвиняли в политическом инакомыслии.

В целом период послевоенного десятилетия можно назвать временем удивительных контрастов. В развитии международных отношений – это время упущенных возможностей по совершенствованию сложившегося во время войны сотрудничества государств с различным общественным строем.

Во внутриполитической жизни страны – это продолжение культа личности Сталина вместе с нарастанием кризисных явлений административно-командной системы. Это было время своеобразного переплетения крупнейших достижений отечественной науки и техники, трудового подвига советских людей, пробуждения духа обновления, роста самосознания народа и, в то же время, укрепления культа личности, деспотических методов тоталитарного режима.

К концу жизни «вождя всех времен и народов» необходимость перемен осознавали даже наиболее ортодоксальные его приверженцы и соратники. Перед властью стояли задачи: реформировать систему, созданную Сталиным; отказаться от массового террора как средства ее сохранения; внести коррективы в экономическую и социальную политику, сделав ставку на экономические стимулы к труду.

Для изменения имиджа системы следовало подвергнуть критике ее наиболее одиозные проявления. Издержки, ошибки, преступления прежних лет проще было списать на Сталина, дистанцироваться от него и его деяний. Даже частичная демократизация общества была невозможна без ослабления жесткого партийного контроля за духовной сферой. Радикальные перемены должны были произойти и во внешней политике.

В истории страны период после смерти Сталина (5 марта 1953 г.) и до отставки Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. называют десятилетием политической «оттепели». Общественно-политическая жизнь этого времени связана с деятельностью Н.С. Хрущева, его попытками осуществить реформы во всех ее сферах. И несмотря на незавершенность, половинчатый, а иногда и авантюристический характер этих реформ, они определяются объективным стремлением лидера придать новые качества существующей системе.

Комплекс мер, предполагавших изменения, ни в коем случае не вел к разрыву и разрушению существующего общественно-политического строя. И в этом сущность реформ Н.С. Хрущева и его окружения.

После смерти И.В. Сталина в высшем советском руководстве образовался своеобразный вакуум власти, поскольку ни один из его членов не мог претендовать на единоличное политическое лидерство. Поэтому в высших партийно-государственных структурах было принято решение о проведении в жизнь принципа так называемого коллективного руководства. На состоявшемся в марте 1953 г. совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР членами Президиума ЦК КПСС были утверждены: Г.М. Маленков, Л.П. Берия, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович и др. Ведущие позиции в руководстве занимали Берия, Маленков и Хрущев. Все трое понимали необходимость реформирования системы. Уже 10 марта Г.М. Маленков, ставший председателем Совета Министров СССР, произнес фразу о необходимости «прекратить политику культа личности». В апреле было прекращено «дело врачей». Впервые в официальной печати упоминалось о «незаконных методах следствия». В высшем руководстве началось обсуждение вопросов национальной, экономической и внешней политики.

Социально-экономическим переменам предшествовал «антибериевский» заговор. Партийно-государственный аппарат устал от угрозы сталинских репрессий. В этой ситуации для подавляющего большинства из них Берия, вновь возглавивший в марте 1953 г. карательные органы – объединенное МВД-МГБ, был потенциальной угрозой. Хотя не было никаких серьезных доказательств его стремления захватить власть, 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК в Кремле Берия был арестован группой во главе с маршалом Г.К. Жуковым. В духе времени он был обвинен в измене делу социализма, связи с иностранными разведками и в декабре того же года расстрелян.

В руководстве страны усиливалась роль партийных структур. Росло и личное влияние Н.С. Хрущева, ставшего в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. Соперничество между Маленковым и Хрущевым за политическое лидерство завершилось уходом Г.М. Маленкова с поста главы правительства. Место Предсовмина занял Н.А. Булганин, которого с Хрущевым в ту пору связывали довольно дружеские отношения.

Новое руководство, пусть и в ограниченных размерах, продолжало политику десталинизации. Было упразднено Особое совещание (при МГБ), имевшее право выносить приговоры заочно, в административном порядке. ГУЛАГ из МВД передали Министерству юстиции. Органы госбезопасности также были выведены из МВД и подчинены Комитету государственной безопасности при Совете Министров СССР. Здесь произошло значительное обновление кадров. Ряд руководящих работников по специальному решению ЦК КПСС был осужден за нарушение законности, но без публикаций в печати.

Начался процесс реабилитации по политическим делам. Он шел в обратном порядке: от послевоенных процессов к событиям 1930-х гг. Но реабилитация не касалась партийных оппозиционеров или представителей других политических партий. Были сняты политические обвинения с репрессированных народов: балкарцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, крымских татар, немцев Поволжья, чеченцев. Им, кроме крымских татар, немцев Поволжья и месхов, разрешили вернуться в родные места и восстановили национально-государственную автономию.

Важнейшим событием внутриполитической жизни стал ХХ съезд КПСС, проходивший в феврале 1956 г. В отчетном докладе говорилось о принципе мирного сосуществования как генеральной линии внешней политики СССР, о возможности не допустить новую мировую войну и совершить переход к социализму в «ряде капиталистических стран» конституционным путем. Звучали призывы восстановить и упрочить ленинский принцип коллективного руководства. Но главное произошло на закрытом заседании съезда 25 февраля. Делегаты услышали потрясший большинство из них доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Используя документы, статистику, личные воспоминания, докладчик обвинял Сталина в репрессиях 1930–1940-х гг. против коммунистов, в необоснованном преследовании целых народов, в некомпетентном руководстве в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время, в возвеличивании собственной личности. Наряду со Сталиным ответственность за беззакония возлагалась на Ежова и Берию.

Вместе с тем критика культа личности Сталина была строго дозированной. Во-первых, упор делался на личные черты характера Сталина. Во-вторых, доклад даже не ставил вопрос об ответственности Компартии и созданной ею социально-политической системы за все происходившее. В-третьих, избирательность доклада проявилась в том, что о нарушениях законности говорилось лишь применительно к периоду после 1934 г. и полностью замалчивалась роль самого Хрущева и его коллег в руководстве партии.

Противоречивость разоблачений проявилась и в том, что, хотя в ближайшие месяцы сокращенный текст доклада был зачитан миллионам советских граждан на собраниях трудовых коллективов, он был впервые опубликован в СССР в 1989 г. На протяжении 33 лет хранение текста доклада и его распространение преследовалось в уголовном порядке. Официальным документом стало короткое Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», которое подчеркивало характеристику Сталина как человека, «который боролся за дело социализма», а его преступления – как «некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом». Тем не менее значение доклада Хрущева было огромно и для конкретных судеб миллионов людей, и для общественной мысли того времени.

В ГУЛАГ направились специальные комиссии, имевшие право решать судьбу заключенных на месте. Ворота лагерей распахнулись перед тысячами людей. Родственники узнавали о реабилитации погибших. В студенческих аудиториях, в партийных организациях звучали вопросы о сталинизме как общественном явлении, высказывались мнения, не совпадавшие с официальной линией. Зарождались нелегальные молодежные организации, призывавшие к изменениям самой общественно-политической системы.

Критика сталинизма, прозвучавшая на ХХ съезде КПСС, вызвала шок в мировом коммунистическом движении. Активизировались силы, стремившиеся пересмотреть изжившие себя положения марксизма, критически относившиеся к советскому опыту. Реабилитация невинно осужденных, экономическое и политическое недовольство проявились во всех странах Восточной Европы. Особенно острый характер это приняло в Польше и Венгрии осенью 1956 г., куда для подавления антисоветских восстаний были посланы советские войска.

Все это вызывало растущее опасение тех сил, кто считал демократизацию, критику Сталина опасными политическими шагами для самого существования режима. В июне 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС против Хрущева выступило большинство его членов. Г.М. Маленков, В.М. Молотов, Л.М. Каганович и поддержавшие их Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров и кандидат в члены Президиума ЦК Д.Т. Шепилов обвинили Хрущева в непродуманных действиях в политике и экономике, подрыве авторитета КПСС. Они приняли решение об отстранении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. В этих условиях Хрущев проявил энергию и политическое мужество. Вопреки традициям 1930–1950-х гг. он обратился за поддержкой к членам ЦК. С помощью министра обороны маршала Г.К. Жукова их собрали в Москве. Заседание Президиума ЦК переросло в Пленум ЦК КПСС. Большинство членов ЦК в тот момент не хотели и боялись возвращения соратников Сталина, понимая необходимость реформ. Маленков, Молотов, Каганович и их сторонники были осуждены как «антипартийная группа», исключены из состава ЦК и в большинстве отправлены на хозяйственную работу в различные районы страны. Позиции Хрущева резко укрепились. Он получил возможность продолжать свою реформаторскую деятельность.

Через несколько месяцев, в октябре, был смещен со своего поста и отправлен на пенсию маршал Жуков по обвинению в стремлении ослабить партийный контроль в армии. Это событие отражало опасение Хрущева и других относительно потенциальной политической роли военных. В марте 1958 г. после отстранения Булганина Хрущев стал Председателем Совета Министров, соединив в своих руках партийную и исполнительную государственную власть.

Наряду с политическими в стране происходили значительные социальные и экономические перемены. В социальной сфере в 1956 г. были отменены антирабочие законы 1938 и 1940 г. Рабочие получили право на перемену места работы по своему желанию, было отменено уголовное преследование за опоздания и прогулы. Для всех категорий горожан были введены пенсии по возрасту, их размер был увеличен. В государственном секторе выросла минимальная зарплата. В последующие несколько лет произошел перевод рабочих и служащих на
7-часовой рабочий день (рабочая неделя – 42 часа). В 1957 г. началось промышленное и гражданское строительство. Впервые миллионы людей въезжали в отдельные квартиры, пусть малогабаритные, т. н. «хрущевки». Все это означало огромные изменения в реальном быту советских граждан.

Гораздо меньше эти изменения затронули колхозников. Они по-прежнему не имели паспортов и не могли свободно менять место жительства. До 1964 г. колхозники не имели права на пенсию. Вместе с тем в колхозах была введена денежная оплата труда. Была отменена плата за обучение в старших классах школы и вузах.

В экономике власть начала с попыток улучшить положение в сельском хозяйстве. Уже в сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС, наряду с уклончивыми признаниями отставания сельского хозяйства, прозвучали слова о «материальном стимулировании труда», означавшие поворот от энтузиазма к плате за труд. Были списаны недоимки по налогам, повышены заготовительные и закупочные цены, снижены нормы обязательных поставок государству. Для решения зерновой проблемы весной 1954 г. было решено начать освоение целинных и залежных земель в Северном Казахстане и Западной Сибири. Это была попытка быстрого рывка экстенсивным путем. Огромные финансовые затраты на первых порах оправдали себя высокими урожаями даже при огромных потерях зерна в силу привычной бесхозяйственности. К 1958 г. было распахано 42 млн га. В этом же году впервые за послевоенное время удалось превзойти довоенный уровень сбора зерновых.

Однако целина давала рекордные урожаи без вложения удобрений только в первые годы, пока почва сохраняла свое плодородие. Впоследствии здесь начались бури, засухи, обнаружилось, что целинные земли с их тонким плодородным слоем не приспособлены для занятия земледелием (т. е. лежат в зоне рискованного земледелия).

Вслед за сельским хозяйством настала очередь промышленности. В 1955 г. на очередном пленуме прозвучали слова о необходимости ускорить научно-техническое развитие. Поскольку планово-распорядительная экономика не имела стимулов к саморазвитию, ее необходимо было подталкивать и подстегивать. При Сталине эта проблема решалась путем соединения энтузиазма с репрессиями. Теперь, наряду с подхлёстыванием энтузиазма, задачу пытались решить за счет организационных перестроек. В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа (министерства и ведомства) вводился территориальный принцип. С этой целью на территории страны было создано 105 совнархозов (Советы народного хозяйства). Аргументами в пользу такого шага явились трудность управления промышленностью (200 тыс. предприятий, 100 тыс. строек), а также стремление приблизить управление к производству. Это, по мысли инициаторов, избавляло промышленность от министерской бюрократии, нерациональных перевозок, распыления средств и т. п.

Проведенная реорганизация на первых порах дала положительный результат. В то же время, она привела к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось местничество. Реорганизация зашла в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны, вместо министерств ими командовали местные СНХ.

В 1958 г. были ликвидированы машинно-тракторные станции. Техника была передана колхозам. Считалось, что это приведет к появлению «одного хозяина» на земле. Но выплаты за технику привели к ослаблению финансовой базы колхозов. У них не было и необходимой ремонтной базы. Вместе с тем были отменены обязательные поставки продуктов с колхозных дворов, что делало людей хозяевами своих усадеб.

Н.С. Хрущев, этот, по выражению историка А. Стреляного, «последний романтик коммунизма», верил в возможность советской системы, используя научно-технический опыт капиталистических стран, хотел доказать преимущества социализма более высокой производительностью труда, лучшим уровнем жизни. Казалось, что первые послесталинские годы оправдывают эти надежды. Раскрепощение труда, материальное стимулирование, новый всплеск энтузиазма делали свое дело. В 1954 г. заработала опытная атомная электростанция. Под руководством С.П. Королева 4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. первый космический полет совершил Ю. Гагарин. В эти годы возводились огромные заводы и ГЭС в Сибири. За пять лет резко возросли заготовки зерна, мяса и молока. В этой атмосфере в 1957 г. был выдвинут лозунг уже к 1960 г. догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения. В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята третья Программа КПСС, обещавшая советскому народу за 20 лет «в основном построить коммунистическое общество».

Между тем, несмотря на постоянные разъезды Хрущева по стране, совещания и призывы к ударной работе, темпы экономического развития стали замедляться. На рубеже 1950–1960-х гг. СССР остался верен старым военно-техническим приоритетам развития и оказался на обочине научно-технической революции, поскольку ее передовые направления, в т. ч. робототехника и генная инженерия, в стране почти полностью отсутствовали. Экономическая модель осталась экстенсивной, плановой и неизбежно вела к тупику.

В связи с реальной перспективой невыполнения шестой пятилетки (1956–1960 гг.) ХХI съезд в начале 1959 г. принял семилетний план развития народного хозяйства на 1959–1965 гг. на основе ускоренного развития химии, энергетики и других отраслей тяжелой промышленности, ставилась задача к 1970 г. выйти на «первое место в мире как по абсолютному объему производства, так и по производству продукции на душу населения».

Между тем погоня за быстрым результатом в условиях планово-распределительной системы рождала тенденцию к «хорошей отчетности», припискам, заменяя дело словом и бумагой. Стремление достичь американского уровня по производству продуктов животноводства обернулось «рязанским делом»: обязательством увеличить поставки мяса государству в короткий срок в три раза, последующим забоем скота и приписками, самоубийством первого секретаря обкома КПСС А. Ларионова. Навязывание кукурузы в качестве главной кормовой культуры и других технических приемов сельского хозяйства США без учета климатических, а главное, социально-экономических условий не дало ожидаемых результатов. В этой ситуации началось новое наступление на крестьянское подворье: запрещение держать личный скот, урезание земельных участков. В связи с неурожаями на целине вновь обострилась зерновая проблема. С 1963 г. начался растущий импорт зерна в СССР из Канады и США.

Дефицит мясо-молочных продуктов вместо обещанного изобилия, повышение цен на них в 1962 г., одновременное снижение расценок в ряде отраслей привели к стихийным выступлениям рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 г.), где власти применили оружие и десятки человек погибли.

Наиболее ярко непоследовательность хрущевской «оттепели» проявилась в отношении к верующим. Эти годы стали новой попыткой партийно-государственного руководства в кратчайшие сроки решить «религиозную проблему» в стране. Это связывалось с построением в скором будущем коммунистического общества. Эти иллюзии в тот момент разделяла и значительная часть демократически настроенной интеллигенции – т. н. «шестидесятники». Беспокоил партаппарат и начинавшийся процесс религиозного возрождения, поиска альтернативных культур, в т. ч. церковной. По некоторым данным, в начале 1960-х гг. до половины населения страны в той или иной степени соблюдали религиозные обряды.

Широкая антирелигиозная и антицерковная кампания началась
с осени 1958 г. В течение нескольких лет было закрыто более половины существовавших монастырей, сотни храмов. Более чем в два раза сократилось количество учащихся духовных школ. Сотрудники КГБ склоняли священников к отказу от сана. Одновременно шла административная и идеологическая борьба с различными сектами. Ряд священников выступали за активное сопротивление гонениям. В ряде мест дело доходило до столкновений верующих с представителями властей. Например, в 1962 г. в г. Клинцы Брянской области толпа не дала снять кресты с закрытой церкви.

Недовольство вызывало и резкое сокращение армии без необходимой социальной защиты офицеров-отставников.

Все эти сложные и неоднозначные социально-экономические и политические процессы находили свое отражение в культуре, в настроениях различных общественных групп. Уже в 1953 г. появилась повесть И. Эренбурга «Оттепель», название которой стало символом происходивших перемен. В последующие несколько лет предметом острых дискуссий стали роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», рассказ А. Яшина «Рычаги», повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и т. д. Весьма популярными среди интеллигенции, учащейся молодежи были журнал «Юность», театр «Современник». Огромные аудитории собирали выступления поэтов Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Явлением общественной жизни стало т. н. «бардовское» движение (Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий). Рождается т. н. «самиздат», т. е. распространение не разрешенной к публикациям литературы, статей и т. п.

Выразителями неофициальных общественных настроений стали литературно-художественные журналы. Особую роль играли «Новый мир» (редактор А.Т. Твардовский), выступавший в защиту гласности и решительной «десталинизации», и «Октябрь» (редактор В.А. Кочетов), защищавший устои системы и протестовавший против «искажения героического прошлого».

В этой ситуации при всех зигзагах официальной политики партийный аппарат не собирался отказываться от жесткого контроля в духовной сфере. Одной из новых форм этого в 1957–1962 гг. стали т. н. «встречи руководителей партии и правительства с деятелями науки и культуры». Здесь Хрущев и другие давали оценки произведениям искусства, ставили в пример или резко критиковали творчество отдельных писателей, художников, режиссеров. В 1958 г. символом политики
в этой области стало «дело Пастернака». В связи с публикацией за границей романа «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернак подвергся грубейшим нападкам в печати и на собраниях, был исключен из Союза писателей и вынужден был отказаться от Нобелевской премии под угрозой высылки из страны.

«Оттепель» не могла не отразиться и на внешней политике СССР. Некоторому изменению международной обстановки способствовал также приход нового политического руководства в США (Эйзенхауэр, Кеннеди). В результате, хотя «холодная война» и продолжалась, были предприняты попытки, если и не к преодолению конфронтации, то к некоторому снижению ее уровня. Уже в августе 1953 г. из высших эшелонов власти впервые исходит слово «разрядка» (речь Г.М. Маленкова), означающее, что в ядерный век стремление уничтожить капитализм любой ценой может обернуться всеобщей гибелью человечества. Но от понимания этого факта до реального политического воплощения его лежал долгий и трудный путь переориентации психологии не только вождей, но и народа – от концепции «мировой революции» и «всеобщей победы социализма» к признанию необходимости мирно уживаться со всем прочим несоциалистическим миром.

Следующим шагом на этом пути стал отчет Н.С. Хрущева ХХ съезду партии, во внешнеполитической части которого были сформулированы два основных принципа: признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жесткого диктата в отношении социалистических стран) и восстановление принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Наряду с юридическим оформлением военно-политического блока европейских стран «социалистического лагеря» (ОВД, противостоящая НАТО) Советский Союз выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению, используя в качестве дипломатического аргумента крупные односторонние сокращения вооруженных сил. В 1958 г. был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. Однако адекватного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Дело заключалось не только в декларативности выдвигавшихся СССР проектов, но и в недоверии к нему со стороны Запада, особенно возросшем после прямого вмешательства в дела Венгрии в 1956 г. (подавление советскими войсками восстания демократических сил). Не менее серьезным кризисом были события 1961 г. в Германии, когда была возведена «Берлинская стена» (между Западным и Восточным Берлином).

Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе вызвало резкую ответную реакцию США, едва не обернувшуюся глобальной ядерной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н.С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса. Одним из его последствий было постепенное изменение ситуации в мире: ряд международных договоров,
в т. ч. о нераспространении ядерного оружия (не присоединились Франция и Китай) и о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (вода, атмосфера, космос), были заключены в первой половине 1960-х гг.

В целом к середине 1960-х гг. мир стал более стабильным и предсказуемым. Появился положительный опыт международных отношений в обстановке существования военно-политических блоков, ракетно-ядерного оружия, изменившейся политической карты мира. Были локализованы «горячие точки» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Куба). Вместе с тем отдельные импульсивные шаги Хрущева в сфере внешней политики (присвоение звания Героя Советского Союза руководителям Египта, Алжира) вызывали недовольство и в обществе в целом, и в руководящих кругах СССР.

К 1964 г. в самых различных группах советского общества нарастало разочарование и недовольство. Обещания, не подкрепленные реальными переменами, ограничение личных хозяйств на селе, «кукурузная кампания», перебои в торговле хлебом в 1963 г., повышение цен, денежная реформа 1961 г., отразившая ползучую инфляцию, масштабное сокращение Вооруженных Сил без достаточной социальной защиты офицеров-отставников, постоянные реорганизации аппарата управления, грубые разносы по адресу творческой интеллигенции, значительная экономическая помощь странам «третьего мира», половинчатая политика «десталинизации» – все это вызывало недовольство самых различных (радикальных, либеральных, консервативных) социальных и политических групп. В условиях существовавшей системы самым главным было недовольство верхних слоев партийного аппарата, не получившего от нового лидера желанной стабильности и предсказуемости. За спиной Хрущева готовится его смещение. На октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС он был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин.

Несомненно, период «оттепели» был сильным ударом по тоталитарной системе сталинизма. И хотя хрущевские реформы не сняли ни одной кардинальной проблемы общественного развития, но робкое, противоречивое пробуждение сознания уже началось.

7.2. Советское общество
во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

Смена партийно-политического руководства означала и смену политического курса. С устранением Н.С. Хрущева многие из его начинаний были либо осуждены, либо преданы забвению. По ряду направлений началось движение вспять. Консервация политического режима не могла не привести к застою во всех сферах жизни.

Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Эти годы стали пиком военно-политической мощи Советского государства и одновременно все нарастающего социально-экономического и политического кризиса, проявляющегося в постепенном застое экономики, оскудении духовной сферы, нарастающей коррупции и других деформаций общественной жизни.

После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиальности руководства, частую смену кадров с трибуны был выдвинут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал отказ от радикальных перемен, «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма. Уже в конце 1964 г. было отменено деление партийных органов на сельские и промышленные. На ХХIII съезде КПСС (1966 г.) были восстановлены традиционные названия высших партийных органов: Политбюро ЦК, генеральный секретарь ЦК. Из Устава было исключено положение об ограничении пребывания на партийных постах конкретными сроками. Пребывание в рядах партийно-государственной элиты, по существу, становилось пожизненным. Руководители областей и республик нередко находились на одном месте по 15–20 лет.

Это неизбежно в рамках существовавшей системы вело к старению кадров, семейственности, повышению роли личных связей, усиливало определенную независимость местных элит от центра в решении частных проблем. Формой отстранения от руководства в случае каких-то конфликтов, неудовольствия высшего руководства, слишком грубого нарушения законов стали перевод на дипломатическую, профсоюзную работу, уход на пенсию. Главенствующиеместа практически все эти годы занимали три человека: Л.И. Брежнев – первый секретарь (с 1966 г. – генеральный секретарь) ЦК КПСС (до ноября 1982 г.) и председатель Президиума Верховного Совета СССР (с 1977 г.); А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в октябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов); М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа.

Отличительной особенностью общественно-политической жизни было создание иллюзорного мира показательного благополучия. «Юбилейные вахты», «Ударные трудовые недели», месячники «дружбы» и «культуры обслуживания» и т. п. непрерывно сменяли друг друга, завершаясь раздачей наград, званий, премий. Съезды КПСС превратились в помпезные праздники, призванные продемонстрировать все нарастающие успехи. Выступавшие соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству. Особенно пышные эпитеты с начала 1970-х гг. доставались Л.И. Брежневу: «великий революционер-ленинец», «выдающийся политический и государственный деятель современности», «выдающийся писатель». За эти годы Л.И. Брежнев стал четырежды Героем Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981 г.), Героем Социалистического Труда (1961 г.), Маршаллом Советского Союза (1976 г.), лауреатом двух Ленинских премий и т. п.

Вместе с тем при внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур: военно-промышленного комплекса, КГБ, национальных республик и т. д. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял качества лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными кулаками, хотя и в бархатных перчатках».

Противоречие между официальным благополучием и реальной жизнью система стремилась снять при помощи формальных перемен, инсценирующих демократическое развитие советского общества. В Верховном Совете СССР были образованы различные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов. Формально были расширены полномочия Советов различных уровней. В октябре 1977 г. была принята новая, четвертая по счету, советская Конституция. Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, что означало наступление социальной однородности советского общества. Одновременно 6-я статья Конституции юридически оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы». КПСС в соответствии с решениями ХХV съезда определялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей природе якобы партией рабочего класса.

Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности – советского народа». Необходимость объяснить населению невыполнение формально действующей Программы КПСС, обещавшей создание к 1980 г. «основ коммунистического общества», привело к появлению теории «развитого», или «зрелого», социализма, которого якобы уже достигла наша страна. Эти и другие, подобные им, пародии на теоретическую разработку реальных проблем призваны были замаскировать нарастание неблагополучия в экономической сфере.

Консерватизм политической жизни руководство страны пыталось сочетать с экономическими реформами, ибо этого требовало реальное положение дел. После снятия Хрущева на пленумах ЦК прозвучала резкая критика положения дел в сельском хозяйстве и в промышленности. Опять говорилось о слабом внедрении достижений научно-технического прогресса, низкой материальной заинтересованности работников в результатах труда, отставании в производительности труда от развитых капиталистических стран. Пленумы ЦК КПСС в марте и сентябре 1965 г. стали началом экономической реформы. Мартовский пленум пытался найти механизмы улучшения положения дел в сельском хозяйстве за счет снижения плана обязательных закупок и его неизменности в течение 10 лет, отмены ограничений для личных подсобных хозяйств. Но решения эти в основном остались на бумаге.

Самой серьезной попыткой перестройки экономики стали решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1965 г. Были использованы идеи ученых-экономистов и математиков Л. Конторовича, В. Немчинова, В. Новожилова. В основу реформы были положены идеи хозрасчета и самостоятельности предприятий. Она включала, во-первых, совершенствование системы управления (сокращение планируемых показателей, восстановление отраслевого принципа), во-вторых, усиление роли экономических рычагов (себестоимость, цена, прибыль и т. п.). Оставалось пять показателей, устанавливающихся сверху: объем реализации продукции, основная номенклатура изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Таким образом, реформа пыталась сочетать административную иерархию управления с экономической заинтересованностью отдельного коллектива.

Свой старт хозяйственная реформа взяла в январе 1966 г. и первоначально дала обнадеживающие результаты: удельный вес интенсивных факторов в обеспечении прироста национального дохода возрос с 34 % в 1966 г. до 40 % в 1970 г. В строй было введено две ГЭС, Западно-Сибирский и Карагандинский комбинаты, началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, был построен завод в Тольятти (1967 г.). Вводился Знак качества (сертификация выпускаемой продукции), распространялся щекинский эксперимент (перевод предприятий на хозрасчет и самоокупаемость).

Вселяли оптимизм итоги восьмой пятилетки (1966–70 гг.), когда успешно развивались наиболее прогрессивные для СССР отрасли промышленности: электроэнергетика (на 54 %), машиностроение (на 74 %), приборостроение (в 2,3 раза), радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль (на 78 %). Резко возросла добыча газа: в 1970 г. она составила около 200 млрд м3. По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.

Вместе с тем попытка реализации реформы встретила мощное сопротивление управленческого аппарата, не желавшего терять реальные рычаги власти. К тому же она объективно посягала на право партии распоряжаться хозяйственными кадрами. Наконец, в условиях монополизма, отсутствия конкуренции интересы отдельного предприятия и общества в целом все больше расходились. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Это грозило серьезными экономическими осложнениями. Все это, вместе взятое, вело к возвращению жесткого административного управления с детальным планированием номенклатуры изделий, цены на них, контроля за штатным расписанием и фондом заработной платы.

Расширение масштабов экономики вело к интенсивному росту аппарата. За 1965–1985 гг. количество министерств и ведомств увеличилось с 29 до 160. В управленческом аппарате теперь работали миллионы человек, но эффективность их труда падала. В этой обстановке сложных взаимоотношений регионов и центра, отдельных ведомств, необходимости согласования их действий на разных этажах власти разрастается «теневая экономика» – производство т. н. «левой», не учтенной государством продукции за счет хищений, рационализации производства. Таким образом, товарно-денежные отношения в условиях планово-распределительной системы становились явлением хозяйственной преступности.

В последующие годы экономическая мощь СССР нарастала за счет новых предприятий, шахт, нефте- и газодобычи. В космос запускались сотни искусственных спутников, в океан уходили десятки атомных подводных лодок, в Западной Сибири осваивались громадные месторождения нефти, были построены тысячи километров газопроводов, шедшие в Европу. Олицетворением индустриальной мощи страны стало достижение военно-стратегического паритета с США, успехи в освоении космоса.

В социальной сфере росла заработная плата, основная часть городского населения переезжала в отдельные квартиры. Пенсии обеспечивали скромные минимальные потребности пожилых людей. Был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Если среднее образование и выше в 1939 г. имели около 11 % населения, то в 1959 г. – 36 %, а к 1983 г. – более 70 % советских людей.

Тем не менее именно в этот период экономика превращала СССР в «колосса на глиняных ногах». Его экономика только к началу 1960-х гг. стала индустриальной и продолжала развиваться прежде всего за счет количественного роста. Руководители страны гордились огромными объемами производства электроэнергии, стали, добычи нефти и газа. Передовые страны в это время переходили на энергосберегающие технологии, глубокую переработку нефти и газа, отказывались от доменного производства в металлургии, использовали комплексную автоматизацию и механизацию. В СССР доля ручного труда к началу 1980-х гг. составляла в промышленности 35–40 %, 50–60 % – в строительстве,
70–75 % – в сельском хозяйстве. Шло постоянное падение темпов экономического роста. По мнению ряда экономистов, с конца 1970-х гг. он вообще прекратился.

Одновременно обострилась демографическая ситуация. Были исчерпаны трудовые ресурсы деревни. Ежегодно около 3 тыс. деревень исчезало с карты России. Индустриальный рост без заботы о защите природной среды вел к резкому ухудшению экологической обстановки. Промышленные министерства, заинтересованные в получении бюджетных средств, проталкивали все более дорогостоящие проекты («поворот северных рек на юг» и т. п.), не задумываясь о последствиях. Стремление к военному паритету, который понимался как равенство и даже превосходство в количественном уровне вооружений, в условиях резкого отставания в производительности труда вело к экономически непосильному соревнованию с США. На военные нужды уходило до 80 % национального дохода. Все это заставляло государство финансировать социальную сферу по «остаточному принципу». Сократилось жилищное строительство, вернувшись на уровень 1960-х гг. Все больше обострялась ситуация с продовольственными товарами. В начале 1980-х гг. во многих городах появилась т. н. «талонная система».

На протяжении ряда лет государство стремилось пополнить доходы бюджета за счет роста производства и продажи алкогольных напитков. К середине 1980-х гг. винная монополия, как в начале ХХ в., обеспечивала до 30 % доходной части бюджета. Одновременно шла распродажа природных богатств страны, прежде всего сырой нефти. За счет т. н. «нефтедолларов» рос импорт продовольствия (зерна, масла и т. д.)
и обеспечивалось дальнейшее наращивание добычи той же нефти.

Понимание необходимости экономических реформ, неэффективности существующей системы хозяйствования все более осознавалось в обществе и в «коридорах власти». Экономические институты подавали партийному руководству секретные записки, предупреждая о надвигавшемся экономическом кризисе. Усилился интерес к опыту НЭПа в 1920-е гг. и ряда стран Восточной Европы (Венгрия, ГДР), использовавших товарно-денежные рычаги под контролем государства. В 1979 г. была сделана новая попытка начать экономическую реформу. Наиболее инициативные партийные и хозяйственные кадры пытались внедрять новые хозяйственные отношения под флагом «эксперимента». Но происходившее при этом высвобождение неквалифицированного труда и рост заработной платы у оставшихся работников пугали руководство страны непредсказуемыми социальными последствиями, поэтому эксперименты или оставались островками в океане традиционной экономики, или прекращались. Иногда по ложным обвинениям их инициаторы попадали на скамью подсудимых и в заключение (Н.И. Худенко в Казахстане).

В мае 1982 г. была принята Продовольственная программа. Она провозглашала комплексный подход к решению накопившихся проблем: соединение экономических, организационных и социальных мер. Подчеркивалась необходимость наладить переработку сырья в районах его производства. Реально были сформированы агропромышленные объединения (АПО) и агропромышленные комитеты. В Москве был создан Агропромышленный комитет СССР, объединивший сельскохозяйственные министерства и госкомитеты. В результате в значительной части все закончилось разрастанием бюрократических структур и новыми вывесками. Капиталовложения в сельское хозяйство не давали желаемой отдачи. Промышленные птицефабрики с высокой эффективностью производства полностью зависели от привозных кормов.

Таким образом, все более проявлялся тупиковый характер советской директивной экономики, сформированной еще в 1930-е гг. и лишенной реальных стимулов к саморазвитию и самообновлению. Предприятия и министерства не были заинтересованы в быстрейшем использовании научно-технических достижений, структурных изменениях.

В сфере внешней политики советское руководство в эти годы пыталось решить несколько важнейших задач: сохранить СССР как лидера «социалистического лагеря», расширить сферу своего международного присутствия и влияния путем поддержки коммунистических и рабочих партий в несоциалистических государствах, а также «прогрессивных», «антиимпериалистических» движений и политических режимов в Африке, Азии, Центральной Америке, на Ближнем Востоке; сохраняя противостояние с Западом, сделать отношения с ним менее конфронтационными и более предсказуемыми.

Отношения Советского Союза с социалистическими странами Восточной Европы во второй половине 1960-х гг. резко осложняются. В период смены советского руководства было ослаблено внимание ко внешнеполитическим проблемам. Этим попытались воспользоваться три государства: Югославия (имевшая с 1948 г. напряженные отношения с КПСС), Чехословакия (экономически наиболее развитая страна Восточный Европы в довоенный период, где внутри КПЧ сложилась мощная политическая оппозиция, ориентированная на демократические реформы) и Румыния (лидер которой, Н. Чаушеску, стремился, подобно И. Тито, проводить самостоятельную от СССР политику).

В этот период формируется внешнеполитическая доктрина Л.И. Брежнева, согласно которой угроза новому общественному строю может исходить не только от явного врага – империалистов, но и от возникающих очагов сопротивления внутри социалистического лагеря. Поэтому приоритеты, связанные с созданием и укреплением оборонного могущества СССР, сменяются переходом в наступление, к открыто агрессивным действиям на международной арене.

После того, как переговоры с КПЧ не привели к отказу от реформ, в ночь на 21 августа 1968 г. войска Варшавского Договора вступили в страну; 6 мая 1970 г. Г. Гусак, возглавивший КПЧ, подписал Договор о дружбе и сотрудничестве с СССР.

Вслед за «нормализацией» положения в Чехословакии усилился процесс военной и экономической интеграции Восточной Европы и Советского Союза. Помимо Варшавского Договора и СЭВ создается еще около 30 межгосударственных учреждений, взявших под контроль экономическую жизнь «братских стран».

Стабилизация отношений СССР с восточноевропейскими государствами позволила переориентировать внимание на конфликт с Китаем. В конце 1960-х гг. происходит столкновение на границе. С тем чтобы нейтрализовать влияние Китая в Азии, Советский Союз налаживает контакты с Северной Кореей и Вьетнамом, оказывая им всестороннюю экономическую и военную помощь. В ответ Китай начинает сближение с США.

Опасаясь объединения двух своих главных противников, СССР осуществляет в 1972 г. резкий поворот в советско-американских отношениях. Начиная с визита Р. Никсона в Москву (1972 г.) до 1975 г., мир переживает период «разрядки» международной напряженности. В результате тесных контактов было подписано 23 соглашения о сотрудничестве двух стран в различных сферах, за пять лет (1971–1976 гг.) объем торговли увеличился в восемь раз. Достигнутый в 1969 г., паритет по числу межконтинентальных ракет привел к переговорам по их ограничению; 26 мая 1972 г. в Москве был подписан договор по Ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 г. была достигнута договоренность по ОСВ-2, но американский конгресс не ратифицировал документ.

Вершиной «разрядки» стало Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Оно прошло в Хельсинки в 1975 г. с участием 33 государств Европы, а также США и Канады. Был подписан Заключительный акт, в котором участники совещания обязались соблюдать принципы неприменения силы, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения прав человека, свободы информации и передвижения.

В эти годы шли переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. В ходе «разрядки» международной «напряженности» СССР добился значительных успехов во внешней политике: 1) заключение соглашений с США означало признание Советского Союза сверхдержавой; 2) политический авторитет страны подкреплялся налаживанием отношений с Францией, признанием ГДР и границ между европейскими странами, сложившихся в послевоенный период; 3) торговые договоры с западноевропейскими странами и США открыли значительные возможности для развития экономических связей, технологических и культурных контактов. Экспортируя энергоносители в период нефтяного кризиса, государство заняло прочное место на мировом рынке; 4) как никогда было сильно влияние СССР на страны социалистического содружества в политической и экономической сферах; 5) через пропаганду мира, оказывая всестороннюю помощь, СССР усилил свои позиции среди развивающихся государств, часть которых объявила, что ориентируется на построение социализма.

Правительство страны увлеклось глобализацией внешнеполитических устремлений, в первую очередь на Ближнем Востоке и в Африке. Помощь и поддержка постепенно обратились в свою противоположность, свелись к вмешательству во внутренние дела суверенных стран (Ангола, Эфиопия) и, наконец, переросли в открытую интервенцию, начавшуюся в декабре 1979 г. против Афганистана.

Кризис политической системы в СССР, обозначившийся в начале 1980-х гг., послужил сигналом к распаду социалистического лагеря. Первым выпавшим звеном стала Польша. В отличие от Венгрии и Чехословакии, где инициатива реформ исходила сверху – от партийных оппозиционеров, у поляков процесс демократизации начался снизу. Нарождавшееся народное движение возглавил независимый профсоюз «Солидарность», который правительство под давлением масс вынуждено было признать. СССР, занятый внутренними проблемами, не решился открыто вмешаться в польские события. Провалы во внешней политике, падение международного престижа страны резко высветили внутрикризисные явления.

Последствия политических и экономических решений все более проявлялись в духовной жизни. Новое руководство прекратило процесс десталинизации, усилило идеологический контроль. Особую роль в этом процессе свертывания либеральных послаблений сыграли чехословацкие события 1968 г., показавшие верхушке КПСС опасность идеологического плюрализма. Первым предупреждением инакомыслящей советской интеллигенции стало «дело Синявского и Даниэля». Два советских литератора были арестованы в сентябре 1965 г. за публикацию своих произведений за рубежом. В 1966 г. они получили несколько лет лагерей. Ужесточилась цензура. Был снят главный редактор «Нового мира» А. Твардовский.

Но, в отличие от сталинского и даже хрущевского времени, это наступление консервативных сил встречало все усиливающееся сопротивление и неприятие деятелей науки и культуры. Накануне ХХIII съезда КПСС Брежневу было направлено официальное письмо (среди подписавших – академик П. Капица, писатель К. Чуковский, режиссер Г. Товстоногов, актер И. Смоктуновский) с протестом против возможной реабилитации Сталина; 62 писателя в письме ХХIII съезду просили об освобождении Ю. Даниэля и А. Синявского.

С конца 1960-х гг. формируется т. н. «диссидентское движение» («диссидент» – инакомыслящий, противопоставляющий свои убеждения официальной идеологии страны). Оно выступало с требованиями соблюдения советских законов и международных соглашений, подписанных СССР. Добиваясь гласности, его активисты организовали выпуск «Хроники текущих событий», рассказывая о преследованиях по политическим и идеологическим мотивам. Составной частью сопротивления властям стал «самиздат» – распространение произведений, запрещенных к публикации в СССР. Среди них были стихи А. Ахматовой («Реквием»), О. Мандельштама, А. Твардовского, книги Л. Гинзбург, Ж. Медведева и т. д.

Неформальными лидерами этого движения стали академик А. Сахаров, писатель А. Солженицын, генерал-майор П. Григоренко и др. Неоднократно предпринимались попытки политических демонстраций в Москве. Наибольшую известность получил выход семи человек – К. Бабицкого, Л. Богораз, В. Делонэ, В. Дремлюги, Н. Горбаневской, П. Литвинова, В. Файнберга – на Красную площадь 25 августа 1968 г. в знак протеста против вторжения в Чехословакию. Громадный резонанс во всем мире вызвала опубликованная за рубежом книга А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В 1970 г. писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Изменение общественного климата сказалось в отношении к этому событию. Если в 1958 г. власти сумели заставить Б. Пастернака отказаться от этой награды, то теперь, несмотря на все усилия, А. Солженицын принял ее, но не имел возможности выехать для ее получения. Вручение Нобелевской премии А. Солженицыну состоялось после его высылки из СССР в 1974 г.

Фактически частью диссидентской деятельности стали национальные движения. Такие группы формировались в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. С начала 1970-х гг. появились требования о свободной эмиграции из страны. Особенно широкое распространение они получили в среде советских евреев и немцев. Правительство СССР было вынуждено ради улучшения отношений с ФРГ и США разрешить выезд лиц еврейской и немецкой национальности из страны, сопровождая это различными нарушениями прав человека. Использовались следующие методы подавления: помещение в психиатрические клиники, заключения в лагеря, ссылка, высылка из страны, лишение гражданства (по отношению к отказавшимся вернуться из-за границы во время командировок).

Хотя само диссидентское движение было весьма малочисленным (несколько тысяч человек), оно имело моральную поддержку среди гуманитарной и технической интеллигенции, студенчества. Легальной основой диссидентства, противостояния официальной идеологии становились песни В. Высоцкого, книги В. Белова, В. Быкова, В. Распутина, Ю. Трифонова, В. Шукшина и других поэтов и писателей, писавших об опустошении российской деревни, реалиях Великой Отечественной войны, нравственных проблемах советского общества и т. п. Критика экономического управления, защита экологии в связи с масштабными проектами строительства и мелиорации, прорывавшаяся на страницы газет и журналов, отражавшаяся в искусстве, говорила о развитии элементов гражданского общества, о кризисе официальной идеологии.

Силу умственного брожения показало «дело Саблина», оставшееся в те годы практически неизвестным советскому обществу. Потомственный моряк, окончивший Высшее военно-морское училище им. Фрунзе и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, заместитель командира эсминца «Сторожевой» по политической части В. Саблин в ноябре 1975 г. попытался, при содействии группы офицеров и матросов, захватить корабль, привести его из Риги в Ленинград и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: