Всегда и везде постоянно накапливать знания и опыт в любых областях деятельности, не жалея на это ни сил, ни времени

Мнения многих людей, что, например, филологу не нужны знания математики, а физику или математику не нужны знания гуманитарных предметов в корне неверны. Неверны также и утверждения, что специалисту в области техники не нужны знания, например, биологии, зоологии и др. нетехнических наук. В жизни пригодятся все знания, но когда и в какой форме, не известно никому.

26 декабря 2004 года произошло стихийное бедствие – цунами. Было очень много жертв. Отель «Мэрриот» в Пхукете был одним из немногих, где ни один из постояльцев не погиб и не был серьезно травмирован. Спасла от цунами жизнь около ста человек 10-летняя школьница, англичанка Тилли Смит, благодаря знаниям, полученным в школе на уроках географии. Незадолго до цунами Тилли на уроке учила признаки наступления цунами, среди которых – резкое снижение уровня воды в море.

За несколько минут до цунами вода отошла от берега – и девочка сообщила о грядущей опасности своей матери, а затем с помощью сотрудников отеля, туристам, отдыхающим на пляже. «История Тилли – простое напоминание, что знание может стать единственной разницей между жизнью и смертью», - заявил бывший президент США Билл Клинтон, после беседы с девочкой [26].

История с Тилли – великолепный пример использования знаний, которые она получила не специально для данного случая, а в порядке освоения учебного курса по географии. Она ведь могла, как нередко бывает у школьников, пропустить сведения о цунами мимо ушей.

Случаи эффективного использования знаний, совершенно, как кажется на первый взгляд, не относящихся к текущей проблеме, в реальной жизни встречается не так и редко. Н.Н. Смеляков, заместитель министра внешней торговли СССР в книге «Деловая Америка (записки инженера)» [27] описал, как во время Второй мировой войны в США решили проблему массового строительства кораблей для доставки в СССР грузов по ленд-лизу. Потребность в них была большая, так как поставки возрастали, а значительную часть кораблей фашистам удавалось топить. Подошли к проблеме необычно – поручили строить корабли автомобилестроителям. А они, применив принцип организации конвейерного производства, в разы увеличили скорость сооружения этих кораблей.

Примеров, когда становятся востребованы так называемые непрофильные для конкретного специалиста знания, можно привести очень много. И примеры эти относятся не только к области совершенных открытий, которые в наше время случаются, как правило, на стыке наук, но и к сфере повседневной человеческой жизни и трудовой деятельности.

Менеджер, владеющий компьютером, умеющий водить автомобиль, разбирающийся в политике, знающий основы физиологии человека, знакомый с веяниями современной моды, знающий театр, литературу, искусство, основы религии и многое другое, имеет неоспоримые преимущества перед теми, у кого эти знания или ограничены, или отсутствуют вовсе.

Наш мозг и вообще наши физические возможности в течение жизни используются незначительно. Это подтверждают исследования специалистов. Короче говоря, не жалейте себя, приобретайте знания и практические навыки, не сомневайтесь, все они обязательно пригодятся.

В современной науке применение разработок в одной области (например, в биологии), для решения сложных задач в другой (например, в металлургии), казалось бы, не имеющих никакой связи друг с другом, стало рядовым явлением, приводящим, как правило, к неожиданным открытиям.

В журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья доктора биологических наук Ю. Петренко «Нужна ли физика врачу?» [28]. В ней приведены, на мой взгляд, интереснейшие сведения, показывающие, что ряд основополагающих законов физики создали врачи.

Великий Гален (II век н.э.), понимал, что здоровье человека связано с теплотой его тела, ввел в практику понятия «температура» и «градус», ставшие основополагающими для физики и других дисциплин.

Уильям Гильберт (1544-1603), придворный врач английской королевы, открыл земной магнетизм.

Томас Юнг (1773-1829), известный английский врач, стал одним из создателей волновой теории света.

Французский врач Ж.-Б.Л. Фуко (1819-1968), маятник Фуко – в его честь, доказал вращение Земли вокруг оси, сделал ряд открытий в области оптики и магнетизма.

Ю.Р. Майер (1814-1878) – немецкий врач, служивший во флоте, установил основные принципы закона сохранения энергии.

Г. Гельмгольц (1821-1894) – немецкий врач, занимался физиологической оптикой и акустикой, сформулировал закон сохранения энергии и выразил его в математической формуле. Сделал великие открытия в области электромагнитных явлений, термодинамики, оптики, акустики, физиологии зрения, слуха. Медик по образованию в 50 лет стал профессором физики, а в 1888 г. – директором физико-математического института в Берлине.

Жан-Луи Пуазейль (1799-1869), французский врач экспериментально изучал мощность сердца, как насоса, качающего кровь. За заслуги перед физикой его именем названа единица динамической вязкости – пуаз.

И.М. Сеченов (1829-1905) – знаменитый русский врач, занимался физической химией, установил важный закон, описывающий изменения растворимости газов в водной среде, в зависимости от присутствия в ней электролитов.

Вклад медицины в развитие физики более чем убедителен. И дело здесь не в занятии врачей проблемами физики, как хобби, а в использовании открытых ими закономерностях в обеих науках. Но ведь можно привести подобные примеры и в отношении других наук. Выводы из подобных сведений очевидны – эффективное развитие науки и практики в рамках, ограниченных какой-либо отдельной дисциплиной, попросту невозможно.

Поэтому каждый, кто рассчитывает на оптимальное развитие жизненной карьеры, на успех, должен стараться буквально впитывать знания, которые он может усвоить. Это касается не только научных работников и руководителей, но и специалистов других профессий, включая рядовых тружеников.

Важно помнить еще и то, что человек должен стремиться получить разносторонние знания. В этом смысле следует помнить о конвергенции знаний технических и гуманитарных. Человек, образованный только технически, но не обладающий гуманитарными знаниями, культурой не только российской, но и мировой, мало интересен, у него сужается круг общения, а значит, что вполне естественно, сокращается возможность добиться успехов в выбранной профессии.

В современной России перманентная реформа образования (начатая много лет назад без обозначения срока ее окончания) предусматривает получение образовательного продукта в виде человека-потребителя, а не человека-творца. Это удивительно и не сразу укладывается в голове, противоречит всей системе обучения, создававшейся в течение 70 лет советской власти. Но, к сожалению, это так. Бывший министр образования РФ А.А. Фурсенко четко заявил об этом. На ежегодном молодежном форуме на Селигере 23 июля 2007года он сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Чиновники от образования реализуют политику министра. Замена Фурсенко на Ливанова еще более усилила эту тенденцию. Наивно думать, что проводимая политика в образовании – это инициатива министерства. Это линия, определенная Президентом и окружающей его властной элитой. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, несмотря на единодушное мнение всех парламентских партий, в части немедленной отставки Ливанова (и «Единой России» в том числе), В.В. Путин упорно отказывается это сделать.

Правящая элита под предлогом отказа от навязывания в школе и в вузах какой-либо идеологии, освободила наше образование от функций воспитания, что было основой советской школы, и превратила само преподавание в предоставление школьникам и студентам «образовательного продукта».

Под маркой интеграции в мировое культурное пространство упорно проводится политика идентификация нашего высшего образования с западным (так называемый Болонский процесс). Первое и главное следствие этого мероприятия – облегчение устройства на работу наших специалистов за границей. Других плюсов не обнаруживается.

Внедрение ЕГЭ, официально обоснованное двумя главными причинами: ликвидация коррупции при поступлении в высшие учебные заведения и предоставление возможности поступления в вузы детей из глубинки, создание им равных возможностей с абитуриентами, проживающими в крупных городах, практически полностью не оправдалось. Что касается коррупции, то она переместилась из вузов в школы и значительно усилилась, о чем свидетельствуют многочисленные сообщения в СМИ. Демократизация процесса поступления в вузы также не получилось, так как вдали от крупных населенных центров детям и раньше сложно было получить образование, равноценное городскому, а сейчас эти трудности усугубились.

Но самое главное в том, что ЕГЭ не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен на знании или незнании фактов. Но факты – всего лишь отправной момент для мыслительного процесса. Но такую «сложность» ЕГЭ не предусматривает.

Сергей Капица, ныне покойный, оценивая существующую сейчас в России систему образования, заявил, что Россию превращают в страну дураков [29]. С этим трудно спорить.

Опыт Советского Союза, добившегося впечатляющих результатов в науке и образовании (ведь наша система образования считалась одной из лучших в мире!) отрицается и замалчивается. Как тут не вспомнить, что уже в 1920 году на третьем съезде комсомола В.И. Ленин не только призывал молодежь: «Учиться, учиться и учиться!», но и разъяснял, что «Учение, воспитание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам старым обществом. Мы можем строить коммунизм только из той суммы знаний, организаций и учреждений, которые остались нам от старого общества» [30].

Российская реформа образования направлена на видоизменение сложившейся ранее организационной системы, то есть она касается формы, а не сути предмета реформирования. Совершенствование методики преподавания практически не обсуждается. Это для реформаторов не главное. А ведь этот вопрос – веление времени. Темп и развитие техники в наше время настолько высоки, что разумное использование этой техники серьезно запаздывает. Учим людей по-старинке, хоть есть все основания применять современные методы. Использование компьютеров, слайдов, презентаций не меняет суть и часто выглядит, как если бы мы пахали поле не с помощью тракторов, а сохой, но полированной и лакированной.

Приведу пример из собственной практики. Написали мы с коллективом авторов одно электронное мультимедийное учебное пособие для дистанционного образования. Это обычный учебник и к нему прилагается диск с записанным текстом. Спрашиваю ректора университета, а зачем мне, профессору, читать весь курс лекций, когда он записан мной же, и студенты дневного и вечернего отделения прекрасно могут прослушать его без моего присутствия. А моя задача была бы прочитать одну-две, максимум три лекции, да плюс к этому одна консультация. То есть сделать примерно то же, что возлагается на профессора в США в их университетах. Ответ был такой: «Если идти по этому пути, то придется увольнять половину преподавателей». Что ж, может быть и так. Хотя есть вариант не увольнять преподавателей, а снизить учебную нагрузку и вдвое увеличить зарплату. Но это уже непросто, здесь надо думать и думать. Значительно проще сливать и ликвидировать учебные заведения – и работа видна, да и особенно думать нет необходимости.

И школа, и вузы страдают от перегруженности учебных программ. Это говорят все, и преподаватели, и родители, и ученики. И постоянно стараются сократить учебную нагрузку. Но как без снижения качества сократить время освоения предметов – это ни в школе, ни в вузах не обсуждается.

То, что существует методика интенсивного преподавания ряда школьных предметов Виктора Федоровича Шаталова, знают даже не все учителя. А ведь он добился выдающихся успехов: школьные курсы алгебры, геометрии, физики и других предметов он «проходил» с учениками за месяц, а то и меньше. Суть его методики в отказе от традиционного «линейного» обучения, когда темы идут строго одна за другой, от простых к сложным. Вспомним, например, как все мы учили геометрию. Нам рассказывали, что такое точка, прямая, отрезок прямой, плоскость, что две параллельные никогда не пересекутся и так далее. Кто не любил математику, мучились и страдали от скуки. Даже способные к этой науке теряли интерес на таких уроках.

В.Ф. Шаталов начинал курс с самой трудной, но центровой, основной темы. В геометрии, как он считал, это – свойства треугольника. От этой темы он легко переходил к более простым, постоянно поддерживая интерес учеников к занятиям. Он учил их мыслить, а не заучивать материал.

Методика Шаталова признана в ряде зарубежных стран. Но наше министерство образования ведет себя так, как будто этой методики не существует. Чиновники, да и сами учителя, ее активно игнорируют, рассуждая примерно так: «Если как Шаталов – за один месяц школьный курс, то что нам делать после этого – сидеть без работы?»

Внедрение методики Шаталова перевернуло буквально бы весь процесс организации школьного обучения. Но для этого нужна, как принято говорить, политическая воля. А ее у наших чиновников и их руководителей просто нет. И что еще немаловажно отметить, достижения Шаталова, его принципы преподавания, могут быть распространены на обучение любым предметам и на любом уровне – не только в школе, но и в колледже, ВУЗе, аспирантуре.

Простой пример: вузовский курс «Управление персоналом», на мой взгляд, следовало бы начинать с центровой темы: «Деловая карьера». Опыт показывает, что студенты проявляют к этой теме повышенный интерес и с б о льшим вниманием относятся к освоению других тем.

С какими бы сложностями получения знаний в нашей стране человек ни сталкивался, он должен делать все возможное, чтобы получить необходимое ему образование. Людям, активно строящим свою карьеру, небезынтересно узнать, что по данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей объясняется образованием и всего 40% - всеми остальными факторами, такими как здоровье, природные способности, социальное происхождение, воспитание и прочее [31].

Из этих сведений можно и нужно сделать вывод о том, что следует приложить все силы для получения самого качественного образования и использовать его как главный рычаг воздействия на доходы. Кстати, молодым людям следует знать, что в Госдуму в 2013 году внесен законопроект, который предусматривает дать зеленый свет красным дипломам, то есть предоставляет отличникам, выпускникам вузов серьезные преимущества при получении должности на государственной службе [32].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: