Развивать и совершенствовать инновационную направленность своей деятельности. Везде и во всем стараться находить нетрадиционные эффективные решения

Представить, что мы с самого рождения делали бы все то и так, ничего не меняя, как делали наши предки, просто невозможно. Темпы развития во все времена, а в наше время в особенности, зависят от внедрения инноваций. Во всем мире жизненную и деловую карьеру люди делали, как правило, внедряя новшества. Иллюстрацией этому, например, могут служить биографии многих американских и европейских миллионеров и миллиардеров.

Инновации в науке, технике, технологиях производят революционные перевороты в жизни людей. Если в недалеком прошлом историки описывали победы полководцев и деяния монархов, не без основания считая, что именно они и делают историю, то в наше время – и это очевидно всем – история определяется открытиями ученых и использующих эти открытия бизнесменов, то есть инноваторами.

Характерен в этом отношении пример достижений Стива Джобса. В книге Айзексона Уолтера «Стив Джобс» [34] подробно показаны технические новшества, внедренные Джобсом, которые стали мировоззренческими решениями, изменившими образ жизни. Компьютер Мас стал образцом настольного персонального компьютера, iPod изменил сферу потребления музыки, облегчив доступ к ней, iPhone изменил саму сущность телефона, сделав его универсальным гаджетом, планшет ipad превратил компьютер из сложного прибора в мобильное устройство, легкое в обращении, по сути дела – в ручной инструмент.

Удивительная прозорливость С.Джобса видна особенно ясно, если вспомнить, что в середине 1970-х руководство компании Xerox пыталось выяснить у него: «Кому может понадобиться держать компьютер у себя дома?» [35].

В планы Джобса, которые, к сожалению, ему не позволила реализовать его безвременная кончина, входили революционные изменения в образовании, которые в корне изменили бы эту консервативную сферу, где принципиально ничего не менялось в течение столетий. Джобс планировал поместить все учебники и необходимые книги в iPad, сделав это бесплатно. Последствия внедрения этих задумок – переворот в школьном и вузовском обучении: ученики могут дома смотреть видеоуроки, а в школу или вуз приходить на консультации.

К месту будет вспомнить отечественного инноватора в образовании Виктора Федоровича Шаталова, который в корне изменил саму методику преподавания учебных дисциплин и в течение многих лет добивался выдающихся результатов, в виде прочных знаний учеников при сокращении времени обучения на порядок по сравнению с официально установленным.

Предложения В.Шаталова упорно не желает замечать Минобр РФ. Объяснение этому, как представляется, простое – их высокая эффективность потребует пересмотра всех канонов организации учебного процесса не только в школе, но и в вузе. Это предполагает большую и сложную работу. Чиновники это не любят.(Подробнее о методе В.Ф. Шаталова было рассказано в разделе 2.6).

В наше время для человека, желающего достичь успеха в жизни (а кто этого не хочет?), инновационность должна стать чертой характера, тогда наверняка будут найдены новые, неожиданные решения даже там, где нечего вроде бы и менять. А это – путь к получению серьезных конкурентных преимуществ. Нужно помнить о том, что склонность к нешаблонному мышлению – важнейшее условие саморазвития.

Приведу пример, может быть немного смешной, но весьма поучительный. Лагерный сбор офицеров запаса. Проводится спартакиада батальона по четырем видам: бег, прыжки в длину, стрельба из пистолета и самый главный вид – перетягивание каната. Соревнуются шесть рот. Одна из рот перед последним видом была на последнем месте, но если выиграть канат у всех пяти рот, гарантированно можно занять первое место. Среди офицеров нашелся инженер, который заявил: «Мужики, будете меня слушать – победим всех!» И пояснил: «Вспомните, как бурлаки тянули баржи. На картине Репина ведь это нарисовано: они тянут, налегая на лямку, и идут вперед лицом. А у нас как канат тянут? Задом двигаются, а когда переступают ногами, наступает момент неустойчивого равновесия, противник чуть нажмет – и его победа. И еще – становятся тянуть, кто за что схватит, а надо по росту: сначала самый маленький, а последний – самый большой, тогда общая сила тяги будет направлена строго по оси каната и потери силы не будет. А начинать надо по команде рывком, а, не напрягаясь, постепенно и неторопливо». Убедил, послушали и все выполнили пунктуально. И не просто победили всех, а разгромили. На каждого противника затрачивали буквально по нескольку секунд.

Этот пример показывает, что новаторство возможно даже там, где и думать о нем вроде бы нецелесообразно: все ясно, все понятно, все так делают (это обычный довод тех, кто не может и не хочет ничего менять).

В тяжелых жизненных ситуациях человек более настроен на инновации, чем в спокойной, сытой жизни. Это и понятно, приходится мобилизовывать все свои интеллектуальные ресурсы для выживания. Решения, полученные даже в таких условиях, нередко вызывают восхищение своей простотой и оригинальностью.

Джек Лондон описал подобный случай в рассказе «Сказание о Кише» [36]. Отец Киша был вождем племени, обитавшем на Крайнем Севере на берегу Ледовитого океана. Когда он умер, его жене и сыну стало доставаться при дележе добычи охотников все меньше и меньше мяса. Нужно было что-то делать. Киш нашел выход – научился в одиночку убивать огромного зверя – полярного медведя.

«Киш, как гласит сказание, был смышленым мальчиком, здоровым и сильным, и видел уже тринадцать солнц». Когда соплеменники, удивленные его успехами, обвинили его в колдовстве, он им разъяснил: «Я только придумал способ, как можно легко убить полярного медведя, вот и все. Это смекалка, а не колдовство... Надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нем ямку – вот так. Потом в ямку надо положить китовый ус – вот так, хорошенько его свернув, и закрыть его сверху другим кусочком жира. Потом это надо выставить на мороз, и, когда жир замерзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямиться – медведю станет очень больно, его легко убить копьем. Это совсем просто».

Возможности инноваций есть везде, даже в консервативных отраслях деятельности, таких, например, как земледелие, где в течение не столетий даже, а тысячелетий применялась одна и та же технология: пахали землю, сеяли зерна, удобряли поля навозом. Лет двести назад возникло новое направление в сельском хозяйстве – началось промышленное земледелие, в наше время распространенное повсеместно: используются синтетические удобрения, пестициды, генетически модифицированные организмы, тяжелая сельхозтехника. В результате получают высокий урожай и немалую прибыль. Но при этом химикаты «награждают» плоды вредными веществами, вредят окружающей среде, а выращенные с их помощью продукты зачастую невкусны.

Кажется, что еще можно придумать кроме комбинации этих двух направлений или совершенствования каждого в отдельности? Но австрийский крестьянин Зепп Хольцер предложил в 90-ые годы прошлого века новое аграрное направление, которое получило название «перма-культура» – перманентное, т.е. естественное сельское хозяйство. Оно основано на взаимосвязях, существующих в естественных экосистемах, на неприменении химических веществ и крупной сельхозтехники. Несмотря на то, что З. Хольцер добился впечатляющих успехов на своем участке земли и имеет много последователей по всему миру, в том числе и в России, эксперты доказывают, что на больших территориях его метод будет убыточен [37].

Оценим достижение Хольцера с другой стороны: его «интеллектуальное земледелие» – инновационный прорыв в отрасли, в которой придумать что-нибудь принципиально новое считалось просто невозможным. А он делом доказал, что это осуществимо!

Анатолий Иванович Шугуров возглавляет товарищество на вере «Пугачевское» Мокшанского района Пензенской области. Руководит им более 30 лет, с тех пор, когда оно еще было одноименным совхозом. Применяет необычную для наших аграриев технологию – выращивая зерновые, не пашет землю, а культивирует ее и боронует, не использует химические удобрения и пестициды, плодородие почвы повышает за счет использования соломы и пожнивно-корневых остатков. Инновация, как известно, это производство или внедрение продукта, в создание которого вложены новые, ранее не использованные знания. В данном случае воспроизводятся технологии давно и незаслуженно забытые, и чтобы их применять, нужно быть настоящим новатором.

Подобные агротехнические приемы были описаны в книге русского агронома Овсинского еще в начале XX века, о них знал и рекомендовал к использованию П.А. Столыпин. Они с большим успехом применялись в хозяйстве Т.С. Мальцева, советского ученого и практика, дважды Героя Социалистического Труда. Разбираться в деталях и по достоинству оценить технологию, применяемую в товариществе А.Шугурова – дело специалистов. Отметим лишь результаты, которых они добились. Когда пахали землю, урожайность была 10 центнеров зерна с гектара, с 1983 года перестали пахать и полностью отказались от химии – 15 центнеров, конец 80-ых – 20-25 центнеров, затем – 30, в нулевые годы – за 40 центнеров. Такой урожай собирают только на Кубани. И себестоимость зерна у А.Шугурова – 83 копейки за 1 килограмм, а в округе – 2.5 рубля [38].

Эти результаты даются нелегко, внедрение необычной технологии сопряжено не только с мужеством исполнителей и уверенностью их в успехе, но и с разработкой сложного технологического процесса работы с почвой, где даже одна незначительная ошибка может свести на нет все усилия.

И в очередной раз с огорчением приходится отмечать, что чиновничья вертикаль полностью игнорирует прекрасно зарекомендовавшую себя технологию А.Шугурова. Страна упорно продолжает пахать...

Жизненный настрой на инновации наиболее ярко проявляется в предпринимательстве. Это и понятно, в этой области деятельности конкретно и зримо можно видеть результаты инноваций. Новшества совсем не обязательно должны быть глобального уровня, принципиально новым словом в человеческой деятельности.

Создание нового товара, новые условия доведения продукции до потребителя и т.д. – все это инновационные проекты. Андрей Кривенко, владелец и управляющий компанией «Избенка», поставил задачу изменить модель потребления в стране: чтобы люди ели только свежие натуральные продукты, а производители и продавцы обеспечивали этот спрос. Ставка сделана на свободную рыночную нишу – продажу молочных продуктов в день их изготовления. Его дело стартовало в феврале 2009 года, и в том же году в декабре начало давать прибыль. В ассортименте 35 продуктов, более 80 торговых точек в Москве и ближайшем Подмосковье [39].

Еще один пример. Александр Ладан с тремя товарищами в конце 90-ых годов нашел «золотую жилу» – стал производить сухарики. Это был инновационный проект, рожденный вроде бы на ровном месте – кто не видел в продаже сухари или не ел их? Но это были особые сухарики, изготовленные по новой технологии начиная с производства хлеба специальной выпечки, с посыпками, добавками, разработанными компанией. Фирма получает миллионные доходы, ее товар завоевал не только российский рынок, но и вышел на международный. Сухарики успешно продаются даже в Австралии [40].

Примеров удачных инновационных прорывов в бизнесе в наше время существует немало, и в средствах массовой информации о них сообщают достаточно часто. Остается надеяться, что инновационное направление будет преобладающим в российском предпринимательстве и в последующие годы.

Однако, наибольшую отдачу для народного хозяйства, особенно ожидаемую в перспективе дает внедрение не сравнительно мелких предпринимательских проектов, а инновационный продукт, получаемый в результате взаимодействия большой науки и экономики.

Примерами реализации достижений фундаментальной науки отмечен весь путь развития человечества. В недавнем прошлом Россия вносила громадный вклад в мировую науку. Но после так называемых либеральных реформ страна потеряла сотни тысяч своих самых образованных молодых ученых и инженеров. Кто-то ушел в бизнес, но большинство покинуло страну. Мы, фактически потеряли поколение, которое могло, и должно было бы воспитывать следующее поколение.

В мире происходит стремительный переход к фундаментальной смене ценностей. Такого перехода к качественному росту в истории еще не было. В этом коренном повороте модернизации и инновации занимают центральное место. И они очень важны для нашей страны.

Но только молодые способны на инновации. Молодых, как двигатель развития, в результате реформ мы, практически, потеряли, а старики, вынужденные работать из-за нищенской пенсии, учить подрастающее поколение осваивать инновационные процессы не в состоянии. Это – главная трудность на пути эффективного, современного развития экономики.

В условиях России, как ни в какой другой стране, особое значение приобретает бизнес, начатый с нуля – стартап. Термин заимствован их английского языка (start up) и означает в развернутом толковании начало бизнес-проекта командой талантливых единомышленников, основанного на «голой» идее, но настолько убедительной, что под нее выделяют деньги без финансовых гарантий.

Базой стартапа должна быть такая инновационная идея, которая позволит иметь мультипликаторы более десяти, то есть когда на вложенный рубль потенциально можно получить больше десяти рублей отдачи. И еще важно знать, что не может быть стартапа, который не улучшает каких-то реальных обстоятельств жизни людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: