Умение хорошо говорить

Умение хорошо говорить, то есть обладать ораторским искусством – одно из главных требований, которым должен соответствовать лидер. Но верно и обратное утверждение – обладание ораторскими способностями – весомое основание стать человеку лидером.

Во многих монографиях на тему об ораторском искусстве заостряется внимание на важности его для лидеров в политике и бизнесе. Но это умение нужно всем людям в разных дозах, но, безусловно, всем без исключения. Разве не нужно хорошо, убедительно говорить преподавателю в средней и высшей школе, врачу, беседующему с больным, спортивному тренеру и так далее. А умение убеждать в семейных отношениях нередко приводит к важнейшим поворотам в жизни человека.

Но наиболее наглядно хорошее владение или недостатки ораторского искусства проявляются в лидерстве. Ли Якокка считал, что «...стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом...» [47].

Руководитель (лидер) должен знать, что наилучший способ вдохновить на эффективных труд группу людей – это публичная речь, а не разговор с каждый наедине. Тот же Ли Якокка по этому поводу отмечал, что лидеру нужно уметь думать, стоя перед слушателями. Поэтому крайне необходимо освоить элементы ораторского искусства. Подспорьем в этом деле могут служить книги Д. Карнеги, которые с интересом читаются уже несколько десятилетий деловыми людьми всего мира. А сам жизненный путь Д. Карнеги, успех которого начался с выработки умения публичного выступления, является яркой иллюстрацией значения ораторского искусства в профессиональной карьере менеджера.

Убедительные примеры дает на этот счет наша российская действительность. 1985 год, начало так называемой перестройки. М.С. Горбачев, чтобы получить б о льшую поддержку в ЦК КПСС, принимает решение омолодить состав Центрального
Комитета, удалив из него пожилых людей, возраст которых перевалил за семьдесят. Сложность была в том, что очередной съезд, где переизбираются выборные органы, должен быть еще не скоро. Один из участников дальнейших событий рассказал, что М.С. собрал членов ЦК и стал убеждать их написать добровольно заявления об отставке. Ответом было молчание, а оно, как известно – знак согласия. После этого инициативная группа противников горбачевского предложения в составе трех членов ЦК побеседовала с каждым, намеченным к отставке, и убедила их никакие заявления не писать. Наступил назначенный срок, Горбачев собирает кандидатов на увольнение, убеждается, что заявление никто не написал, и здесь же произносит пламенную речь, разъясняя как важно для страны омолодить Центральный Комитет. Убеждает, и все, кто совсем недавно категорически был против, тут же эти заявления написали.

Нелишне напомнить, что в переломные моменты истории страны (а это в равной степени относится и к переломным моментам в жизни и деятельности предприятия) выдвигаются на передовые позиции, как будто бы совершенно неожиданно люди, ранее почти незаметные, неизвестные широкой публике, но обладающие способностью хорошо говорить. Достаточно напомнить такие имена, как А. Собчак, Г. Попов, Г. Старовойтова, В. Жириновский и ряд других.

У каждого из нас есть, очевидно, немало знакомых, которые обладают неплохими идеями, но не умеют изложить их публично. Нет необходимости доказывать, что ораторскому искусству нужно учиться. По этой теме существует огромное количество литературы. Работают курсы ораторского искусства и мастерства общения. Желающие всегда могут найти возможность научиться говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией.

Людям, которым трудно дается овладение ораторским искусством, следует ознакомиться с жизнью Демосфена, признанного самым великим оратором Древней Греции. Демосфен с рождения обладал тихим слабым голосом, был крайне косноязычен, к тому же у него дергалось плечо. Казалось, он не имел шансов стать оратором. Но настойчивость, сила воли, упорные тренировки победили природные недостатки.

К искусству говорить вплотную примыкает искусство спора, которому, по-моему, на курсах не учат. А в наше время это является весьма актуальной проблемой. Многим представляется, что цель спора – победить, переубедить противника. В книге философа С.И. Поварнина «Искусство спора. О теории и практике спора», изданной в Петрограде в 1923 году, показано, что в споре, полемике могут ставиться и решаться разные задачи. Задачей спора может быть выяснение истины. Автор считает эту форму спора высшей формой, самой благородной и самой прекрасной. Вторым типом спора он называет не утверждение истины, а убеждение в ней противника, что допускает нередко различные уловки. Третий вид, стоящий ниже, - это когда цель его – просто победа любой ценой, даже таким способом как оставление за собой последнего слова.

В наше время, особенно при обсуждении политических и экономических вопросов в СМИ, особенно часто на радио и телевидении используется третий тип спора. Мне неоднократно доводилось наблюдать, как ведущий, чтобы внушить (а не доказать) свою точку зрения зрителям, последнее слово дает тому участнику передачи, мнение которого соответствует его мнению.

Прием подлый и в конечном итоге малоэффективный, поскольку позволяет, как говорится, затуманить мозги малоосведомленным и малообразованным зрителям. Но, однако, кто его знает, может именно такая цель и ставилась? Но в любом случае в результате такой дискуссии в долговременной перспективе результат может быть только негативным.

К теории и практике ораторского искусства существенное добавление сделал Роберт Макки, автор популярных во всем мире семинаров и книги «Story», посвященных искусству создания киносценариев. Он достаточно подробно высказал свои мысли на эту тему журналу «Эксперт» [48]. «Великие лидеры – директора, военные, политики – это великие рассказчики. Это особый тип мышления. Они разговаривают с людьми как с людьми, а не как с компьютерами». «Значительную часть деятельности руководителей составляет необходимость мотивировать людей на достижение каких-то целей». Р. Макки считает (а как отмечает «Эксперт», это вдруг всем стало очевидно), чтобы вести за собой людей – избирателей, инвесторов, персонал, присяжных, искусством создания истории должны овладеть все – политики, бизнесмены, финансисты, ученые, юристы.

Вывод, к которому приходит Р. Макки прост и логичен: «Люди бизнеса должны понять, что человек мыслит не диаграммами, не списками. Разум организует жизнь в историю. Поэтому, если вы хотите, чтобы люди усвоили вашу статистику, вы должны обречь ее в форму истории. Все очень просто, но это пугает бизнесменов. Надо контролировать историю так, что она была эффективна, а для этого требуются талант и смелость».

«Лидер..., раскрывая в истории суть своей борьбы, ведет за собой людей. Именно поэтому история – удел не маркетологов, а лидеров» - заключает Р. Макки.

А мы же в виде заключения этой темы напомним, что будущее за теми, кто умеет хорошо говорить. И не менее важно знать мнение известного психолога Ч. Депью, утверждавшего, что никакая другая способность человека не даст ему возможность с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: